Выборы
Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
Бизнес
Панамский канал останется в руках Панамы и будет открыт для торговли из всех стран. Об этом заявил панамский администратор водного пути, Рикаурте Васкес который назвал опасными утверждения избранного президента Дональда Трампа о том, что США должны взять его под свой контроль.
Интервью
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
Колонка экономиста

Видео
Колонка экономиста
10.04.2025 | Марина Войтенко
Мировая рецессия – вероятность 60%
Именно так аналитики в глобальном банке JP Morgan отреагировали на повышение США 2 апреля импортных тарифов для 185 стран, подняв оценку на половину от прежне версии в 40%. С 5 апреля вступили в силу базовые таможенные пошлины в 10%, с 9 апреля начнут действовать дополнительные к ним тарифы, индивидуальные для каждой страны, в размере 17-49%. Отдельный тариф в 25% с 3 апреля введен на все иностранные автомобили, с 3 мая он будет распространяться и на 150 видов комплектующих. Американская администрация оценивает поступления от новых пошлин в $600 млрд в год – половину от торгового дефицита США в $1,2 трлн в 2024 году. Для финрынков принятое решение, несмотря на ожидаемость повышения тарифов, оказалось наихудшим сценарием в силу его масштабности. В моменте мировые биржи теряли в капитализации до $3,1 трлн ($320 млрд одна лишь Apple), падение доллара насчитывало 2,45%, золото взлетало в цене выше $3100 за тройскую унцию, котировки Brent снижались до $64 за баррель (в выходные стабилизировались на уровне $65,93 за баррель). На фоне этих событий сложился своего рода экспертный консенсус, согласно которому ключевой вопрос – не столько скачки упомянутых показателей сами по себе, сколько неопределенность их влияния на всю совокупность процессов в глобальном хозяйстве в зависимости от результатов торговых переговоров США с затронутыми странами. Для России при этом значимо усиливаются риски неоднозначных изменений внешних условий для развития экономики.
Текущие предположения о ближайших сценариях развития событий в целом укладываются в три наиболее вероятных варианта: первый – снижение торговых пошлин на товары из США и выход в ходе переговоров на компромиссный уровень «зеркальных» тарифов; второй – симметричные ответы и последующее переговорное выравнивание интересов с постепенным откатом повышенных тарифов; третий – эскалация двусторонних торговых войн (это пока наиболее вероятно в отношениях с Китаем, уже объявившем о введении с 10 апреля ответных пошлин в 34% на товары из США – прим. авт.).
В реальности в международном торговом пространстве, скорее всего, можно будет увидеть реализацию всех этих вариантов. При этом с высокой вероятностью будут происходить: перенаправление торговых потоков на рынки с более низкими пошлинами, изменение страны происхождения товаров (за счет упаковки и минимальной обработки в других юрисдикциях), ускорение переноса производств в низкотарифные страны-коннекторы. Может активизироваться сотрудничество в рамках соглашений о свободной торговле между странами, попавшими под тарифные ограничения. Не исключено и усиление тяготения к импортозамещению, впрочем, с рисками увеличения внутреннего производства товаров с ценой выше импортируемых, что повлечет за собой усиление инфляционного давления.
По оценке гендиректора ВТО Нгози Оконджо-Ивеала, до 2 апреля 74% объема мировой торговли осуществлялось на условиях наибольшего благоприятствования. Прогноз ее роста-2025 насчитывал 3%. Теперь в ВТО ожидают спада минимум на 1%. Существенными, по оценкам экспертов, будут и последствия для глобального экономического роста. Средний прогноз его замедления (таковы, например, расчеты S&P Global) составляет 1 п. п. Волновой эффект от масштабного протекционизма, таким образом, не ограничивается только торговлей.
В связи с этим примечательно заявление (3 апреля) директора-распорядителя МВФ Кристаллины Георгиевой: «Мы все еще оцениваем макроэкономические последствия объявленных тарифных мер, но они явно представляют собой значительный риск для глобальных перспектив в период замедления роста. Важно избегать шагов, которые могут нанести дальнейший ущерб мировой экономике. Мы призываем Соединенные Штаты и их торговых партнеров конструктивно работать над разрешением торговой напряженности и снижением неопределенности». Первые предварительные оценки возможных потерь для pax economica в МВФ обещают представить в конце апреля в докладе «Global Economic Outlook» к традиционной весенней конференции стран-участниц.
