Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.

Бизнес

Панамский канал останется в руках Панамы и будет открыт для торговли из всех стран. Об этом заявил панамский администратор водного пути, Рикаурте Васкес который назвал опасными утверждения избранного президента Дональда Трампа о том, что США должны взять его под свой контроль.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

03.06.2025 | Алексей Макаркин

Нефтяные цены – большая игра

Нефтяные цены – большая играСитуация на нефтяном рынке все более характеризуется ярко выраженной понижательной тенденцией. Такой процесс в случае его долгосрочного характера может иметь как экономические, так и политические последствия. И вокруг нефтяных цен, похоже, происходит большая игра, где ведущими игроками являются лидеры: США и Саудовской Аравии.

Рост запасов нефти – тревожный индикатор для цен

Нефтяной аналитик Reuters Рон Буссо отмечает в колонке от 21 мая, что запасы нефти, хранящейся на суше и в море, резко выросли в последние недели - это является ранним предупреждением об ухудшении рыночной конъюнктуры, которое может оказать давление на цены на нефть на долгие годы.

Цены на нефть упали примерно до 65 долларов за баррель с недавнего максимума в 82 доллара в январе из-за растущих опасений по поводу потенциальных экономических последствий торговой войны президента США Дональда Трампа и неожиданного решения ОПЕК+ нарастить добычу.

Тем не менее, до сих пор нет данных, свидетельствующих о заметном падении потребления нефти. По данным Международного энергетического агентства (МЭА), в первом квартале 2025 года маржа прибыли от нефтепереработки продолжает расти почти на один миллион баррелей в сутки по сравнению с годом ранее. Однако последние данные по хранению нефти свидетельствуют о том, что конъюнктура начала ухудшаться - запасы растут по всему миру. Хотя эта тенденция имеет множество причин, как экономических, так и геополитических, она ясно указывает на то, что спрос не поспевает за предложением.

В последнем отчете МЭА, опубликованном 15 мая, говорится, что общие мировые запасы нефти выросли второй месяц подряд до 7,7 млрд баррелей в марте. Хотя это все еще ниже среднего показателя за пять лет, направление движения, по мнению Буссо, кажется ясным. Энергетический регулятор ожидает, что запасы нефти вырастут в среднем на 720 000 баррелей в сутки в этом году и их рост ускорится до 930 000 баррелей в сутки в следующем году.

Между тем, анализ спутниковых данных в режиме, близком к реальному времени, показал, что наращивание запасов нефти ускорилось в последние недели. Мировые запасы сырой нефти на суше выросли более чем на 100 млн баррелей до 3,127 млрд баррелей в период с середины апреля по середину мая. По словам аналитика Kayrros Огюстена Прате, это самый высокий показатель запасов на суше со времен пандемии COVID-19, за исключением сезонного пика в июле 2023 года.

Важно отметить, что Китай, крупнейший в мире импортер нефти, в мае достиг рекордного уровня импорта в 1,127 миллиарда баррелей, как показывают данные Kayrros. Такое развитие событий может отчасти отражать согласованные усилия правительства и нефтеперерабатывающих заводов по накоплению запасов в условиях низких цен на нефть. Тем не менее, глобальная тенденция роста запасов на суше остается медвежьей.

Еще одним негативным сигналом является недавнее увеличение запасов нефти в танкерах в море. Хранение нефти в море обходится дороже, чем на суше, поэтому, когда объемы плавучих хранилищ растут, это означает, что производителям и нефтеперерабатывающим заводам требуется больше времени для поиска покупателей и разгрузки грузов, что указывает на замедление спроса или рост поставок, или и то, и другое одновременно. В экстремальных рыночных условиях трейдеры хранят нефть в танкерах, когда береговые резервуары заполнены.

Объем сырой нефти, конденсата, нефти и очищенного топлива, который находился в плавучем хранилище на танкерах в течение семи дней и дольше, вырос за последний месяц на 14% до более чем 160 млн баррелей, что является самым высоким показателем за два года, свидетельствуют данные аналитической компании Kpler.

· Что касается нефтепродуктов, то объемы выросли примерно до 86 млн баррелей, что является самым высоким показателем с начала пандемии в конце 2020 года.

