Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Главное

16.12.2005 | Иван Ярцев

ПАРТИЙНЫЙ ГУБЕРНАТОР ПАРТИЙНО ЗАПОЕТ

В пятницу Госдума приняла во втором чтении законопроект, который дает победившим на региональных парламентских выборах партиям право выдвигать свои кандидатуры на пост губернатора. "За" документ проголосовали 347 депутатов, против - 47, воздержался - один. Как отмечают народные избранники, новый закон призван повысить степень участия партий в политических процессах, предлагая им своего рода "приз" за победу на региональных выборах. А некоторые все еще полагают, что аналогичную систему следует распространить и на федеральный уровень, позволив думскому большинству предлагать кандидата на пост председателя правительства. Однако очевидно, что подобное решение, если оно и будет принято, будет разрабатываться не в парламенте, а в Кремле.

Необходимо напомнить, что с предложением расширить полномочия партий на региональном уровне весной этого года выступил президент Владимир Путин. Так что считается, что основная цель законопроекта "О повышении роли партий в политической системе страны" - повысить степень участия партий в политических процессах, а также укрепить партийные структуры в регионах, поскольку предполагается, что победившая на региональных выборах партия получит право представлять президенту России кандидатуру на должность руководителя субъекта Федерации. Однако есть сомнения в том, что столь громоздкая система действительно может заработать. Во-первых, никто не обязывает главу государства соглашаться с депутатами из регионов - в случае их несогласия с его выбором, он может просто распустить законодательное собрание субъекта федерации. А во-вторых, как решение было принято - так оно в любой момент из соображений политической конъюнктуры может быть отменено - ведь даже это второе чтение было приурочено к масштабной избирательной кампании сразу в нескольких регионах страны и лишь после триумфальной победы там "Единой России" окончательное решение было принято.

Надо также отметить, что этот документ имеет массу процессуальных сложностей. В частности, в случае если в региональном парламенте оказываются две и более партии, набравшие по итогам выборов равное количество голосов, решение будет принято в пользу той кандидатуры, за которую проголосовало большинство депутатов. Кроме того, предусматривается право региональных отделений победившей партии определять кандидатуру будущего губернатора - при том, что их мнение может и разойтись с позицией фракции в самом законодательном собрании. Так что реальных механизмов добиться утверждения "своего" человека у партии нет.

В то же время, выглядит наиболее странно и категорически расходится с практикой, применяемой в странах Западной Европы, в частности Германии, возможность того, что предлагаемый кандидат будет членом другой партии и даже вовсе беспартийным. Ведь очевидно, что это не только противоречит принятым в других странах нормам, но и самой логике усиления влияния политических партий в обществе и жизни страны и лишний раз свидетельствует о конъюнктурности нынешнего решения. Зато - это позволяет федеральному центру навязывать под угрозой роспуска собственного беспартийного или инакопартийного ставленника местным парламентам, где к власти пришла не правящая "Единая Россия", а какая-нибудь иная партия.

Ясно, что этого не может не понимать, например, председатель комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Плигин, который утверждает, что предоставляемые документом возможности будут выгодны всем партиям: "Это один из элементов масштабной реформы, которая в настоящее время предлагается обществу, - направленный на формирование в России серьезной, развитой партийной системы. Таким образом, закон будет выгоден любой партии, которая в том или ином регионе получит большинство в местном представительном законодательном органе".

Это свидетельствует о том, что в реальности речь идет не о масштабной реформе на перспективу страны, а о конъюнктурных изменениях в интересах нынешних властей и правящей партии. При этом надо иметь ввиду, что подобные законодательные изменения, помимо желания их авторов и могут превратиться в полноценную реформу, как это происходит сегодня на Украине и об этом не стоит забывать, оценивая результаты принятия закона о возможности для победившей на выборах в региональный парламент партии предлагать президенту кандидатуру губернатора. Равно как и не стоит забывать о том, что ранее первый вице-спикер Госдумы Олег Морозов от "Единой России", часто вносящий в Думу "кремлевские" законопроекты, предложил перенос региональной модели формирования исполнительной власти и на федеральный уровень, с тем, чтобы нижняя палата российского парламента предлагала президенту кандидатуру премьера, что оставляет Кремлю возможность продолжения в будущем реформы госвласти в стране - в зависимости от предвыборной конъюнктуры 2007-2008 годов.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net