Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
22.11.2021 | Политком.RU
Введение QR-кодов
Третья волна коронавируса в России характеризуется высокими показателями заболеваемости и смертности. При этом темпы вакцинации остаются крайне низкими. По прогнозам вице-премьера Татьяны Голиковой предположительный срок достижения коллективного иммунитета - июнь 2022 года. На этом фоне правительство внесло в Государственную думу законопроекты об использовании QR-кодов в общественных местах и на некоторых видах транспорта. Срок их действия также рассчитан до 1 июня 2022 года.
Основные предлагаемые ограничения:
· Закрепление на законодательном уровне правил посещения мест проведения массовых мероприятий, культурных учреждений, объектов общественного питания и розничной торговли при предъявлении QR-кода о прививке либо документа, подтверждающего, что человек переболел коронавирусом или медицинского отвода от вакцинации.
· Внесение аналогичных изменений в порядок использования QR-кодов на железнодорожном и авиатранспорте.
· Конкретные объекты, на посещение которых будут вводиться ограничения, определят главы регионов с учетом санитарно-эпидемиологической ситуации.
· Нормы закона вводятся с 1 февраля и будут действовать до 1 июня 2022 года. До 1 февраля разрешается предъявлять отрицательный ПЦР-тест.
В правительстве предлагаемые решения назвали «экстренной мерой на фоне сложной ситуации». Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков назвал систему QR-кодов безальтернативной.
Предпосылки к сложившейся ситуации появились еще в начале пандемии. После того как первая волна пошла на спад, в российском обществе начал доминировать запрос на возврат к нормальной жизни. Государство пыталось удовлетворить этот запрос. Важным фактором здесь стало нежелание провоцировать рост протестных настроений на фоне предстоящих выборов в Государственную Думу. Ограничения носили минимальный характер и почти не соблюдались. С одной стороны, это привело к сохранению достаточно высокого уровня доверия институтам власти и приемлемым для власти электоральным результатам. С другой стороны, нормализация привела к негативным последствиям с точки зрения борьбы с пандемией коронавируса.
Вскоре после выборов в Госдуму Россию захлестнула третья волна коронавируса. Пандемия нанесла большой удар по демографии и исчерпала большую часть резервов системы здравоохранения. Прогнозы о том, что со временем вирус станет мягче, не оправдались. Новые штаммы оказались, напротив, более быстрыми и куда более жесткими.
Смертность продолжает расти: еще в середине октября показатели достигли 1 тыс. смертей в сутки, в ноябре они стремятся к 1,2 тыс. Во-первых, процесс ускорился с появлением нового, более агрессивного, штамма, к которому врачи не успевают адаптировать старые методики лечения, особенно в условиях перегрузки больниц. Во-вторых, сказывается дефицит кислорода – к нему во многих регионах подключают только тяжело больных при острой необходимости, когда состояние здоровья может необратимо ухудшиться. В-третьих, большое число поздних обращений. Многие люди недооценивают риски, боясь быть признанными официально заболевшими, что повлечет карантин и для них, и для других членов семьи. Это забирает у них время, необходимое на лечение болезни.
Кампания по вакцинации провалена: по данным на середину ноября полностью привито только 35% россиян. Низкие показатели связаны в том числе с отсутствием жестких элементов принуждения. Ответственность за вакцинацию возлагалась на бизнес, который по мере сил прививал своих сотрудников. Многие в условиях многочисленных страхов, связанных с вакцинацией, не стали прививаться, а выбрали вариант покупки поддельных сертификатов.
По экспертным оценкам, в зависимости от региона 10–30% сертификатов о вакцинации могут быть поддельными. Часто подобные услуги предоставляют медработники, предлагая «привиться» с занесением в базу на госуслугах. К примеру, в Новосибирской области в начале ноября завели 17 дел о подделке документов. Губернатор Курской области Роман Старовойт заявил, что 30% сертификатов о вакцинации в регионе являются подделкой. При этом в России продавцы и покупатели поддельных сертификатов попадают под уголовную ответственность. Согласно ст. 327 УК РФ, за подделку и сбыт сертификата о вакцинации можно получить до 2 лет лишения свободы, а за покупку и хранение документа — до 1 года.
Одна из проблем, связанных с российским неформальным антиваксерским движением, заключается в его неоднородности. Известно, что самая политически лояльная часть россиян пошла вакцинироваться в первых рядах – эта часть общества полностью доверяет власти и дисциплинированно следует указаниям. Соответственно, антиваксеры по определению менее лояльны – но здесь есть важный нюанс.
Одна часть антиваксеров – это недовольные россияне, не доверяющие власти, раздраженные повышением пенсионного возраста и при этом скептически относящиеся к современной науке. Последним они принципиально отличаются от либеральной оппозиционной субкультуры, представители которой прививались вместе с лоялистами, а то и раньше, доверяя публикации в журнале The Lancet. При этом протестное антиваксерство может сопровождаться антизападничеством трампистского типа (требованием уволить чиновников, прислушивающихся к рекомендациям ВОЗ и вообще выйти из этой организации), а может, наоборот, апеллировать к тому, что «Спутник» пока не признан ВОЗ. Но такие различия в создавшейся ситуации являются относительно второстепенными.
Другая часть антиваксеров – это наиболее традиционалистски настроенная часть общества, которая критикует власть с более ортодоксальных позиций, настаивая на дальнейших ужесточениях в отношении оппозиции и еще более антизападном курсе. Поэтому формально они не попадают в число твердых лоялистов, но являются потенциально важными сторонниками власти. В кризисной ситуации лоялисты обычно остаются дома, а вот такие ортодоксы готовы выйти на защиту власти, забыв о разногласиях. Это сравнительно небольшая, но социально активная часть общества, обильно присутствующая в Интернете - поклонники Сергея Кургиняна и Марии Шукшиной. Идти с ними на конфликт – значит, обидеть самых надежных, пусть и ворчливых, сторонников. Такой раскол среди лоялистов власти крайне невыгоден – и это еще одна (наряду с более массовым недовольством «протестников») причина долгого откладывания жестких решений по вакцинации.
Выбрав вариант максимально распространить систему QR-кодов власть признала, что никакой нормальности нет и пандемия в самом разгаре. Была попытка найти альтернативы в виде локдауна. Однако краткосрочное введение локдауна как правило не очень помогает. Международный опыт свидетельствует об эффективности локдаунов продолжительностью в 3–4 недели. В России подобные меры реализовать сложно. Сказываются отсутствие государственных обязательств перед всем населением, усталость от пандемии и произошедшая за последнее время нормализация жизни. 52% россиян, согласно опросу SuperJob, не хотят продления режима нерабочих дней. За высказалось 26% респондентов.
Ситуация складывается непростая. Власть столкнётся с людьми, которые не хотят вакцинироваться. Ответственность традиционно переносится на уровень регионов, а наиболее непопулярные решения передаются на уровень главных санитарных врачей субъектов Федерации (которые, впрочем, готовы их принимать, так как давно настаивали на ужесточениях). Это связано со стремлением к деполитизации решений. Первыми пострадают люди, которые отвечают за охрану порядка и контроль QR-кодов: охранники, продавцы - может вырасти число бытовых конфликтов, а за ними последовать рост претензий к власти на фоне проведения политики в противовес ожиданиям. Представляется, что речь идет о самых непопулярных решениях со времени повышения пенсионного возраста в 2018 году, хотя в данном случае нет такого консенсусного неприятия, и общество расколото по вопросу вакцинации. При этом рассчитывать на стабилизацию ситуации с пандемией раньше начала лета 2022 года, когда планируется достижение коллективного иммунитета, не приходится.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.