Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Колонка экономиста

01.11.2021 | Марина Войтенко

Центробанк передал эстафету

Марина Войтенко22 октября Совет директоров банка России ожидаемо повысил ключевую ставку, но не без сюрприза для участников рынка. Вопреки предположениям, что шаг нового ужесточения денежно-кредитной политики (ДКП) мог бы насчитывать 0,25 п.п. или 0,50 п.п., в реальности он составил 0,75 п.п. При этом в пресс-релизе регулятора прямо сказано: он допускает возможность дальнейших повышений на ближайших заседаниях. Согласно прогнозу Центробанка, среднее значение ставки в 2022 году окажется в интервале 7,3-8,3%. Финаналитики не исключают, что на локальном пике она может доходить и до 8,5% (с текущего значения в 7,50% годовых). С учетом трендов ценовой динамики существенно пересмотрен прогноз инфляции: по итогам-2021 она ожидается в диапазоне 7,4-7,9% г/г, среднегодовое значение-2022 – 5,3-6,0%, на конец следующего года – 4,5%. В условиях такой «новой монетарной реальности» намерение правительства добиться роста ВВП в 2022 году на уровне не ниже 3% выглядит еще более амбициозной задачей, умножая вопросы о достаточности для этого регулятивных мер за рамками ДКП.

Основания для принятого решения у центральных банкиров, действительно, есть. По оценке Росстата, годовая инфляция по состоянию на 18 октября возросла до 7,8%; недельный шаг после 0,22% (на 11 октября) вновь вернулся к темпу 0,26%; среднесуточный прирост с начала месяца уверенно держится на отметке в 0,035% (в полтора раза выше, чем в сентябре); с января-2021 цены (ИПЦ) прибавили 5,98%. Глава ЦБ РФ Эльвира Набиуллина (на пресс-конференции 22 октября) высказалась о наблюдаемых трендах предельно ясно: «… мы рассматриваем ситуацию как потенциально опасную из-за ее влияния на инфляционные ожидания». При этом главный канал их разогрева – существенный рост цен из-за «более скромного» урожая овощей и значительного увеличения издержек в животноводстве.

Нелишне заметить, что данные об инфляционных ожиданиях (на основе регулярного исследования «инФОМ») ЦБ РФ опубликовал 21 октября, хотя первоначально планировалось сделать это 25 октября. Финаналитики с учетом этого факта пришли к однозначному выводу: регулятор намеренно старался проинформировать рынок накануне решения по ключевой ставке о том, что в оценке инфляционных рисков произошли серьезные изменения.

Оно и понятно, поскольку инфляционные ожидания граждан в октябре значительно повысились.

Оценка текущей наблюдаемой россиянами инфляции поднялась до 16,3% с 15,6% в сентябре, вплотную приблизившись к локальным максимумам июля-августа в 16,5%, ожидаемой через год – достигла 13,6% после 12,3% в сентябре и 12,5% в августе.

На этом фоне вполне объективным оказывается «похолодание» потребительских настроений – после вызванного единовременными бюджетными выплатами сентябрьского всплеска с августовских 89 пунктов до 100 пунктов соответствующий композитный индекс (текущих оценок и ожиданий) снизился до 88 пунктов.

На рост инфляционных ожидания значимо (даже при небольших весах в потребительской корзине) может влиять повышение стоимости на так называемые товары-маркеры. В 2020 году роль триггера сыграл скачок цен на подсолнечное масло и сахар, в 2021-ом на смену, похоже, идет ценовой взлет на мясо, молоко, овощи. На это накладываются ожидания значительного увеличения издержек агропроизводителей в связи с удорожанием газа, влияющим на цены минудобрений (признаки их дефицита под урожай-2022 уже констатировали в Минсельхозе – прим. авт.).

В основе более ощутимого и длительного отклонения инфляции от цели, подчеркивают в ЦБ РФ, продолжает оставаться значительный дисбаланс между текущим уровнем спроса и отстающим от него предложением. Скорость его расширения сдерживается ограничениями по производственным мощностям, нехваткой комплектующих и сырья, сбоями в цепочках поставок и логистике и структурными сдвигами на рынке труда, проявляющимися в дефиците рабочей силы. В итоге повышенный спрос, не трансформируясь в реальный рост потребления, становится драйвером ускорения ценовой динамики.

Между тем потребительский спрос начинает охлаждаться. Признаком этого может служить, например, снижение в сентябре цен производителей промышленных товаров по сравнению с августом на 1%. В годовом выражении их рост в начале осени остался на отметке в 26,3%. Однако первая помесячная дефляция отпускных цен – событие тоже знаковое. Станет ли этот локальный эпизод (пока еще!) новым трендом, покажут итоги октября.

По мнению главы ЦБ РФ Эльвиры Набиуллиной: «Чем дольше инфляционные ожидания остаются на повышенных уровнях, тем более жесткая политика потребуется для возвращения инфляции к цели. … Мы не в точке тонкой настройки». Поэтому и возврата ключевой ставки в долгосрочный нейтральный диапазон в Центробанке ожидают не ранее середины 2023 года.

По общему правилу, увеличение ключевой ставки должно подтолкнуть повышение рыночных ставок. Вместе с тем предыдущие действия регулятора сказались на их динамике далеко не в полной мере. В третьем квартале денежно-кредитные условия (ДКУ) оставались, скорее мягкими, чем нейтральными. Следствие – высокие темпы кредитования во всех сегментах.

