Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
24.08.2023 | Политком.RU
Прямые губернаторские выборы-2023: полная консолидация вокруг власти?
Завершение регистрации кандидатов на прямых губернаторских выборах, которые пройдут в 21 регионе, позволяет говорить о наиболее важных тенденциях электорального сезона 2023 года. В этот раз избирательная кампания характеризуется минимальным количеством скандалов и конфликтов, что свидетельствует и о тщательной работе Кремля с партиями и местными элитами, и о все более слабой мотивации оппозиции для участия в губернаторских кампаниях. Контрастно на общем фоне смотрится случай Хакасии, где выборы являются конкурентными и наименее предсказуемыми в связи с противостоянием главы региона - коммуниста с депутатом Госдумы – кандидатом «Единой России». В остальных случаях исход выборов в пользу действующих глав в первом туре является предрешенным, отличаться могут только процентные показатели. В целом все идет к тому, что желаемый эффект консолидации общества вокруг действующей региональной власти будет успешно продемонстрирован.
Одной из характерных особенностей выборов стало небольшое количество кандидатов. Во многих регионах зарегистрировано по четыре кандидата, представляющих обычно думские партии, либо играющих сугубо техническую или спойлерскую роль от малых партий. В сравнении с выборами в тех же регионах, проходивших пять лет назад, число участников поубавилось. Максимальное число кандидатов (шесть человек) зарегистрировалось в Алтайском крае, где при этом не прошел регистрацию главный и опасный конкурент действующего губернатора, депутат Госдумы от КПРФ М.Прусакова. Но это и единственный случай: во всех прочих регионах строго выдерживается стандарт – по 4-5 кандидатов. Примечательным фактом стало малое число регионов, где в выборах участвуют кандидаты СРЗП (их нет в семи регионах – Хакасии, Якутии, Нижегородской, Омской, Орловской, Псковской и Смоленской областях). Напротив, ЛДПР пошла на уступку и отказалась от участия только в Амурской области, но ее кандидаты, как правило, слабы. КПРФ отсутствует в Алтайском и Приморском краях, что очень на руку действующим главам.
Заметно обновился и список кандидатов, причем явно не в сторону выдвижения более сильных фигур. Немало регионов, где все кандидаты – новые. Это хорошо видно по спискам кандидатов от КПРФ, ЛДПР и СРЗП. Косвенно это показывает, что многие местные политики, потерпев поражение в прошлый раз, утратили интерес к выборам. Другие же, но по договоренности с властями, готовы повторить свой прежний слабый результат, либо даже внутренне согласны его ухудшить.
Неудивительно, что в таких условиях конфликтность кампаний пошла на спад. При регистрации кандидатов, как правило, проблем не возникало. Есть немало регионов, где зарегистрировали всех желающих. В основном произошел отсев кандидатов от непарламентских партий (если только им не была предназначена техническая функция), а также самовыдвиженцев (в регионах, где они могут участвовать в выборах). Единственным важным исключением оказалась уже упомянутая М.Прусакова, но ее неучастие в кампании было предсказуемым уже на начальной стадии, так что сенсации не случилось. Кроме того, М.Прусакова, заботясь о своей политической перспективе, не стала разворачивать громкую протестную кампанию, хотя и пыталась судиться с избиркомом.
Наконец, несмотря на достаточно лояльное поведение КПРФ, выборы характеризуются заметным присутствием спойлеров от «Коммунистов России». Из непарламентских партий эта партия является самой представленной на выборах. И этот факт лишний раз свидетельствует о стремлении властей минимизировать любые риски, которые чаще всего все-таки связаны с ростом предвыборных рейтингов кандидатов КПРФ.
Подчеркнуто конкурентная кампания в Хакасии рельефно выделяется на общем фоне, создавая единственную значимую интригу. Смысл интриги понятен, поскольку В.Коновалов пришел к власти в результате протестного голосования в 2018 году. Он не имеет поддержки Кремля, но отстранение В.Коновалова от власти означало бы ненужный конфликт с КПРФ. В этой связи и принято решение о том, что исход выборов будет определен в результате конкурентной кампании. В отличие от всех прочих случаев, когда «Единая Россия» не выставляла своих кандидатов против действующих глав от КПРФ (поскольку они были назначены Кремлем), здесь две наиболее крупные партии России прямо сталкиваются друг с другом.
