Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
07.02.2024 | Марина Войтенко
Промвыпуск: итоги-2023 и текущие ожидания
По данным Росстата (опубликованы 31 января) в прошлом году промышленное производство выросло на 3,5%, к уровню двухлетней давности – на 4,1%. За исключением постковидного восстановительного роста-2021 это один из самых высоких результатов за последнее десятилетие, указывающий, по оценке Минэкономразвития, на успешное завершение адаптации предприятий к сложившимся условиям и формирование основы для дальнейшего развития. Вместе с тем в декабре-2023 динамика выпуска замедлилась до 2,7% г/г после 4,5% г/г в ноябре (с исключением сезонного и календарного факторов она осталась на уровне предыдущего месяца – те же 0,3% м/м – прим. авт.). Эксперты полагают, что промпроизводство в конце прошлого года вышло на «плато» и его резкий прирост-2024 маловероятен. Официальный прогноз исходит из 2,6% в текущем году. Впрочем, реальный итог будет определяться как ослаблением ограничений промдинамики (в первую очередь кадровых и финансовых), так и регулятивной поддержкой предприятий сектора.
Основной положительный вклад по итогам-2023 дал прирост выпуска обрабатывающей промышленности, который достиг +7,5% г/г, что выше большинства ожиданий. К уровню-2021 рост составил +7,8%. При этом «закрыли» год в плюсе практически все отрасли, подчеркивается сообщении Минэкономразвития.
Более высокими темпами росли отрасли, ориентированные на внутренний спрос – в 2023 году они показали рост на +9,2% г/г. Но и экспортно ориентированные также показывали положительные темпы – прирост выпуска на +3,2% г/г.
Примечательна поотраслевая динамика: машиностроительный комплекс показал рекордные темпы роста в 21,1% г/г (14,3% к уровню-2021) с вкладом в рост обрабатывающей промышленности в 3,4 п.п.; металлургия подросла на 9,3% г/г (12,7% к объему выпуска двухлетней давности) с вкладом в общее ускорение обработки в 1,9 п.п.; химпром также отмечен солидным ускорением на 5,0% г/г, +4,7% к 2021 году с вкладом в 0,5 п.п.; пищевая промышленность прибавила 4,6% г/г, +6,3% к уровню-2021, вклад в общую динамику – 0,7 п.п.; позитивные результаты у нефтепереработки – 2,6% г/г, 2,2% и 0,6 п.п. соответственно.
В то же время итог добывающих отраслей в 2023 году оказался слабоотрицательным – минус 1,3% г/г. Ключевой фактор – добровольное сокращение нефтедобычи в рамках соглашения ОПЕК+ в течение всего прошедшего года.
По оценке Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП), в четвертом квартале-2023 промышленность перешла от роста к стабилизации объемов производства, что было обусловлено сохранением экспортных ограничений, стагнацией спроса в рамках госзакупок в связи с потребностями СВО и последовательным ужесточением денежно-кредитной политики. В декабре в ЦМАКП зафиксировали: небольшую понижательную коррекцию в производстве металлоизделий; закрепление негативной тенденции в производстве стройматериалов; продолжение снижения выпуска в автопроме и деревообработке, а также производстве машин и оборудования.
На этом фоне не стало неожиданностью снижение в январе индекса PMI обрабатывающих отраслей (по версии S&P Global) до 52,4 пункта после 54,6 пункта месяцем ранее. Значение стало самым низким за последние шесть месяцев, оставшись, впрочем, в области положительных значений. При этом новые заказы росли самыми слабыми темпами с июля-2023, заметно сокращался экспорт, объемы выпуска были ниже декабрьских. В то же время его ожидания на ближайший год оказались на трехмесячном максимуме, опираясь на инвестпланы и надежды на рост клиентского спроса.
Текущая картина инвестиционной активности, однако, неоднозначна. В декабре, по оценке ЦМАКП, продолжилось ослабление ее интенсивности. Предложение инвестиционных товаров (сезонность устранена) по отношению к ноябрю снизилось на 1,1%, к августу – на 7,8% (что соответствует среднемесячному уровню-2019 – прим. авт.).
Сокращение предложения инвесттоваров наблюдается как в части импортного оборудования, так и по строительным материалам. Исключение – рост предложения отечественных машин и оборудования. Однако это лишь частично компенсировало быстрое сжатие импорта в последние месяцы (снижение общего предложения машин и оборудования приостановилось лишь в декабре).
В основе снижения инвестиций (по оценке ЦМАКП, их темп в третьем квартале-2023 составил 2,3% после 5,4% в апреле-июле) – финансовое положение бизнесов и ужесточение денежно-кредитной политики.