С учетом уже набранных темпов ЦБ РФ оставил без изменений трехлетний прогноз объемов кредитования в целом по экономике. Несколько снизил (на 1 п.п.) интервальные ожидания по корпоративным кредитам в 2021-2022 годах (до 8-12% и 7-11% соответственно). Но значительно повысил ориентиры для банковской розницы – на 3 п.п. в 2021 году до 21-25% и на 2 п.п. в 2022-ом – до 14-18%. Прогнозы по ипотеке также повышены на 3 п.п. (до 23-27%) и на 1 п.п. (до 15-19%) соответственно.

Произошедших на кредитном рынке изменений, считают в ЦБ РФ, пока явно недостаточно для формирования ДКУ, способствующих возвращению инфляции к 4%-й цели и закреплению ее на этом уровне. Решение 22 октября, как ожидается, ускорит подстройку кредитных и депозитных ставок. Этой гипотезе регулятора, похоже, отвечают настроения в самом банковском секторе.

По итогам второй декады октября средняя максимальная депозитная ставка в ТОП-10 субъектов этого рынка достигла 6,53%. Участники полагают, что к концу года следует рассчитывать на прирост к этому уровню до 1 п.п., если ключевая ставка взлетит до 8%. Сходный прогноз по ставкам длинных потребительских кредитов – на 1,0-1,5 п.п.; длинным автокредитам – на 0,5-0,75 п.п.; росту полной стоимости ипотеки – на 0,75-1,0 п.п.

На фоне высокой кредитной активности населения вкупе с инфляцией, почти вдвое превысившей таргет, вполне логичной выглядит корректировка МЭР ожидаемой динамики роста-2021 реальных располагаемых доходов с 3,0% до 2,5%. Консенсус-прогноз «Известий», напомним, исходит из темпа много меньшего – 1,6%. Впрочем, компенсации прошлогоднего падения на 2,8% не происходит в обеих версиях. Понятно также, что накопленное отставание порядка 10% от уровня-2013 предельно актуализирует все меры по противодействию инфляционным рискам, способные стабилизировать ценовые тренды.

Решением 22 октября ЦБ РФ передал эстафету правительству. Именно оно может задать дополнительные стимулы увеличению предложения. В стандартном антиинфляционном арсенале – снижение ввозных пошлин и субсидирование производителей. Еще один вариант – применение демпферов с гибкими вывозными пошлинами (в период разгона цен ставка повышается, при охлаждении конъюнктуры снижается). Впрочем, в этом случае требуется тщательный учет рисков потерь позиций российских экспортеров на мировых рынках. Исключительной мерой остаются соглашения о замораживании цен, хотя их тиражирование нежелательно из-за возникающих рыночных дисбалансов.

Все эти опции учтены в запущенной в пилотном режиме системе регулятивных реакций на ускорение мировых цен на социально значимые товары. В этой же логике создания стимулов предложению выстроены в принципе и меры господдержки бизнеса в связи с введением «выходных дней» с 30 октября по 7 ноября.

Единовременная выплата грантов в объеме 1 МРОТ на одного занятого (на это потребуется около 27 млрд рублей), как ожидается, сможет покрыть примерно половину потерь выручки малого и среднего предпринимательства (МСП). Заявки будут приниматься по 15 декабря, сами выплаты – производиться до 31 декабря.

Вторая мера касается возобновления программы льготного кредитования ФОТ 3.0. С ноября по декабрь в 30 российских банках будут выдаваться кредиты по ставке 3% субъектам МСП, в наибольшей степени подверженных негативному влиянию временных противоэпидемических мер.

Получить поддержку смогут кинотеатры, музеи, зоопарки, спортивные организации и фитнес-центры, санатории, турагентства, гостиницы, предприятия общепита, а также компании, которые занимаются организацией досуга, отдыха, развлечений и мероприятий – юридические лица и индивидуальные предприниматели. Ключевое условие программы – сохранение численности работников на уровне не ниже 90%, выполнение условия будет контролироваться через данные ФНС.

Предполагается, что кредиты размером до 300 миллионов рублей с государственными гарантиями будут выдаваться сроком до 18 месяцев. При этом в течение первых 6 месяцев предприниматель будет освобожден от уплаты кредита и процентов по нему, а в течение последующих 12 месяцев сможет возвращать кредит и проценты равными долями.

Кроме этого, ЦБ РФ выделил лимит в 60 млрд рублей в рамках спецмеханизма рефинансирования для банков, которые на льготных условиях будут кредитовать МСП, попавшие под ограничения. Выпущены также и рекомендации банкам и МФО идти навстречу заемщикам, нуждающимся в реструктуризации кредитов.

Примечательна первая реакция ведущих предпринимательских объединений: это в принципе важные и неотложные меры, но за ними должны последовать и системные решения.

В основе таких настроений ощущения осложняющихся макроэкономических условий 2022 года. Центробанк предупредил, что в нейтральный диапазон (5-6% в текущей версии) ключевая ставка вернется не ранее середины 2023 года. Прогноз-2022 регулятор оставил без изменений – 2,0-3,0% роста ВВП. При этом несколько снижены ожидания по динамике расходов домохозяйств (на 0,2 п.п. до 1,0-2,0%), заметно повышены ориентиры по объемам профицитов счета текущих операций и торгового баланса (до $111 млрд $205 млрд), но основательно (почти вдвое до 0,4-2,4%) уменьшена оценка темпов увеличения инвестиций в основной капитал. Добиться цели по ВВП без компенсации стимулов деловой активности, «выпадающих» вследствие вынужденного ужесточения ДКП, будет затруднительно. Очевидно, что без «точечной донастройки» распределения расходов бюджета уже не обойтись. Возможно, это станет отправной точкой для формирования российского варианта экономики предложения, означающей существенное укрепление стабильности и повышение комфортности условий ведения бизнеса.

Марина Войтенко — экономический обозреватель

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net