Серьезную тревогу вызывают перспективы ВТО. Тарифные решения Дональда Трампа грубо нарушили обязательства США в этой организации, намерений придерживаться ее правил в дальнейшем также не просматривается. Но и выходить из ВТО Соединенные Штаты, похоже, тоже не собираются. Возможно, они станут использовать итоги предстоящих торговых переговоров с партнерами для собственных инициатив по перезапуску международных правил. В связи с этим стоит припомнить их ранее не поддержанное в ВТО предложение увязать объем преференций для развивающихся стран с уровнем их экономического развития, притом, что многие их пользователи вошли в число лидеров мировой экономики. В этом же ряду идея не предоставлять права голоса на министерских конференциях ВТО странам, затягивающим предоставление информации о господдержке своих экспортеров или вовсе отказывающихся это сделать.
Будущее ВТО остается значимо неопределенным, в том числе в связи с немалыми рисками торговых войн для самих США. Это в принципе понимает и Дональд Трамп, заявивший в конце минувшей недели на своей странице в социальной сети Truth Social: «Держитесь, это будет нелегко, но конечный результат будет историческим. Китай пострадал гораздо сильнее, чем США, даже не близко». Относительно этого тезиса остаются вопросы, ответ на которые прояснится в ближайшие недели. С оценкой вероятных последствий для самих Штатов ясности несколько больше.
В Goldman Sachs вероятность наступления рецессии в США в текущем году повысили с 20% до 35%. Ожидаемое введение контрмер торговыми партнерами и неочевидность их масштаба оказывают возрастающее давление на настроения бизнеса. Возможное сокращение объема импорта Штатов примерно на треть закономерно приведет к усилению инфляции и сокращению доходов населения. В Peterson Institute for International Economics прогнозируют рост инфляции-2025 до 4% (сейчас меньше 3%), спад производства к концу года и повышение уровня безработицы с текущих 4,1% до 4,6%.
В этих обстоятельствах перед ФРС США встает дилемма: либо ужесточать денежно-кредитную политику для сдерживания инфляции, либо смягчать ее для поддержки деловой активности. Выбор не предопределен, поскольку нет гарантий успешности протекционистских мер. К тому же пока не очевиден и баланс (он сложится, видимо, к середине второго полугодия) снижения конкуренции от сокращения импорта и возможного роста выпуска от ожидаемых к лету налоговых стимулов для бизнеса и притока прямых иностранных инвестиций (в целях обхода повышенных импортных тарифов).
Следующее заседание Федрезерва по базовой ставке состоится 6-7 мая. Трейдеры не ждут ее изменений, но считают вероятным ухудшение текущего прогноза по инфляции (2,7%) и темпу ВВП (1,7%). В связи с этим вероятность снижения federal fund rate в июне оценивается в 68%.
Тарифные решения в США пока не ведут к прямым потерям для РФ в силу незначительности объемов взаимного торгового оборота. Более распознаваемы в настоящее время косвенные последствия.
· Во-первых, вероятным остается сокращение спроса и соответственно цен на основные товары российского экспорта (в результате охлаждения мировой экономики) при усилении конкуренции для отечественных компаний на зарубежных рынках вследствие дополнительного товарного предложения бизнесами других стран из-за сокращения импорта в США.
· Во-вторых, речь может идти о возможном сжатии доходных (прежде всего, нефтегазовых) поступлений в бюджет от экспорта, что потребует компенсации за счет внутренних заимствований или точечного повышения налоговой нагрузки (избежать этого варианта, впрочем, возможно расширением продажи госактивов в ходе «большой приватизации»).
· В-третьих, очевидно будет происходить перераспределение части международных торговых потоков из дружественных стран на Россию. Усиление их экспорта, однако, способно вызвать дополнительные сложности для импортозамещения. Одновременно в динамике курса рубля по мере роста импорта может начать преобладать тренд на его плавное ослабление с текущих уровней, которое придется сдерживать более масштабными продажами валюты.
· В-четвертых, упомянутые косвенные негативные последствия могут быть отчасти сглажены увеличением прямых инвестиций из других стран. При этом вероятна подвижка дружественных партнеров к развитию таких крупномасштабных проектов как «Сила Сибири 2», «Арктика СПГ 2», развитие Севморпути, транспортно-логистического коридора «Север – Юг» и др. Вероятным остается расширение взаимной торговли в БРИКС и более быстрое продвижение в создании и запуске системы платежей и расчетов между странами-участницами.
Неопределенность изменения ситуации в мировой экономике резко усилилась. Ухудшение внешних условий – это пока базовый сценарий. Это потребует согласованных действий всех российских регуляторов по поддержке ненулевых темпов роста и разработки системы антикризисных мер в условиях пика еще гипотетического срыва глобального хозяйства в новую рецессию.
Марина Войтенко — экономический обозреватель
Комментарии


Экспертиза
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.