· Что касается сырой нефти, то плавучие хранилища достигли уровня заполнения в 74 млн баррелей. На это в значительной степени повлияли Иран и Россия, на долю которых приходится 29 и 11 млн баррелей соответственно, свидетельствуют данные Kpler.

Рост иранских запасов на море может быть частично объяснен недавним ужесточением санкций США в отношении Ирана и нескольких китайских нефтеперерабатывающих заводов и портовых операторов, поскольку эти ограничения привели к резкому падению закупок со стороны Китая, крупнейшего импортера тегеранской нефти в последние годы. А рост объемов российской сырой нефти в плавучих хранилищах может отражать недавнее падение цен на нефть. Западные санкции ограничивают российскую нефть на уровне 60 долларов за баррель, но эта цена становится гораздо менее привлекательной, когда мировые цены лишь немного выше.

Очевидно, что высокочастотные данные могут быстро меняться, и полная картина спроса на нефть будет определена только после того, как официальные данные будут опубликованы МЭА и другими правительственными учреждениями по всему миру в ближайшие месяцы. Но на данный момент явное ускорение роста запасов на суше и на море говорит о том, что спрос на нефть отстает от роста предложения, в то время как ОПЕК+ готовится к еще большему увеличению добычи. Если эта тенденция сохранится, считает Буссо, то сегодняшним ценам на нефть, возможно, придется еще немного снизиться, прежде чем рынок сбалансируется.

Игра кронпринца: вместе с США

Внимание аналитиков приковано к двум фигурам, оказывающим влияние на нефтяные цены – президенту США Дональду Трампу и саудовскому кронпринцу, фактическому правителю страны Мухаммеду бен Салману. Мотивы первого выглядят понятными – он хочет в ближайшем будущем добиться низких цен на бензин (рост которых после пандемии стал одной из причин падения популярности Джо Байдена и, в конечном счете, поражения демократов на выборах 2024 года). Также он исходит из того, что падения нефтяных цен ослабит политические позиции России и побудит ее к компромиссам в украинском вопросе.

А в среднесрочной перспективе Трамп намерен стимулировать американскую обрабатывающую промышленность, возвращение в США производств, создание новых рабочих мест - все это важно для него как в интересах внутренней политики (таких мер от него ждут избиратели, в том числе «синие воротнички» из «ржавого пояса») и добиться успеха в глобальной конкуренции с Китаем, что является его главной внешнеполитической задачей.

Мотивы саудовского кронпринца выглядят более сложными.

Рон Буссо подчеркивает в своей колонке от 15 мая, что нефть не была упомянута президентом США Дональдом Трампом во время его успешного майского визита в Саудовскую Аравию. Но «черное золото» может объяснить, почему поездка прошла так гладко.

Трамп хвалил кронпринца в своем выступлении на инвестиционном саммите в Эр-Рияде, когда королевство обнародовало пакет инвестиций в Соединенные Штаты на сумму 600 миллиардов долларов, а Трамп рекламировал оборонную сделку на 142 миллиарда долларов. При этом публично не было упоминания о главном, что связывало две страны на протяжении последнего столетия: о нефти.

В течение десятилетий Вашингтон и Эр-Рияд поддерживали тесные связи, основанные на ключевой роли Саудовской Аравии на нефтяном рынке и стратегических интересах Америки на Ближнем Востоке. Это вылилось в сотни миллиардов долларов военной и экономической поддержки Саудовской Аравии на протяжении многих лет. На протяжении десятилетий Саудовская Аравия была крупным поставщиком сырой нефти в Соединенные Штаты - импорт достиг пика в 2,2 миллиона баррелей в день в 2003 году, согласно данным Управления энергетической информации. Но с ростом внутренней добычи нефти в США в Мексиканском заливе и на суше в последние десятилетия экспорт Саудовской Аравии постепенно снизился примерно до 275 000 баррелей в сутки в 2024 году, что составляет менее 1,5% от общего потребления в США.

Снижение зависимости Америки от саудовской нефти заставило некоторых американских политиков усомниться в нужности альянса – среди них был предшественник Трампа Джо Байден, который стремился сделать Саудовскую Аравию изгоем из-за ситуации с правами человека в стране. Но Трамп использовал первую крупную зарубежную поездку своего второго срока, чтобы послать четкий сигнал о приверженности США этому партнерству. Королевство, в свою очередь, могло помочь обеспечить успех поездки, заранее предприняв шаги по снижению цен на нефть, как раз в тот момент, когда президент столкнулся с активной критикой своей тарифной политики.