Шансы В.Коновалова и его основного соперника С.Сокола можно оценить как сопоставимые. Напомним, что на выборах 2018 года в первом туре, выступая в роли протестного кандидата, В.Коновалов набрал 44,8% голосов (на повторных выборах соперника у него не было, он набрал 57,6% голосов «за» и 41,2% «против»). С.Сокол, не будучи местным уроженцем, выдвинулся в Хакасии в одномандатном округе на выборах депутатов Госдумы в 2021 году и выиграл, получив почти 29% голосов. На посту главы региона В.Коновалов зарекомендовал себя слабым управленцем, но в последнее время ему удается привлечь на свою сторону немало представителей местной элиты, включая корпус муниципальных глав, которые опасаются перемен в случае прихода к власти энергичного С.Сокола. Последний опирается на поддержку федерального и регионального руководства «Единой России», располагает большими ресурсами для ведения кампании и продвигает свой новый образ участника СВО. В то же время для региональной элиты он остается человеком чужим, вести кампанию ему непросто.
В сложившейся ситуации вероятность второго тура очень велика. Ее повышает наличие «третьих» кандидатов, которые могут оттянуть часть голосов. Одним из них является кандидат ЛДПР, депутат Верховного совета республики М.Молчанов. Другой - вызвавший недовольство В.Коновалова и КПРФ кандидат «Коммунистов России» со знаковой фамилией В.Грудинин, которого не хотел регистрировать региональный избирком. Однако В.Грудинин был зарегистрирован в результате вмешательства сверху и по решению Центризбиркома. Его участие в выборах на руку С.Соколу.
Таким образом, В.Коновалов и С.Сокол имеют свои достоинства и недостатки, которые не позволяют ни одному из них одержать уверенную победу. Победа В.Коновалова, если таковая случится, будет рассматриваться как важное (и при этом единственное) реальное электоральное достижение КПРФ. Но «Единая Россия» намерена дать бой коммунистам, так что, если С.Сокол сумеет развернуть мощную кампанию и сыграть на слабостях В.Коновалова, то КПРФ утратит данный регион.
Важно напомнить, что при этом КПРФ имеет одно гарантированное «электоральное достижение» в Орловской области, где губернатор А.Клычков был назначен президентом и не имеет конкурентов от «Единой России». От участия в выборах в этом регионе отказалась и «Справедливая Россия», которая находится в оппозиции к А.Клычкову. В итоге уровень конкуренции в Орловской области невелик, хотя снижение прежнего результата (83,55%) у А.Клычкова вероятно в связи с нехваткой достижений на посту губернатора. Поэтому не будет удивительным, если сравнительно заметные кандидаты ЛДПР (вице-спикер, глава комитета по взаимодействию со СМИ, информационным технологиям и трудовым отношениям областного совета В.Числов) и «Новых людей» (президент Торгово-промышленной палаты Орловской области С.Ковалева) наберут немало голосов. Но неизбежная победа А.Клычкова тем временем будет работать на сохранение стабильности отношений между КПРФ и Кремлем.
Некоторой интригой предстоящих выборов стало также продвижение четырех новых врио губернаторов, ни один из которых никогда в электоральных кампаниях не участвовал. Почти во всех случаях (кроме Чукотки) замены губернаторов произошли в регионах, где с прежними главами были связаны заметные управленческие проблемы. Это дает возможность новым главам построить имидж с «чистого листа», привлекая голоса за счет эффекта обновления власти. Тем не менее считать их позиции идеальными было бы преждевременным.
Например, в Омской области КПРФ выдвинула против «варяга» В.Хоценко своего опытного лидера, депутата Госдумы А.Алехина, многократно участвовавшего в избирательных кампаниях различных уровней. Это способствует поляризации кампании, учитывая отсутствие кандидата «Справедливой России» (к которой относился экс-губернатор А.Бурков) и слабые позиции кандидата ЛДПР М.Макаленко. Поэтому А.Алехин способен набрать немало голосов, особенно непосредственно в Омске, но в уверенной победе В.Хоценко все равно сомнений нет.
Аналогично некоторые элементы конкуренции отмечаются в Красноярском крае, глава которого М.Котюков является выходцем из региона и некогда был местным чиновником, но основную карьеру сделал в федеральном правительстве. Одним из его заметных конкурентов считается активный депутат законодательного собрания от ЛДПР А.Глисков. Другой значимый соперник – лидер краевых коммунистов, вице-спикер законодательного собрания А.Новак. В кампании также участвуют региональные депутаты от СРЗП (М.Маркерт) и «Зеленых» (И.Иванова). В то же время кандидаты от партии «Родина» (некогда активный местный политик и бывший участник губернаторских выборов И.Серебряков) и «Новых людей» (региональный депутат Д.Терехов) зарегистрированы не были, поскольку это могло сделать конкуренцию слишком высокой. Но и при сложившемся раскладе можно ожидать, что результат М.Котюкова сверхвысоким не будет.
