Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
27.05.2021 | Марина Войтенко
Сдерживание цен – новые акценты
По данным Росстата, потребительские цены в РФ с 12 по 17 мая вторую неделю подряд выросли на 0,1% (с начала месяца – на 0,3%, года – на 3,1%). Инфляция в годовом выражении (5,5%) «обустраивается» на плато. Давление конъюнктуры мировых рынков, тем не менее, не снижается. Индекс продовольственных цен ФАО (данные опубликованы 6 мая) в апреле-2021 после 11-ти месяцев непрерывного роста достиг максимума с мая-2014, прибавив к марту-2020 30,8%. По наблюдениям экспертов и участников рынков, продолжение тренда растягивается на неопределенное время. Причем агросырье и продовольствие – лишь верхушка айсберга. Рост цен по всем азимутам глобального хозяйства все чаще рассматривается как ключевой риск-2021 с мало предсказуемыми последствиями. В этих условиях эффективность чисто административных мер воздействия на ценовую динамику не выглядит убедительной. В действиях же регуляторов все очевиднее проявляется стремление лечить «заболевание» укреплением иммунитета экономики к неравновесиям товарных рынков через расширение предложения. Поиск и тестирование «рецептов» запущены по полной программе.
Как известно, оптовые и розничные цены на сахар и подсолнечное масло в настоящее время в РФ регулируются соглашениями между Минсельхозом, Минпромторгом, поставщиками и ритейлерами, подписанными в середине декабря-2020. По сахару действие истекает 1 июня, по маслу – 1 октября 2021 года. 18 мая министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев заявил, что продлевать их не планируется.
В министерстве считают, что ситуация на этих рынках стабильная. Соглашения выполняются всеми участниками в полном объеме. С 1 апреля по 30 сентября сахарные заводы при условии реализации продукции по предельным ценам могут получить субсидию в размере 5 рублей за 1 килограмм, производители подсолнечного масла – 10 рублей за литр (на это из резервного фонда правительства выделено 9 млрд рублей). Как разовая мера с 15 мая по 30 сентября действует беспошлинная квота на импорт 350 тыс тонн сахара. Продлять ее, впрочем, правительство не намерено, чтобы не нарушить долгосрочные мотивации бизнеса к развитию производства.
Для сглаживания ценовой волатильности и бесперебойности поставок прорабатывается и формирование фонда товарных интервенций. Ряд деталей, однако, вызывает вопросы. Например, будут ли заводы закупать сахар у одного оператора торгов (им, как правило, называется Объединенная зерновая компания, находящаяся под контролем ВТБ), или к продажам будут допущены другие трейдеры (цена в этом случае сложится как конкурентно-рыночная).
В Минсельхозе подчеркивают, что посевные площади под сахарную свеклу расширены на 15%, урожай прогнозируется в 40 млн тонн, что позволит получить конечный продукт в объеме до 6 млн тонн, и это обеспечит потребности внутреннего рынка и даст возможность сформировать переходящие запасы. Однако и здесь есть риск: сбор свеклы на Юге России из-за холодной и дождливой погоды в текущем году начнется на месяц позже (в конце августа), что наложится на пиковый спрос со стороны промышленных предприятий и населения. А это уже повод для товарных интервенций[1].
Оценка ценовых рисков урожая-2021 по другим агрокультурам естественно основывается на прогнозе из валового сбора.
В Минсельхозе ожидают, что в текущем году (по базовому варианту) зерновых и зернобобовых будет собрано на уровне 127,2 млн тонн, в том числе 80,7 млн тонн – пшеницы. Урожай ячменя прогнозируется в 19,4 млн тонн (20,9 млн тонн в 2020 году), ржи - в 2,2 млн тонн (2,4 млн тонн), кукурузы на зерно - в 14,4 млн тонн (13,9 млн тонн), овса - в 4,4 млн тонн (4,1 млн тонн), риса - в 1,077 млн тонн (1,142 млн тонн), гречихи - 867,6 тыс. тонн (892,2 тыс. тонн), проса - 494 тыс. тонн (396,5 тыс. тонн).
Пессимистический прогноз предусматривает сбор зерна в 116,6 млн тонн (73,9 млн тонн пшеницы), оптимистический - 131 млн тонн (включая 83 млн тонн пшеницы).
В 2020 году урожай зерна составил 133,5 млн тонн, в том числе 85,9 млн тонн пшеницы.
Сокращение сбора зерна, полагают в правительстве, не отразится на ценах (по данным Росстата, с 12 по 17 мая на муку, хлебобулочные изделия и вермишель они не изменились – прим. авт.). Причина в том, что со 2 июня начинает действовать механизм зернового демпфера.
Он предусматривает плавающую пошлину на экспорт пшеницы, кукурузы и ячменя, которая будет рассчитываться на основе ценовых индикаторов с ценой отсечения по пшенице в $200 за тонну, по кукурузе и ячменю - в $185 за тонну. Ее размер составит 70% от превышения этого показателя. Средства, полученные от этого, будут направляться на субсидирование сельхозпроизводителей.