Саудовская Аравия по-прежнему оказывает огромное влияние на установление мировых цен на нефть благодаря своему лидерству в Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК), картеле производителей, основанном в 1960 году, который сегодня контролирует около 40% мировых поставок нефти. Это влияние было расширено в 2016 году, когда ОПЕК сформировала альянс с Россией и другими добывающими странами, известный как ОПЕК+.

Трамп четко осознает это влияние. Он через несколько дней после вступления в должность призвал ОПЕК увеличить производство, чтобы удержать цены на бензин в США на низком уровне. Желание обуздать цены на энергоносители является нормальным явлением для любого президента США, но для Трампа это стало вдвойне важно после того, как его решение о введении тарифов 2 апреля (эту дату он с гордостью назвал «Днем Освобождения») ввергло Соединенные Штаты в торговую войну, которая рискует привести к росту потребительских цен.

На этом фоне примечательно, что Саудовская Аравия недавно совершила резкий сдвиг в политике, подтолкнув ОПЕК+ к резкому увеличению добычи нефти на рынке.

Решение группы увеличить добычу на 411 000 баррелей в сутки в мае и снова в июне привело к падению цен на нефть примерно до 60 долларов за баррель в начале мая с 82 долларов за баррель в начале года. В настоящее время цены находятся на отметке $66 за баррель. Время для такого увеличения поставок было немного странным. Но они имеют гораздо больше смысла, если бы саудовцы стремились, по крайней мере частично, помочь Трампу в его стремлении реализовать свои амбициозные экономические и геополитические планы.

Во-первых, считает Буссо, падение цен на энергоносители может помочь свести к минимуму любое инфляционное воздействие тарифов Трампа и поддержать экономическую активность в то время, когда потребители и предприятия в США находятся в сложной ситуации.

Во-вторых, по его мнению, более низкие цены на нефть могут поддержать усилия Трампа по посредничеству в прекращении военных действий на Украине. Резкое падение цен на энергоносители оказало давление на Россию, которая в значительной степени зависит от доходов от добычи нефти и газа.

Трамп 5 мая прямо заявил, что невысокие цены на нефть благоприятствуют достижению с Россией договоренностей по урегулированию конфликта на Украине. «Я думаю, что, если говорить о России на фоне цен на нефть в настоящий момент, которые снизились, мы находимся в хорошей позиции для урегулирования», - сказал Трамп журналистам в Белом доме.

Решение Эр-Рияда добавить больше нефти на хорошо насыщенный рынок также может помочь компенсировать любые потери нефти из-за санкций против Ирана и Венесуэлы, которые администрация Трампа усилила в последние месяцы.

Безусловно, решение Саудовской Аравии начать то, что равносильно войне цен на нефть, было обусловлено несколькими соображениями, в первую очередь желанием наказать членов ОПЕК+ за несоблюдение квот на добычу и желанием королевства вернуть себе долю рынка. Но ведение ценовой войны в то время, когда есть много иных возможностей (и претензии в отношении несоблюдения квот звучали и раньше) является сомнительной стратегией. Но она может позволить кронпринцу получить значительный политический капитал в отношениях с США – и, как следствие, продвинуть свою программу «Видение 2030 года» (Vision 2030) по диверсификации экономики Саудовской Аравии и получить щедрую военную поддержку.

Игра кронпринца: против США

Таким образом в представлении Буссо кронпринц Мухаммед выглядит однозначным союзником Трампа – по крайней мере, ситуативным. Но в другом материале Reuters (от 21 мая) обращается внимание на то, что Саудовская Аравия и Россия хотят потеснить США и вернуть себе долю мирового рынка.

Последняя ценовая война ОПЕК с американскими производителями 10 лет назад закончилась провалом, поскольку прорывы в технологиях и бурении позволили американским сланцевым компаниям сократить издержки, конкурировать по более низким ценам и в последующие годы отобрать долю рынка у группы из 12 стран, — пишет Reuters. — Однако добыча в США сейчас более уязвима для ценовой войны. Американские производители сланца столкнулись с ростом издержек за последние три года. Их доходы также падают из-за снижения мировых цен на нефть, что отчасти связано с экономическими последствиями тарифной политики президента Дональда Трампа.

