Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
22.04.2021 | Марина Войтенко
Восстановление экономики в социальных измерениях
Предварительные оценки марта-2021 и квартала в целом выглядят умеренно оптимистичными. По расчетам ДИП ЦБ РФ, рост ВВП в первой четверти года с сезонной очисткой насчитывает 0,8-0,9% к/к. С этим корреспондируют и данные Росстата по промпроизводству – за квартал оно снизилось на 1,3% г/г, однако в марте увеличилось в годовом выражении на 1,1% (после спада на 3,2% в феврале). В обработке зафиксирован прирост на 4,2% после снижения на 1,7% месяцем ранее, в добычных отраслях спад замедлился с минус 9,0% до минус 5,6%. Резко поднялся в начале весны до 11,9% после 3,9% в последний зимний месяц СОИ (Сводный опережающий индекс, рассчитывается Центром развития НИУ ВШЭ). Сценарий уверенного восстановления экономики ставится, таким образом, основным. На это же по сути указывает повышение на 4,1% г/г февральского индекса предложения инвестиционных товаров (по версии ЦМАКП). Одновременно усиливаются и ожидания увеличения социальной отдачи от повышательной макродинамики и мер господдержки. Тем более, что уровень безработицы с пика августа-2020 в 6,4% сократился до 5,7%, а общая численность граждан с доходами ниже прожиточного минимума по итогам прошлого года оказалась даже на 300 тыс. человек меньше, чем в 2019-ом. Вместе с тем, и риски торможения/реверса этих трендов остаются существенными.
По данным Росстата, в феврале (мартовские данные ожидаются в начале текущей недели – прим. авт.) занятое трудоспособное население насчитывало 70,2 млн человек, безработное – 4,2 млн человек (по методологии Международной организации труда, эти люди не имели занятия, но активно искали его и были готовы приступить к работе в течение недели). При этом, 2,2 млн человек были официально зарегистрированы в службах занятости. В годовом выражении этот уровень вырос втрое. Вместе с тем, нелишне напомнить, что на пике в сентябре-2020 число официально зарегистрированных безработных достигало 3,7 млн человек (рост г/г в 5,5 раз).
Средний возраст безработных в феврале-2021 составил 36,9 лет. На долю молодежи до 25 лет пришлось 19,1%, лиц в возрасте 50 лет и старше – 20,2%. Средняя продолжительность поиска работы насчитывала 7,1 месяца у женщин, 6,9 месяца – у мужчин. Согласно обследованиям Росстата, в качестве главного способа поиска работы 33,5% безработных использовали обращения в службы занятости; 69,0% – решали вопрос с помощью друзей, родственников и знакомых. Результаты оказались небезуспешными: нагрузка незанятого населения на 100 заявленных вакансий с пикового значения в 233,6 человек в августе-2020 в феврале-2021 опустилась до 139,6 человек.
Аналитики, как правило, предупреждают: к официальной статистике занятости и безработицы уместно относиться с осторожностью. Альтернативные опросы, проведенные рекрутинговым агентством SuperJob, указывают, к примеру, что число официально зарегистрированных безработных к реальному количеству незанятых граждан относится как 1:4. Понятно, что и эти предположения также требуют проверки.
Тем не менее, цель-2021 в политике занятости, поставленная Президентом РФ Владимиром Путиным, вполне однозначна – вернуть безработицу на допандемический уровень (то есть, к 4,7%) до конца года. Эксперты считают ее в целом реалистичной, оговариваясь, что и снижение до 5,0% уже станет весомым успехом. Основание тому – накопленный по ходу коронакризиса опыт поддержки занятости. Только лишь одна программа льготного кредитования «ФОТ 2.0» позволила сохранить около 5 млн рабочих мест (объем субсидируемых кредитов превысил 450 млрд рублей). В целом же из всех источников на эти цели было потрачено около 1 трлн рублей. Немаловажный эффект – более ясное и предметное понимание «узких мест» российского рынка труда. В итоге объемы расходов из федерального бюджета лишь по обновленной госпрограмме «Содействие занятости населения» увеличены вдвое – в 2021 году до 135,6 млрд рублей (в 2022-2023 годах траты возрастут еще более чем на 50 млрд рублей). Стимулирующие меры будут осуществляться и по другим направлениям. Например, предоставлением субсидий работодателям, трудоустраивающим безработных, официально зарегистрированных на 1 января 2021 года.