Аналогично есть некоторые ограничения и у нового руководителя Чукотки, «варяга» В.Кузнецова. В этом регионе баллотируются уже «проверенные» кандидаты, региональные депутаты от ЛДПР Ю.Бутакова и от КПРФ В.Гальцов. Они же участвовали в прошлых выборах, набрав 18,5% и 12,2% голосов соответственно. Наличие у них стартового электорального потенциала и известности в регионе позволяет им рассчитывать на схожие результаты и в этот раз.
Напротив, наиболее благоприятная ситуация складывается в Смоленской области у врио губернатора В.Анохина, тоже являющегося «варягом» и бывшим правительственным чиновником. КПРФ и ЛДПР выставили в этом регионе слабых и малоизвестных кандидатов. Заметим, что ЛДПР была в регионе правящей партией при бывшем губернаторе А.Островском, но за власть больше не борется (ее представляет депутат Смоленского горсовета М.Ковалев). КПРФ, кандидат которой довольно активно противостоял А.Островскому в прошлый раз, выставила слабую фигуру – тоже депутата Смоленского горсовета А.Максимова. Отсутствие серьезных конкурентов, вместе с активной поддержкой федерального центра создает все основания для уверенной победы В.Анохина.
В остальных случаях в выборах участвуют действующие главы, которые более или менее успешно выиграли выборы пять лет назад. Среди них для начала можно обратить внимание на случаи глав с относительно более низкими электоральными рейтингами.
В наиболее явном из таких случаев, в Алтайском крае уровень конкуренции резко упал в условиях отсутствия кандидата КПРФ М.Прусаковой, выигравшей в 2021 году федеральные думские выборы в одномандатном округе. Стоит напомнить, что результат губернатора В.Томенко в 2018 году был низким – 53,6%, он выиграл на грани второго тура. Причем в тот раз у него даже не было ярких оппонентов. Неудивительно, что появление М.Прусаковой было воспринято как серьезный риск, которого затем удалось избежать. Сложившийся в итоге предвыборный расклад нельзя не признать удобным для В.Томенко. Его номинальными соперниками являются далеко не самые заметные и значимые фигуры даже в своих партиях – региональные депутаты от ЛДПР С.Булаев и СРЗП Е.Боровикова. Условно коммунистическую нишу занимает сам федеральный лидер «Коммунистов России» С.Малинкович, являющийся региональным депутатом именно в Алтайском крае: своими действиями и заявлениями он придает колорит кампании, но угрозы для В.Томенко, в отличие от М.Прусаковой, не представляет. В целом это ведет к вероятному улучшению результата В.Томенко в сравнении с прошлым разом. Однако призыв КПРФ голосовать за любого кандидата кроме В.Томенко не позволяет ему добиться сокрушительной победы.
Возможно, улучшит свой результат и губернатор Амурской области В.Орлов, получивший в прошлый раз 55,6% голосов. Однако В.Орлову достался активный кандидат от КПРФ, беспартийный общественник Б.Белобородов, являющийся заметным защитником интересов регионального бизнеса (глава регионального отделения «Опоры России», общественный бизнес-омбудсмен, да еще и руководитель регионального отделения общества российско-китайской дружбы). Его участие поляризует кампанию, поскольку ЛДПР, как и ранее, пошла на уступку губернатору и кандидата не выставила, а СРЗП представляет очень слабый кандидат. Поэтому ожидать резкого роста электорального рейтинга В.Орлова в условиях конкуренции с Б.Белобородовым не приходится.
Риск снижения электорального рейтинга имеется у губернатора Новосибирской области А.Травникова, который в прошлый раз получил 64,5% голосов. Причем тогда действовал «пакт» губернатора с КПРФ, которая своего кандидата не выставляла (ее мог бы представлять на выборах мэр Новосибирска А.Локоть). После отмены прямых выборов мэра Новосибирска, в результате чего А.Локоть может в следующем году покинуть эту должность, отношения властей и КПРФ стали более сложными. В итоге КПРФ выставила кандидата, но не самого сильного: это – региональный депутат и городской партийный активист Р.Яковлев. Несмотря на относительную слабость Р.Яковлева, которую можно было бы признать и уступкой А.Травникову, сам факт наличия кандидата КПРФ делает кампанию более конкурентной, чем пять лет назад. Также в кампании присутствуют кандидаты ЛДПР и СРЗП, но более слабые, чем в 2018 году, что, напротив, на руку А.Травникову. Тем самым оппозиционное голосование в этот раз может сконцентрироваться на персоне Р.Яковлева, а А.Травникову необходимо не упустить, а по возможности увеличить лояльный электорат.
