Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
11.09.2020 | Марина Войтенко
Господдержка – на пути к перезагрузке
По оценке МЭР, принятые антикризисные меры позволяют ожидать меньшей глубины спада-2020 по сравнению с той, что предполагалась еще пару месяцев назад. Согласно анонсированным проектировкам макропрогноза (будет обсуждаться на заседании бюджетной комиссии правительства 10 сентября), падение ВВП в текущем году может составить 3,9% (4,8% в июньской версии), инвестиций – 6,6% (10,4%), реальных располагаемых доходов населения – 3,0% (3,5%), торговой розницы – 4,2% (5,2%). При этом динамика реальных зарплат окажется в положительной области, прибавив 1,5% (ранее прогнозировалось падение на 3,6%). На основе этих проекций в министерстве считают возможным возвращение экономики к докризисному уровню осенью-2021. В соответствии с планом восстановления (кабмин завершил работу над документом) рост ВВП в 2021 году должен оказаться не менее 2,5%, в 2022-ом – 3,4% (прогноз МЭР), в 2023-ем – 3,0%. Важнейшее условие – стимулы деловой активности, формируемые бюджетной, монетарной и структурной политиками.
Их баланс – предмет текущих весьма интенсивных обсуждений, в которых представлены разные подходы. Так, бизнес-омбудсмен Борис Титов на минувшей неделе в письме премьер-министру Михаилу Мишустину предложил продлить ряд мер антикризисной поддержки до конца 2021 года (см. подробнее ниже). В то же время, помощник Президента РФ Максим Орешкин, выступая 31 августа на площадке форума «Территория смыслов», заявил, что «сейчас важнее не поддерживать предприятия, а создавать условия для развития бизнеса». Собственно прямая госпомощь нужна, но «в гораздо меньшей степени». Другое дело – большие возможности проявить себя тем предприятиям и компаниям, которые соответствуют меняющейся структуре экономики.
Примечательно, что обе позиции исходят из текущей макрореальности и ее изменчивых трендов. По версии IHS Markit, сезонно скорректированный индекс PMI в обработке в августе поднялся до 51,1 пункта после июльских 48,4, указав на первое значимое улучшение конъюнктуры с апреля-2019. Занятость сокращалась в конце лета самыми медленными темпами за год. Такое же торможение зафиксировано в снижении новых экспортных заказов. Эксперты IHS Markit отметили также рост производственных затрат (в том числе вследствие подорожавшего импорта сырья и комплектующих) и повышение отпускных цен, сопроводив наблюдения оговоркой: «любое восстановление в обрабатывающем секторе может быть затянуто, если спрос не будет набирать обороты».
В свою очередь в Центре макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования высказались еще определеннее: уверенно говорить об устойчивом улучшении конъюнктуры преждевременно, поскольку с учетом вероятных ошибок в выборке интервал оценок остается довольно широким – от 48,4 до 53,8 пункта.
Мониторинг отраслевых финансовых потоков, осуществляемый ЦБ РФ, показывает, что восстановление экономической активности продолжается: отклонение входящих платежей от докризисной «нормы» с 24 по 28 августа снизилось до минус 7,1% против минус 7,3% неделей ранее. Процесс, однако, отмечен сильной неравномерностью. Потребительский спрос увеличивается даже по сравнению с «нормальным» уровнем. Внешний – остается слабым без признаков роста (в последнюю неделю августа отклонение составило минус 17,6% после минус 13,1% в предшествующий период). Инвестспрос несколько подрастает (до минус 5,8% после минус 8,6%), но остается пониженным.
Опросы ИЭП им. Е.Т.Гайдара также констатируют невыразительные инвестиционные планы предприятий: к концу августа они отыграли лишь 25 пунктов из 40, потерянных еще в апреле. Отсюда и предположение экспертов: в третьем квартале спад капвложений может оказаться глубже, чем во втором; и обоснованные вопросы к прогнозу МЭР, согласно которому инвестиции должны увеличиться в 2021 году на 3,9%, в 2022-ом – на 5,3%, в 2023 году – на 5,1%.