Эксперты, между тем, предупреждают и о рисках для занятости: неопределенности со сроками ожидаемой послекоронакрисной волны банкротств, энергию которой может «подпитать» свертывание антиковидной господдержки; отставании от допандемических значений (в январе-марте на 9% г/г) темпов создания в РФ новых компаний и т.п. Еще актуальнее вывод аналитиков о том, что возвращение безработицы к допандемической отметке – это лишь часть решения более объемной и сложной проблемы качественного преобразования рынка труда, гибкость которого позволила бы адекватно отвечать на текущие и будущие вызовы структурных сдвигов в экономике, обусловленных технологическим прогрессом, цифровизацией, старением населения (к 2030 году 29% населения будут иметь возраст выше пенсионного) и т.п.
Одна из эмпирически установленных закономерностей рынка труда – существенное обесценение квалификаций и компетенций, требующих обновления примерно раз в пять лет. Отсюда и насущная потребность в создании системы постоянного образования взрослых. Проблема поставлена жизнью (еще до пандемии, по предварительным оценкам экспертов, на это требовалось 400-600 млрд рублей в течение двух-трех лет), но ее решение не просматривается. В 2021 году на «реализацию мероприятий на обучение отдельных категорий граждан» запланированы 10 млрд рублей из федерального бюджета. Прогресс в сравнении с прошлым годом (3,9 млрд рублей) налицо. Но затраты явно неадекватны масштабу задач.
Возможно, внимания к образованию взрослых добавит распространение дистанционной занятости (без ИКТ-компетенций она попросту невозможна). По данным Минтруда, в марте на удаленке работало до 3 млн россиян, четверть (согласно опросам) хотели бы сохранить этот режим и далее. В связи с этим нелишне вспомнить прогноз Всемирного банка: к концу десятилетия в развитых экономиках на удаленку могут быть переведены около 38% всех рабочих мест, в emerging markets, сопоставимых по уровню ВВП на душу населения с РФ, – до 25%.
Гибкости рынка труда, и это активно обсуждается экспертами, может способствовать введение обязательного страхования по безработице, как контрциклической меры: при росте экономики, к примеру, выше 1% платежи аккумулируются в специальном фонде; при более низких темпах, а тем более в случае спада – тратятся. Вопрос, подчеркнем, остается дискуссионным.
Падение экономики в 2020 году на 3,0% нередко объясняют особенностью российского рынка труда, когда и работники, и работодатели «солидарно» выбирают между сокращением рабочих мест и снижением заработных плат и соцпакетов именно последние. Эта характерная, причем исторически многократно подтвержденная примета адаптации к кризисным временам затем, однако, получает продолжение в переработках, низких темпах роста заработных плат и реальных доходов (в 2020-ом они упали на 3,5%, продолжив тренд, начавшийся в 2014 году) и высоким уровнем бедности.
Предварительная оценка Росстатом за 2020 год показывает, что число граждан с доходами ниже прожиточного минимума составило 17,8 млн человек или 12,1% всего населения. Это на 0,2 п.п. или на 300 тыс человек меньше, чем в 2019 году. Прогресс, на первый взгляд, налицо. Но и цифры по-прежнему впечатляющие. Следует учитывать и сезонный характер показателя – максимальный его уровень отмечается в первом квартале, минимальный – в четвертом. Примечательно, что в октябре-декабре 2020 года он составил даже 9,2% (13,5 млн человек) – ровно столько же, сколько год назад.
