Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
05.08.2020 | Политком.RU
Правительство Михаила Мишустина – от чрезвычайности к нормальности
Кабинет Михаила Мишустина оказался уникальным правительством в истории современной России. Когда Мишустин был назначен премьером, то стоявшие перед ним задачи казались очевидными. Стимулировать экономический рост, который не дотягивал до двух процентов, то есть был заметен только макроэкономистам, а не обычным гражданам. Для этого улучшить администрирование национальных проектов, призванных стать драйверами роста. Создать более комфортные условия для развития бизнеса. В общем, все логично и предсказуемо.
Однако логика рухнула — правительству пришлось действовать в стилистике не эволюционного управления, а антикризисного менеджмента. В марте российская экономика оказалась в ситуации идеального шторма, когда соединение негативных факторов вело к апокалиптическим прогнозам, которые, однако не сбылись.
Борьба с пандемией и ее последствиями
В первые недели своего премьерства Мишустин еще имел возможность совершать поездки в регионы в относительно спокойном режиме. В Курганской области он посетил больницу, которая не ремонтировалась 40 лет. В Костроме — деревянную больницу 1760 года постройки, где раньше находился кожевенный завод, а на чердаке до сих пор стоит бак, в котором варили кожу. Понятно, что речь шла не о досадных исключениях — поэтому правительство срочно решало вопросы о передаче регионам коечного фонда федеральных клиник и выделении средств на их оснащение. А также контролировало работу глав регионов, причем не полагаясь на официальные отчеты. Губернаторам пришлось отвечать на неудобные вопросы о расхождениях между представленными ими сведениями о количестве медицинского персонала и уровне освоения средств федерального бюджета и первичными данными, поступившими в мониторинговый центр.
Правительству пришлось в срочном порядке выделять средства на неотложные нужды в рамках борьбы с пандемией, так как счет идет на недели и даже дни. Из резервного фонда правительства было выделено более 32,4 млрд рублей на оснащение региональных больниц, обеспечение системой снабжения кислородом и средствами индивидуальной защиты. Более 800 магистралей, ведущих к медицинским учреждениям, были включены в программы модернизации в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Стимулирующие выплаты получили более 290 тыс. медицинских и других работников. Также отдельные выплаты получили 400 тыс. человек, которые работали с группами риска во время пандемии коронавирусной инфекции. Кроме того, для тех, кто заразился во время работы с больными коронавирусом, предусмотрены страховые выплаты.
Другой набор задач, решаемых правительством Мишустина – это спасение экономики. Во время июньского отчета в Думе Мишустин сообщил, что объем полученных предприятиями беспроцентных кредитов на выплату зарплат в период пандемии составил около 93 млрд рублей. Правительство прежде всего поддерживало индивидуальных предпринимателей, малый и средний бизнес, чтобы помочь им продержаться, а потом возобновить деятельность. Малым и средним предпринимателям предоставили отсрочку по обязательным платежам, списали налоги и страховые взносы за второй квартал, в два раза уменьшили страховые взносы с зарплат, которые превышали один МРОТ. Тем, чьи доходы снизились более чем на треть, банки предоставили отсрочки по кредитам.
Разумеется, бизнес хотел большего. Но популярная идея распечатать заначку и выдать бизнесу и населению так называемые «вертолетные деньги» сталкивается с апелляцией к истории – в 1980-е годы аналогичные советские запасы в условиях обвала нефтяных цен были быстро растрачены на безнадежные попытки поддержания жизненного уровня людей. А потом пришлось затянуть пояса и просить кредиты МВФ на суммы, которые сегодня кажутся смешными. Непродуманные, судорожные решения могли оказаться неэффективными, а опустевшую казну заполнить было бы уже нечем.
Критики правительства приводят в пример американский опыт, когда США выделили 350 млрд долларов на поддержку малого бизнеса. Но почти 300 млрд из них достались 75 компаниям, которые торгуются на бирже — а значит, имеют другие источники финансирования. Некоторые из них имели рыночную капитализацию более чем в 100 млн долларов. Три сети ресторанов получили в рамках программы 40 млн долларов, тогда как сотням тысяч малых предприятий денег не хватило. В результате на поддержку малого бизнеса было направлено еще 380 млрд долларов, но всем желающим не хватило.
Вспомним, что символом растерянности бизнеса перед неожиданно свалившимися проблемами стали слова основательницы сети семейных кафе «АндерСон» Анастасии Татуловой о трагедии в отрасли и о том, что приходится принимать решение — обанкротиться сейчас или побарахтаться дальше. Посмотрим, что происходит сейчас с этой компанией. Сеть работает; уже после того, как пандемия пошла на спад, в компанию пришел новый акционер (причем речь не идет о «мягкой национализации» — миноритарием стал Александр Лебедев). «АндерСон» адаптируется к новым реалиям — сеть стала поставщиком «Перекрестка», «Азбуки вкуса», «Вкусвилла», открыла официальный магазин на маркетплейсе AliExpress.