Кроме того, также на постоянной основе введено (на второе полугодие каждого «зернового сезона», то есть с января по июнь включительно) квотирование экспорта. В 2021-ом квота на экспорт зерна из РФ действует с 15 февраля. Ее объем составляет 17,5 млн тонн, она распространяется на пшеницу, кукурузу и ячмень. В рамках квоты пшеница облагается экспортной пошлиной в 50 евро за тонну (действует с 1 марта), кукуруза - 25 евро, ячмень - 10 евро за тонну (обе введены с 15 марта).
Предназначение плавающей пошлины – «разорвать» сцепку мировых и внутренних цен. Задача квотирования - создание условий для формирования запасов, обеспечивающих продовольственную безопасность. Минсельхоз предложил достигнуть этого за счет стабилизационного фонда на уровне 3 млн тонн (по состоянию на 14 мая объем зерна, «отложенного» для возможных товарных интервенций, насчитывает 122,2 тыс тонн). По прогнозу министерства, зерновой демпфер не отразится на величине экспорта: в этом сельхозгоду он составит 48 млн тонн, в следующем ожидается около 51 млн тонн.
По оценке замминистра сельского хозяйства Оксаны Лут, экспортная пошлина на пшеницу в РФ со 2 июня может составить $30, на ячмень – $40, на кукурузу – $50 за тонну. Пока их фиксация рассчитана на неделю, что вызывает опасения трейдеров: частые корректировки могут осложнить заключение сделок. В министерстве хотят посмотреть, как механизм будет работать, и готовы к его донастройке.
В середине мая достоянием деловых СМИ стала дискуссия вокруг роста цен на минеральные удобрения (по оценке, они прибавили за год 60%) между их производителями и агробизнесом. Одно из предложений – попросту заморозить цены на уровне весны-2020 плюс 10%. Аргументы «за» сводятся к тому, что нехватка удобрений снизит урожайность и изменит структуру посевов, либо вообще приведет к их сокращению. К тому же производители в 2018 году уже фиксировали цены. Аргументы «против», между тем, тоже заслуживают внимания. Цены на минудобрения сейчас восстанавливаются после 40%-го падения в 2019-2020 годах. Их доля в средневзвешенной цене пшеницы не превышает 13,5% (оценка Минсельхоза), а в стоимости хлеба и вовсе – 1-2% (оценка «Ernst & Young»). Внутренние цены – на 20-30% ниже экспортных. К тому же их фиксирование окажется перекрестным субсидированием одной экспортной отрасли за счет другой.
Споры, видимо, продолжатся. Однако в Минпромторге и Минсельхозе уже дали понять, что оснований для «заморозки» или других жестких регулятивных мер не видят.
Сходная ситуация с ценами на бензин. Российский топливный союз (объединяет владельцев независимых АЗС) обратился к вице-премьеру Александру Новаку с предложением об ограничениях экспорта до 1 октября, пока не завершится внутренний туристический сезон (сокращение турпотока за рубеж могут повысить спрос в РФ на 10-20%, что способно вызвать дефицит на рынке). В Минэнерго, в свою очередь, разъяснили: оснований для моратория на экспорт нет (хотя мера может рассматриваться гипотетически как резервная). После плановых весенних ремонтов НПЗ наращивают выпуск, запасы бензина в 1,7 млн тонн выше прошлогоднего уровня, а рост цен лишь на 0,5-0,6 п.п. превышает общую инфляцию, накопленную с начала года (+3,1%).
Разработка мер по сдерживанию цен с упором на долгосрочные рыночные механизмы обретает более системный характер. В условиях, когда по итогам апреля цены производителей в РФ в годовом выражении выросли на 27,6%, иного попросту не дано. Однако все новые регулятивные решения должны теперь приниматься на основе как минимум двухмесячных прогнозов цен на социально значимые товары, исходя из оценок конъюнктуры мировых рынков. Естественно, касается это и цен на составляющие издержек производства. Вести такую работу первый вице-премьер Андрей Белоусов поручил Минэкономразвития, Минпромторгу и Минсельхозу.
К концу весны определился вектор регулятивных усилий по стабилизации ценовой динамики. Практика показала, что административные ограничения в отдельных сегментах продовольственного рынка вызвали цепную реакцию запросов на замораживание, фиксирование и т.п. по весьма широкому кругу прочих отраслей. Риски устойчивых ценовых неравновесий значимо возросли. Ответная реакция правительства оказалась однозначно прорыночной. Курс взят на отстраивание долгосрочных механизмов увеличения предложения (включая таможенно-тарифное регулирование, бюджетное субсидирование, льготное кредитование, товарные интервенции, страхование урожая и т.п.). Первые шаги сделаны, и второе полугодие, видимо, станет «моментом истины» в оценке их результатов. Необходимость принятых мер очевидна. Однако их достаточность вызывает вопросы. По-прежнему в подвешенном состоянии остается адресная поддержка потребителей. Далеко не все сделано для снижения административных издержек производственных и торговых бизнесов. Сохраняются ценовые риски, порождаемые планами ускорения обязательной маркировки продукции. Тем не менее, сбалансированного «supply side» в действиях кабмина заметно прибавилось, и это обнадеживает.
Марина Войтенко — экономический обозреватель
[1] Неопределенность по срокам уборочной компании из-за погодных условий в ходе посевной сказалась, к примеру, на решении ограничить до конца лета экспорт гречихи и гречневой крупы. Если нет полной ясности с объемом сбора урожая-2021, лучше временно держать дополнительный запас продукта.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.