Вместе с тем при всех отраслевых различиях и волатильности недельных показателей общий тренд к нормализации финансовых потоков, по мнению аналитиков ЦБ РФ, бесспорен. И с этим трудно не согласиться. В то же время неустойчивость наблюдаемой макрокартины с очевидностью характеризует суть «текущего момента»: экономика вышла на рубеж, когда необходимо оценить средне- и долгосрочные последствия коронакризиса, запущенные им структурные сдвиги в глобальном хозяйстве и его «российском отделении», адаптироваться к ним, находя новые зоны роста и регулятивные стимулы для бизнесов заняться их «освоением».
3 сентября глава ЦБ РФ Эльвира Набиуллина (на съезде Ассоциации банков России) сделала несколько примечательных заявлений относительно общеэкономической отдачи антикризисных мер регулятора и приоритетных направлений его будущих усилий. Банковский сектор с конца первого квартала был поддержан: укреплением устойчивости финансовых институтов; нацеливанием их на ответственную работу с кредитным риском; формированием макропруденциальных буферов; девалютизацией балансов; регулятивными послаблениями в части создания обязательных резервов на возможные потери и др.
В итоге с начала года объем корпоративных кредитов вырос на 5,5%, розничных – на 6%. Годовой прирост около 9% ожидается по каждому из портфелей, достижимой видится и прибыль-2020 по сектору в целом до 1 трлн рублей (761 млрд рублей в январе-июле).
Значительного ухудшения кредитного качества удалось избежать, благодаря снижению на 30-50 п.п. макропруденциальных надбавок по резервам в отношении реструктурируемых кредитов. Их общий объем превысил 5 трлн рублей, в том числе 1,5 трлн пришлись на долю малого и среднего бизнеса и населения. Кроме того, к настоящему времени почти полностью выбран лимит в 500 млрд рублей по программе льготного фондирования банков для кредитования МСБ.
Благодаря антикризисным мерам и переходу к мягкой денежно-кредитной политике (ДКП) в секторе создан значительный потенциал расширения кредитования. При этом на первый план выходят новые задачи. ЦБ РФ принял решение о поэтапном выходе из регулятивных послаблений: резервы по кредитам крупному бизнесу должны быть доформированы до 1 апреля, а по МСБ и населению до 1 июля 2021 года. Как подчеркивает Эльвира Набиуллина, «в ближайшее время банки должны оценить реальное качество кредитного портфеля, очень важно, чтобы признание потерь по невозвратным кредитам не откладывалось в долгий ящик».
Что же касается самого регулятора, то в его среднесрочной повестке все более явно просматриваются меры структурного характера, направленные на обеспечение финансовой устойчивости банковского сектора, управление кредитным риском, недопущение новой волны монополизации на основе экосистем крупнейших банков (прежде всего, государственных), создание инфраструктуры общего пользования (по типу системы быстрых платежей), развитие финтеха и всемерное укрепление кибербезопасности. При этом сохраняется пространство для снижения ключевой ставки. Эксперты, впрочем, оценивают его потенциал до конца 2021 года в довольно скромные 0,5-75 п.п.
Эстафету прояснения содержания регулятивных условий-2021 от Центробанка принял Минфин, предложивший увеличить предельный объем расходов федерального бюджета на 2021 год на 875 млрд рублей (это составляет примерно пятую часть всего финобеспечения национального плана восстановления экономики – прим. авт.). Исключение из бюджетного правила, таким образом, продлевается на следующий год и прекратит действовать в 2022-ом.