Выжили ли все? Разумеется, нет. По данным разных опросов (например, проведенного ИТ-компанией «Эвотор»), около 20% торговых и сервисных компаний не смогли возобновить работу. Это примерно соответствует европейскому уровню. Но если посмотреть на цифры внимательно, то можно увидеть, что большинство прекративших еще намерены возобновить деятельность (понятно, что не у всех это получится, но все же это важно). А одна из основных причин свертывания деятельности, к примеру, салонов красоты – это нехватка клиентов; люди экономят деньги или просто опасаются коронавирусных вспышек. И никакое правительство не заставит потребителей идти туда, куда они не хотят. Кроме того, есть известная история про стакан, который может быть наполовину полон или наполовину полон. В данном случае стакан полон больше, чем наполовину – примерно 80% компаний уже возобновили работу.
Перспективы цифровой экономики
Постепенное снижение темпов пандемии позволило начать возвращение к нормальной работе и, соответственно, к январской повестке. Одним из ключевых направлений в ее рамках является поддержка IT-индустрии, основы цифровой экономики. На примере визита Мишустина в Казань, где в особой экономической зоне «Иннополис» прошла встреча с ведущими представителями этой сферы, можно выделить основные особенности правительственного курса в «цифровой» области.
Приоритетность. Визит Мишустина в Казань состоялся 9-10 июля и стал его первой региональной поездкой после начала пандемии в России. И показательно, что первое региональное мероприятие, символизирующее возвращение нормальности, переход от круглых столов в онлайне к непосредственному общению в офлайне, было посвящено именно национальной программе «Цифровая экономика».
Стимулирование. В июне Владимир Путин объявил о налоговом маневре, резко уменьшающем нагрузку на высокотехнологичный бизнес (бессрочное снижение ставки страховых взносов с 14% до 7,6% и налога на прибыль с 20% до 3%). Отрасль восприняла это решение с энтузиазмом, но тут же возникла проблема – Минкомсвязи предложило отменить с января 2021 года в рамках того же маневра нулевой НДС на продажу исключительных прав на программное обеспечение (ПО) и право на его использование по лицензионным договорам. Возникло серьезное опасение, что выгоды от снижения налогового бремени будут резко уменьшены. В Казани Мишустин успокоил представителей отрасли — существующая льгота по НДС будет распространяться на реализацию прав на использование продуктов, которые включат в специальный реестр ПО.
Поддержка отрасли не ограничивается только налоговыми мерами. Речь идет и о стимулировании спроса путем распространения ограничений на закупки иностранного ПО на компании с госучастием и их дочерних структур. О поддержке внедрения инноваций, помощи стартапам, государственно-частном партнерстве. Цена вопроса — 20 млрд рублей до 2024 года. Эти деньги будут направлены на гранты для российских «айтишников», разрабатывающих новые продукты. Предусмотрено, что деньги выделяются на основе принятого во всем мире принципа софинансирования — гранты должны покрывать не более половины расходов. Но в этом году с учетом пандемии, доля расходов государства увеличивается до 80%. Такая мера позволит не только поощрять инновации, но и сохранить старые и привлечь новые квалифицированные кадры — это еще одна задача госполитики в IT-области.
Диалог. Он предусматривает постоянный контакт с представителями профессиональных сообществ — включая, разумеется, и IT-сферу. Такая совместная работа позволяет избежать одностороннего навязывания решений, а также оперативно корректировать спорные положения (как это было в случае с отменой нулевого НДС). Кроме того, речь идет об инклюзивности — в диалоге участвуют все значимые участники рынка, никто не подвергается дискриминации.
Во время казанского визита Мишустина во встрече с премьером участвовал вице-президент Telegram Илья Перекопский. Совсем недавно Telegram в России был заблокирован, что создавало парадоксальную картину — один из самых перспективных и популярных отечественных интернет-проектов не был признан в своей стране. Причем на практике ограничительные меры обходились без особого труда — так что желающие могли пользоваться продуктом, но его коммерциализация из-за «нелегальности» была затруднена — деньги любят понятные правила игры. Теперь опала с Telegram снята, компания рассматривается как конкурентоспособный международный игрок, с которым надо совместно работать.