В большинстве оставшихся губернаторских кампаний можно ожидать результатов, либо сопоставимых с прошлыми (порядка 65-75%), либо более высоких. Сами главы регионов обычно рассчитывают на улучшение показателей, имея для того свои основания.
Одной из самых любопытных на этом фоне стала московская кампания, которая характеризуется гораздо более высоким статусом ее участников, чем прежде. Так, в этот раз соперниками С.Собянина стали сразу два вице-спикера Госдумы, Б.Чернышов от ЛДПР и В.Даванков от «Новых людей». Заметными фигурами на политической сцене являются также депутат городской думы и внук лидера КПРФ Л.Зюганов и депутат Госдумы от СРЗП, известный политтехнолог Д.Гусев.
Со своей стороны, позиции С.Собянина, как в политической элите, так и в общественном мнении, остаются весьма прочными (напомним, что в прошлый раз он получил 70,2% голосов). Это создает свою интригу на выборах, связанную с тем, будет ли активность титулованных соперников С.Собянина реальной (пока ее скорее нет), и повлияет ли она на рейтинг действующего мэра. Важной является и интрига по поводу второго места, которое КПРФ очень хотела бы сохранить за собой. А наличие этой интриги так или иначе будет стимулировать активность представителей остальных парламентских партий. В итоге можно ожидать, что в Москве сложится значительный колеблющийся электорат, который в зависимости от обстоятельств конца кампании может как сохранить верность действующей власти, так и уйти к кому-то из понравившихся оппонентов.
Все прочие электоральные интриги гораздо слабее. В Московской области губернатор А.Воробьев, получивший в прошлый раз относительно слабый на общем фоне результат (62,5%), крайне заинтересован в его увеличении. В этом ему может помочь более простой состав соперников. Не прошел регистрацию кандидат «Гражданской инициативы» Б.Надеждин, набравший в прошлый раз 4,4% голосов (тогда он был кандидатом «Партии роста»). Не участвует «Альянс зеленых», кандидат которого в 2018 году Л.Белова заняла третье место с 7,5% голосов. При этом новый кандидат КПРФ, вице-спикер областной думы А.Наумов и прежний кандидат ЛДПР, тоже вице-спикер К.Жигарев претендуют примерно на те же результаты (было 13% у предшественника А.Наумова К.Черемисова и 5,8% у К.Жигарева). В конечном итоге упрощение предвыборного расклада позволяет А.Воробьеву нарастить свой электоральный рейтинг.
«Повторение пройденного», связанное с выдвижением тех же самых или новых, но не более сильных кандидатов КПРФ, ожидается в большом числе субъектов РФ. Так, в Нижегородской области основным соперником и спарринг-партнером губернатора Г.Никитина (набрал в 2018 г. 67,75%) вновь будет лидер нижегородских коммунистов, вице-спикер законодательного собрания В.Егоров (получил 16,6%). В Тюменской области от КПРФ снова выдвигается депутат областной думы И.Левченко (в прошлый раз получил 12,8%), являющийся заведомо слабым соперником губернатора А.Моора (у него было 65,9%). При этом в Тюменской области тот же кандидат СРЗП (депутат областной думы В.Пискайкин, набравший в 2018 г. 5,8%), а вот кандидат ЛДПР хотя бы поменялся.
Прежний соперник от КПРФ присутствует и в Самарской области. Это первый секретарь обкома и вице-спикер областной думы А.Лескин, получивший пять лет назад почти 10% голосов против 72,6% у губернатора Д.Азарова. Причем в этом регионе те же кандидаты ЛДПР (депутат губернской думы А.Степанов, имевший 5,7%) и СРЗП (М.Маряхин, у которого было лишь 2,6%). Близкий к прежнему расклад сложился и в Якутии, где главе региона А.Николаеву (результат 2018 г. – 71,4%) вновь формально противостоят лидер якутских коммунистов и вице-спикер местного парламента В.Губарев, которому уже за 70 лет (его результат 2018 г. – 12%), и бывший депутат Госдумы, а ныне помощник депутата от ЛДПР Г.Парахин (6,2%).