Сигнал финансовых властей важен – в условиях бюджетной консолидации госрасходный стимул сократится почти на треть меньше, чем предполагалось ранее. Его конкретную адресную привязку, впрочем, еще предстоит определить в ходе завершения работы над проектом бюджета на 2021-2023 годы, учитывая при этом пожелания бизнес-сообщества в отношении конкретных инструментов господдержки. В таком контексте обращают на себя внимание предложения бизнес-омбудсмена Бориса Титова, сформулированные в обнародованном на минувшей неделе в письме в адрес премьера Михаила Мишустина. В числе обозначенных предпочтительных дополнительных мер господдержки:
- продлить отсрочку по налогам для малого и среднего бизнеса до конца следующего года, причем как для субъектов МСБ из отраслей, официально признанных пострадавшими, так и для всех остальных предприятий, если их выручка за второй-третий кварталы 2020 года сократилась на 30% и более по сравнению с двумя предшествующими кварталами;
- предоставить этому сегменту предпринимательства кредитные каникулы еще на три-шесть месяцев (при наличии заявления от заемщика);
- продлить на шесть месяцев объявленный до октября-2020 мораторий на банкротства малых и средних предприятий наиболее пострадавших отраслей, системообразующих и стратегических компаний; либо предусмотреть упрощенную процедуру банкротства для предприятий, пострадавших от последствий эпидемии COVID-19. С этой целью бизнес-омбудсмен предлагает создать специальный институт – «банк плохих долгов», что позволило бы обеспечить бенефициарам несостоятельных компаний возможность не ухудшать кредитные историй в связи с банкротством, списывать долги, возникшие из-за форс-мажорных обстоятельств.
Резоны для таких обращений весомы. По информации офиса омбудсмена, «согласно поступающим обращениям и проведенным опросам, 67% компаний отмечают падение спроса на их продукцию или услуги. Не менее 40,5% компаний ожидают, что не смогут выполнить отложенные обязательства до конца 2020 года. Подавляющее число предпринимателей считают, что не менее 10-20% всех компаний в их отрасли ждут банкротства».
Между тем, получается любопытная картина – большая часть предложений бизнес-омбудсмена уже учтена регуляторами.
- По информации ФНС, российский бизнес уже получил госпомощь в виде отсрочек и рассрочек по уплате налогов на сумму 294 млрд рублей; наиболее пострадавшим МСБ, а также социально ориентированным НКО автоматически списаны налоги и страховые взносы за второй квартал на 75 млрд рублей; с конца 2020-го на конец 2021 года перенесен и срок уплаты налогов для 1,9 млн субъектов МСБ на сумму 165 млрд рублей.
- В рамках льготных программ кредитования МСБ уже предусмотрены отсрочки платежей по банковским займам. Бизнес также может рассчитывать на снижение платежей по кредитам после окончания льготного периода, если банк заемщика участвует в программах МЭР с предоставлением субсидий для кредитов с пониженными ставками.
- Наиболее актуальным остается продление моратория на банкротство. Но эксперты обращают внимание на риски предлагаемого решения (в частности их перенос на кредиторов и контрагентов) и предлагают другие (к тому же более детализированные) подходы. При этом настоятельной необходимостью остается уточнение критериев определения пострадавших от коронакризиса отраслей. Учреждение же очередного «банка плохих долгов» и вовсе смотрится избыточным в связи с настойчивой рекомендацией ЦБ РФ банкам загодя озаботиться списанием.
Тем не менее, обращение Бориса Титова отнюдь не бесполезно. Приближающаяся к завершению работа над проектом бюджета на 2021-2023 годы и заложенное в нем сокращение госрасходных стимулов экономике заметно расширили «пространство» альтернативных решений. На запрос части бизнеса по продлению ряда действующих антикризисных мер все очевиднее накладываются ожидания смещения приоритетов регулятивных действий на создание устойчивых условий для долговременного повышения деловой активности. Тем самым существенно актуализируется задача тщательной диагностики результатов господдержки в условиях коронакризиса и ее перезагрузки в ходе реализации национального плана восстановления, который должен быть ориентирован не столько на количественные докризисные объемы основных макропараметров, сколько (и, пожалуй, прежде всего) на структурные сдвиги, открывающие «окно возможностей» постковидного выхода в новую экономическую модель.
Марина Войтенко - экономический обозреватель
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.