Наглядный пример тому – снижение отгрузок сельхозтехники на российский рынок. В 2023 году они выросли лишь на 2,3%, в 2022-ом – на 17,2%. Стоимостные объемы за счет роста цен, впрочем, изменились мало – 240,9 млрд рублей и 235,4 млрд рублей соответственно. Как отмечают в отраслевой предпринимательской ассоциации, на сокращение производства в 2023 году повлиял ряд факторов, главным из которых была низкая доходность аграриев, чье финансовое положение ухудшилось из-за низких цен на сельхозпродукцию и экспортных пошлин на зерно.
«На внутреннем рынке сложилась ситуация, когда предложение сельхозмашин значительно превышало спрос. Ведь сначала аграрный бизнес направлял средства на удобрения, ГСМ, семена, обслуживание кредитов и другие статьи расходов. Агромашины же приобретались по остаточному принципу. Кроме того, ситуация усугубилась по причине сокращения в первом полугодии-2023 финансирования фундаментальной меры господдержки аграриев по обновлению машинно-тракторного парка – «программы 1432» – с 8 млрд до 2 млрд рублей», – комментируют в ассоциации, отмечая также напряженную ситуацию на рынке труда.
По наблюдениям первого вице-премьера Андрея Белоусова, до 70% инвестиций носит вынужденный характер (поддержание действующих производственных мощностей, адаптация к санкционному давлению, обеспечение госзаказа для СВО – прим. авт.), собственно на планы развития приходится 30%. При этом следует иметь в виду, что «вынужденные проекты будут реализовываться практически при любой стоимости требуемых ресурсов. Именно этим может объясняться ситуация, когда динамика капвложений отстает от роста сальдированной прибыли предприятий (в январе-октябре 2023 года на 26,5% г/г, за 11 месяцев – на 30,2%), которая является источником для финансирования до 60% объема вложений в основной капитал. Справочно: на долю банковских кредитов приходится не более 10%.
В декабре корпоративный кредитный портфель подрос на 1,8% (на 1,3 трлн рублей до 73,8 трлн рублей). Причиной повышенной декабрьской (нетипичной) активности, считают в ЦБ РФ, стала потребность компаний в финансировании текущей деятельности, так как на конец года бюджетные выплаты не были доведены до всех исполнителей госзаказа. Кредиты привлекались в основном на обеспечение сделок по выходу нерезидентов из российских активов, продолжение замещения внешнего долга и проекты жилищного строительства.
По мнению экспертов, текущий год с высокой вероятностью будет отмечен устойчивыми мотивациями к инвестициям в повышение производительности труда. Растущая нехватка рабочей силы делает такие вложения по сути безальтернативными. Январский опрос ИЭП зафиксировал очередной максимум дефицита кадров в промышленности. По версии респондентов – руководителей предприятий, в 2024 году это станет самым главным ограничением роста промвыпуска.
В январе на него указывали 53% производителей, что стало историческим максимумом его упоминаний с 1993 года. Второй по значимости фактор – «неопределенность ситуации и ее перспектив» – постепенно снижает негативное влияние на динамику промпроизводства (локальный максимум пришелся на лето 2022 года). В январе на нее ссылались 42% представителей промпредприятий, на третьем месте – около 40% – в промышленности теперь видят слабость внутреннего спроса, ниже 30% упала частота упоминаний таких ограничителей выпуска, как слабые рубль, экспортный спрос и нехватка оборудования.
Самым популярным способом решения кадровых проблем при этом остается гонка зарплат – участвовать в ней планируют 80% предприятий. На втором месте – повышение квалификации имеющихся кадров и контакты с будущими выпускниками средних специальных учебных заведений во время их учебы (73%). Третий по популярности метод заполнения вакансий – поиск кадров в других регионах РФ с их последующим переселением. Привлечение мигрантов из Средней Азии оказалось на последнем месте, его упомянули лишь 16% опрошенных.
Примечательно, что в январе, согласно опросу, доля предприятий с недостаточной численностью занятых в связи с ожидаемыми изменениями спроса достигла 47%, при выходе из ковидного кризиса она насчитывала лишь 26%.
Действующий прогноз Минэкономразвития по приросту-2024 промвыпуска насчитывает 2,6% (экспертные версии ниже – около 2%). Вклад в общеэкономическую динамику обещает быть ниже прошлогоднего. При этом у добывающих отраслей он может оказаться слабоположительным (мировой спрос на нефть, согласно ожиданиям, увеличится на 2 млн баррелей в сутки). Снизились и опасения глобальной рецессии. Международный валютный фонд повысил прогноз роста pax economica с 2,9% до 3,1%. Мировая торговля может прибавить 3,3% (после 0,9% в 2023 году), что поддержит в том числе и российский экспорт. В настоящее время промпроизводство закрепляется на «плато» (ряд макроаналитиков называют это стагнацией). Тем не менее сохраняются и возможности для возвращения на повышательную траекторию. Их реализация будет напрямую зависеть от смягчения монетарной политики, предсказуемости положительных изменений всех других условий ведения бизнеса и, конечно, ослабления дефицита рабочей силы, благодаря инвестициям, повышающим производительность труда.
Марина Войтенко — экономический обозреватель
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.