Замена кандидата КПРФ еще в ряде регионов не обещает там серьезных перемен в предвыборном раскладе. Например, в Ивановской области КПРФ будет представлять ее местный лидер, региональный депутат А.Бойков, но вряд ли это что-то меняет (прошлый кандидат С.Нациевский получил 11,9% голосов). В остальном Ивановская область кажется чемпионом по стабильности – все остальные кандидаты те же самые (Д.Шелякин от ЛДПР, получивший пять лет назад 9,45%, П.Попов от СРЗП с 5,3% и А.Орехов от «Коммунистов России» с 5,2%). Все это выводит и на примерно такой же результат губернатора С.Воскресенского (у которого было 65,7%), который сам, впрочем, заинтересован в его улучшении.
Новый кандидат и тоже первый секретарь обкома КПРФ А.Рогатнев появился и в Воронежской области, где сменились все соперники губернатора А.Гусева, набравшего в прошлый раз 72,5% голосов. В Псковской области КПРФ пришлось менять своего кандидата, которым в итоге стал первый секретарь обкома П.Алексеенко, входящий в возрастную категорию 70+. При этом ЛДПР вновь выдвинула А.Минакова (в 2018 г. ему достались 5,4%), а СРЗП конкурировать с губернатором М.Ведерниковым не стала. Можно ожидать, что М.Ведерников, набравший ранее 70,7% голосов, сможет улучшить свой результат.
Пожалуй, самая явная смена сценария в пользу действующего губернатора произошла в Приморском крае. В 2018 г. О.Кожемяко баллотировался после того, как со скандалом были отменены выборы с участием его предшественника А.Тарасенко. Тогда О.Кожемяко было непросто выигрывать выборы в регионе с развитыми протестными настроениями и элитами, часть которых была настроена к нему недоброжелательно. Набрал он 61,9% голосов. С тех пор позиции О.Кожемяко укрепились. КПРФ, как и в прошлый раз, не выдвинула своего кандидата, использовав формальный предлог. Не стала больше участвовать в выборах Р.Чемерис, хотя она за прошедшее время достигла уровня депутата Госдумы от «Новых людей» (впрочем, в 2018 г. ей достались лишь 3,8% голосов). ЛДПР, кандидат которой в прошлый раз занял второе место с отличным результатом (более 25%), постаралась выдвинуть малоизвестную в масштабах края И.Кошелеву, представительницу рекламного бизнеса и депутата городской думы Владивостока. Не обладают известностью кандидат СРЗП К.Рудюк и формально занимающие пустующую нишу КПРФ кандидаты «Коммунистов России» и Казачьей партии РФ (КпРФ). По большому счету избирателям в Приморском крае не за кого голосовать, кроме О.Кожемяко.
Наконец, обратим внимание на два оставшихся региона, где в 2018 году губернаторы получили более 80% голосов. В Магаданской области поменялся кандидат КПРФ, которым стал единственный депутат от этой партии в областной думе, директор спортивной школы С.Гончаренко. Кандидат ЛДПР, лидер ее фракции из двух человек Р.Исаев выдвинут вновь (в прошлый раз получил 4,7%). Здесь ничего не угрожает позициям губернатора С.Носова, но пока неясно, сумеет ли он превзойти свой прежний результат 81,6%.
Меньше всего сомнений вызывает кампания в Кемеровской области, где губернатор С.Цивилев в 2018 году получил 81,3% голосов. Формально его наиболее крупным соперником является малозначимый функционер КПРФ Е.Грунтовая, депутат законодательного собрания и секретарь Заводского райкома КПРФ г. Кемерово. Вновь выдвинутый вице-спикер законодательного собрания Ю.Скворцов от СРЗП в предыдущий раз получил лишь 2,3% голосов. С.Цивилев имеет хорошие шансы, чтобы набрать еще больше голосов, чем ранее: предвыборная расстановка сил этому очень благоприятствует.
Таким образом, электоральная кампания 2023 года в отношении прямых губернаторских выборов не обещает особенных сюрпризов: единственным случаем реальной, но заранее спланированной конкуренции является Хакасия. «Настройка» предвыборного расклада пока что выглядит таким образом, что действующие главы, баллотирующиеся в очередной раз, способны получить, как минимум, такой же процент голосов, как пять лет назад. В ряде случаев они вполне могут рассчитывать на превышение этого результата. Вполне благоприятным, хотя и в разной степени является положение новых врио губернаторов. В итоге победы с результатом на уровне минимум 70% обещают стать наиболее распространенным результатом, а некоторые главы вполне способны получить и более 80% голосов. Тем самым эффект консолидации общества вокруг власти на губернаторских выборах будет довольно легко обеспечен, что позволит Кремлю решить важную политическую задачу в преддверии выборов президента.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.