В комментарии Росстата отмечается: главным фактором поддержки малоимущих слоев населения в четвертом квартале 2020 года стали социальные программы, ориентированные на различные группы населения. В результате общий объем социальных выплат в октябре-декабре оценивается в 3,4 трлн рублей, что на 5,9% выше, чем в том же периоде-2019 и соответствует объемам июля-сентября 2020 года. выплаты семьям с детьми в четвертом квартале составили 110,5 млрд рублей, из них малоимущим семьям с детьми – 97,3 млрд рублей, безработным гражданам – 15,9 млрд рублей. В октябре-декабре 2020 года продолжались выплаты на детей до 3 лет, а также на детей от 3 до 7 лет. В декабре 2020 года по решению Президента Российской Федерации была произведена единовременная выплата семьям с детьми в возрасте до 7 лет включительно (в общей сложности на эту выплату было направлено более 70 млрд рублей).
Оценивая динамику доходов населения в четвертом квартале 2020 года по сравнению с предшествующим периодом можно отметить рост доходов от собственности (на 34,6% к третьему кварталу 2020 года), а также доходов от предпринимательской и иной производственной деятельности (на 22,5% к июлю-сентябрю 2020 года). Вместе с активной поддержкой наиболее незащищенных групп населения, рост доходов в четвертом квартале позволил значительно снизить число малоимущих граждан.
Как известно, в числе национальных целей-2020 обозначено снижение бедности вдвое (в сравнении с базой 2018 года до 6,5%). Главные факторы: устойчивое сокращение безработицы, рост заработных плат и реальных располагаемых доходов населения, развитие института самозанятых, поддержка МСП и индивидуального предпринимательства. Решающее условие: выход на траекторию общеэкономического роста ежегодным темпом в 3% и выше. Существенная предпосылка: адресность и целевой характер социальных трансфертов с серьезным пересмотром критериев нуждаемости домохозяйств и их отнесения к категории малоимущих.
Реальный повод к тому – новые принципы определения прожиточного минимума с привязкой не к потребительской корзине, а к медианному доходу населения (с его ростом будет увеличиваться и прожиточный минимум вместе с используемыми в настоящее время показателями бедности). По оценкам Счетной палаты, без предоставления пособий на детей в 2020 году уровень бедности был бы выше на 2 п.п. Напомним, что они предоставлялись по «факту» наличия детей. С 1 апреля текущего года заработало новое правило – в зависимости от среднедушевого дохода семьи и его дефицита по отношению к региональному прожиточному минимуму. Эффективность меры с точки зрения очечного увеличения пособий еще предстоит оценить. На очереди использование электронных сертификатов (права на дисконты при оплате товаров и услуг) с формированием соответствующей государственной информационной системы. Задача 2021 года – создание интегрированного социального реестра населения, позволяющего определить действительно тех, кому нужна помощь государства (по оценкам, до пятой части нуждающихся семей не получают никаких социальных выплат).
В середине апреля МЭР представило расчеты увеличения ВВП РФ до 2030 года. В 2021-ом ожидается темп в 2,9%, далее возникает сценарная вилка: в инерционном варианте (с годовыми темпами вблизи потенциального выпуска в 1,8-2,0%) ВВП увеличивается на 22%, в базовом (с ежегодным темпом в 3% и выше) – на 35,2%. В этом варианте основной вклад, как ожидается, внесут: расходы на конечное потребление домашних хозяйств – 6,2%, инвестиции в основной капитал – 5,2%, экспорт – 1,2%. И рост экономики, и социальная отдача от него в базовом сценарии выглядят относительно скромными. Кроме того, сохраняется риск попадания в «ловушку-2022» с замедлением темпов до потенциального выпуска после восстановительного «отскока-2021» вследствие: отсутствия радикальных изменений в условиях ведения бизнеса, неопределенности последствий административного сдерживания цен в ряде отраслей, планов снижения бюджетного стимула и перехода к «монетарной нейтральности». В этих обстоятельствах с высокой вероятностью («подогреваемой» и геополитической неопределенностью) потребуется новый пакет господдержки ускорению восстановления экономики с упором на меры структурной политики.
Марина Войтенко - экономический обозреватель
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.