Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
03.12.2020 | Политком.RU
Оптимизация институтов развития
Премьер-министр РФ Михаил Мишустин объявил о масштабной оптимизации институтов развития. Часть из них будет ликвидирована, другие – укрупнены, третьи – войдут в крупный инвестиционный блок на базе «ВЭБ.РФ». Однако некоторые из институтов развития со специальными задачами будут сохранены в текущем виде, поскольку нацелены на развитие конкретных стратегически важных отраслей.
Институты развития создавались в период высоких нефтяных цен и были реакцией на конкретные вызовы. Например, в первой половине нулевых годов широко обсуждался вопрос о коммерциализации инноваций для того, чтобы изобретения российских умельцев не перекупались конкурентами. В результате появилась Российская венчурная компания. Возникла идея, что надо сконцентрировать финансовые ресурсы в научно-технической сфере на достижениях в области нанотехнологий, прорыв в которой «потянет» за собой смежные сферы – и учреждается «Роснано». Затем появляется мысль создать аналог американской «Кремниевой долины» - появился «Сколково». Значимым фактором при создании подобных институтов была не только привлекательная идея, но личностный фактор как возможность ее пролоббировать за счет аппаратных возможностей.
Подобная политика привела к сложной системе, результаты деятельности которой выглядят неоднозначно. С одной стороны, некоторые из этих институтов являются современными структурами, которые высокого ценятся не только российским, но и международным сообществом. Например, в прошлом году Сколтех стал единственным из российских высших учебных заведений, вошедшим в сотню лучших «молодых» вузов мира, по версии Nature Index. С другой стороны, многие институты развития активно критиковались за несистематичность, отсутствие четко определенного функционала и пересечение компетенций с другими институтами, отсутствие единого и понятного механизма управления и большие расходы.
Решение накопившихся проблем стало одной из задач нового правительства. Уже в марте новый глава правительства Михаил Мишустин дал своему первому заместителю Андрею Белоусову поручение проанализировать итоги работы институтов развития и сделать выводы о целесообразности продолжения их деятельности. Фактически концепцию оптимизации готовили два человека: глава аппарата правительства вице-премьер Дмитрий Григоренко и первый вице-премьер Андрей Белоусов. В сентябре Григоренко был назначен главой наблюдательного совета ВЭБ.РФ, который по завершению реформы должен стать главным единым институтом развития.
Все институты развития были распределены по четырем основным направлениям реформы:
1. Формирование общего инвестиционного блока на основе «ВЭБ.РФ» и переход под ее управление
· «ВЭБ.РФ»;
· Корпорация по развития малого и среднего предпринимательства;
· Российский экспортный центр;
· Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (ЭКСАР);
· «Роснано»;
· Фонд «Сколково»;
· Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере;
· Фонд инфраструктурных и образовательных программ;
· Фонд развития промышленности.
2. Ликвидация и перераспределение функционала между «ВЭБ. РФ» и федеральными органами исполнительной власти
· АО «Особые экономические зоны»;
· Фонд развития моногородов;
· Российский фонд развития информационных технологий;
· Росинфокоминвест;
· Агентство по технологическому развитию;
· Агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке и в Арктике;
· Фонд развития Дальнего Востока и Арктики;
· Агентство Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта.
3. Укрупнение и объединение нескольких институтов развития с целью избавиться от дублирующих функций
· Единая лизинговая компания (вместо ГТЛК и «ВЭБ-лизинг»);
· Универсальный банк (вместо МСП Банка и Банка «ДОМ.РФ»));
· Фонд содействия реформированию ЖКХ (присоединит к себе Фонд защиты прав граждан)
· Российский научный фонд (присоединит Российский фонд фундаментальных исследований);
· Российский фонд прямых инвестиций (в управление перейдет Российская венчурная компания).
4. Признание стратегически важными и сохранение в текущем формате
· «Росатом»;
· «Роскосмос»;
· «Ростех»;
· «Росавтодор»;
· «Росагролизинг»;
· Россельхозбанк;
· Агентство по страхованию вкладов;
· «Российский экологический оператор»;
· «ДОМ.РФ»;
· Корпорация развития Дальнего Востока;
· Корпорация развития Северного Кавказа;
· «Курорты Северного Кавказа» (превратится в Корпорацию по туризму с более широким функционалом).
По итогу реализации реформы система институтов развития будет представлять собой один главный институт развития ВЭБ.РФ и 12 отраслевых институтов развития, в тех отраслях, где их существование оправданно. Вся их деятельность будет систематизирована, управление – единообразно, а цели совпадать с национальными целями развития и совпадать со всей схемой работы российской исполнительной власти. Во главе «ВЭБ.РФ» останется Игорь Шувалов в силу обладания значительным опытом реализации инвестиционных проектов, наличия квалифицированного кадрового ресурса и масштаба деятельности. При наличии таких исходных данных было бы нецелесообразно строить институт с чистого листа. С другой стороны, правительство контролирует деятельность и «ВЭБ.РФ», и других институтов развития, управленческий аппарат которых становится более компактным – по аналогии со сферой государственного управления, о реформировании которой было объявлено в середине ноября. Теперь главная задача – найти в ходе оптимизации баланс между преемственностью и переменами с тем, чтобы, не утратив достигнутого, дать новый импульс развитию.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.