И, кстати, у Теlegram тут же появился первый запрос к правительству. Он связан с темой демонополизации — как ослабить доминирование Apple и Google в мировой IT-индустрии. И здесь Павел Дуров является объективным союзником Yandex.
Инфраструктура. Нередко можно встретить противопоставление «старой» и «новой» экономики. Действительно, трудно сравнить дорожного рабочего и очкарика-программиста, на первый взгляд, они живут в разных мирах. Но это не совсем так — ведь «айтишник» едет на своей машине по дороге, который строил рабочий, и заинтересован в качестве трассы. В ходе казанского визита Мишустин общался не только с представителями «новой экономики» — он объявил о начале строительства автомобильной дороги Москва – Нижний Новгород – Казань. Это часть российского участка международного транспортного маршрута Европа – Западный Китай и самый масштабный дорожный проект в России на ближайшие несколько лет. Завершение строительства планируется в 2024 году. В результате из Москвы до Казани можно будет доехать за 6,5 часов с разрешенной скоростью 130 км/час. Таким образом «айтишник» сможет при желании пообедать в Москве, а поужинать уже в «Иннополисе», не тратя время на нередко утомительные процедуры в аэропорту и не оказавшись в зависимости от погоды.
Решительность. История с дорогой интересна еще одним немаловажным обстоятельством, актуальным не только для нее. В течение нескольких лет шли споры по поводу того, что делать – сооружать высокоскоростную железнодорожную магистраль, строить новую автомобильную трассу или ограничиться полной реконструкцией существующей дороги. У каждого проекта были свои защитники, несколько раз принимались предварительные решения, которые затем пересматривались — и, казалось, что вопрос «утонет» в дискуссиях. Сейчас официально объявлено о начале строительства — значит, выбор сделан.
Новые возможности
Первый отчет правительства Михаила Мишустина в Государственной думе показал, что пандемия — это не только новые проблемы, но и новые возможности. Есть пословица «Не было бы счастья, да несчастье помогло» — пандемия способствует концентрации ресурсов на решении основных задач, откладывая те, которые могут подождать. Например, сделать акцент на вложения в здравоохранение (только на модернизацию медицинской сферы будет выделено 500 млрд рублей на пять лет) и образование, на реализацию ключевых инфраструктурных проектов — в портфеле кабинета министров 19 таких проектов. А регионам, перевыполнившим план по строительству дорог, предполагается выделить «премиальные» на общую сумму в 100 млрд рублей.
Пандемия объективно ускоряет трансформацию органов исполнительной власти в сервисные структуры. Понятно, что во время нее люди либо вообще не выходят из дома, либо стараются посещать различные учреждения только по крайней необходимости. Да и сами учреждения нередко закрыты для приема посетителей. Соответственно, увеличивается востребованность дистанционного общения граждан с государством.
Эта тенденция продолжится и в нормальных условиях — для того, чтобы как можно большее количество государственных услуг было доступно в электронном виде. Чтобы бабушке не надо было бы ждать своей очереди за получением справки, а внук помог бы ей разобраться с азами компьютерной грамотности или сам выполнил бы за нее все необходимые операции. В качестве примера правительство приводит проект «Социальное казначейство», которое как раз и станет единой цифровой платформой для всех видов социальной поддержки. При этом в бесконтактную форму переводится и значительная часть взаимодействия государства с бизнесом.
В условиях, когда российских туристов не пускают в Италию, Испанию и Грецию, возрастает востребованность внутреннего туризма. Так как туроператоры сильно пострадали от пандемии, им уже были предоставлены субсидии в размере порядка 3,5 млрд рублей. Теперь же разработан проект целенаправленного стимулирования внутреннего туризма — на него дополнительно выделяется еще 15 млрд рублей. В зависимости от тура путешественники смогут получить от 5 до 15 тысяч рублей за каждую поездку, совершенную до конца этого года.
Причем Москва и Петербург вошли в список только вне высокого летнего сезона и с условием, что, помимо них, туристы должны посетить и другой регион России. При этом в обеих столицах можно остановиться максимум на две ночи, а в другом субъекте провести не менее трех ночей. Таким образом программа рассчитана на то, что туристы из крупных городов смогут посетить незнакомые им до этого места — и, возможно, открыв для себя красоту смоленского кремля с величественным собором, храмов-кораблей из Тотьмы или пермской деревянной скульптуры, решат вернуться туда опять или посетить соседние регионы.
Насколько успешно будут использованы возможности, появившиеся в связи с пандемией, можно будет узнать уже в ближайшем будущем. В любом случае, шансы есть и технологии предложены — дело за их эффективной реализацией, от которой будут зависеть и перспективы кабинета Михаила Мишустина.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.