Источники агентства в ОПЕК+ и отрасли рассказали, что быстрое восстановление добычи, которое утвердил ОПЕК+, направлено на возвращение доли рынка. Чтобы нанести ущерб производителям сланцевой нефти сегодня, ОПЕК+ необходимо снизить цены на нефть ниже их текущего уровня около $65 за баррель до менее $55−60, добавили собеседники. «Идея состоит в том, чтобы внести большую неопределенность в планы других добытчиков при цене ниже 60 долларов за баррель», — сказал отраслевой источник, знакомый с планами Саудовской Аравии.

За последние 10 лет США увеличили добычу нефти более чем на 60% - до 22,71 млн баррелей в сутки в 2024 году. Добыча же ОПЕК немного снизилась за тот же период — до 32,39 млн баррелей в сутки. ОПЕК+ наращивает добычу в то время, как лучшие сланцевые участки в крупнейшем нефтяном бассейне США, Пермском, заканчиваются.

«По мере того, как производители перемещаются во вторичные участки, себестоимость добычи растет. Инфляция добавила эти издержки», — Reuters приводит исследование Федерального резерва Далласа, по которым производителям сланцевой нефти теперь нужна средняя цена в $ 65 за баррель, чтобы прибыльно бурить. В то же время себестоимость добычи в Саудовской Аравии оценивается в $3−5 за баррель, а в России — в $10−20.

За десять лет доля ОПЕК на мировом рынке сократилась с 40% до 25%, а доля США выросла — с 14% до 20%. Все участники сделки ОПЕК+ добывают около 48% всей нефти в мире. «Пришло время вернуть утраченную долю рынка», — сказал Reuters один из источников в ОПЕК+. Также агентство ссылается на анонимного высокопоставленного российского чиновника, который заявил агентству, что основной источник дисбаланса на рынке нефти — рост сланцевой нефти в США. По его словам, цена на нефть ниже $ 60 может устроить Москву.

Генеральный директор американской добывающей компании Surge Energy America Линьхуа Гуань заявил, что хуже времени для американских производителей быть не может. По его мнению, добыча нефти в США, скорее всего, упадет в этом году, поскольку запасы самого высокого качества уже были выбурены. А тарифная политика администрации США и нестабильный рынок угрожают банкротствами в отрасли. «Увеличение добычи ОПЕК+ отнимает долю рынка у американских производителей сланца», — сказал Линьхуа Гуань.

МВФ оценил, что для сбалансированного бюджета России необходима нефть по $77, а Саудовской Аравии — выше $90. «Однако свидетельством того, что Саудовская Аравия готова к некоторым трудностям, стало то, что официальные лица королевства проинформировали союзников и отраслевых экспертов о том, что считают период цен на уровне $60 терпимым, даже если для сбалансирования бюджета придется занять больше денег», — пишет Reuters.

Политика и история

Таким образом кронпринц, используя шахматную терминологию, может играть сразу на нескольких досках – и, помогая Трампу, которого рассматривает как важного партнера, попутно ослаблять американских конкурентов в нефтяной сфере. И здесь возникает сразу несколько вопросов. Не заиграется ли кронпринц в столь сложную игру. Какова стратегия России, которая, конечно, не прочь потеснить американских сланцевиков, но в нынешней ситуации для нее также важны стабильные поступления от нефтяной отрасли в федеральный бюджет (и каков будет баланс между этими целями). И какие аргументы будут влиять на дальнейший курс Трампа.

Трамп, делая ставку на стимулирование американской экономики путем снижения нефтяных цен, сталкивается с интересами части спонсоров Республиканской партии, непосредственно связанных с нефтяным бизнесом – но на сегодняшний момент его это, похоже, не волнует.

Люди живут опытом прошлых лет – а Трамп помнит рейгановские годы, когда экономический подъем США после тяжелейших для страны 70-х годов (стагфляция, вьетнамский синдром) совпал с падением нефтяных цен. Не случайно, что большой портрет Рональда Рейгана висит рядом с его столом в Овальном кабинете. Трамп существенно расходится с Рейганом по другим позициям (например, в вопросе отношения к союзникам), но в экономике его опыт для него важен.

Кроме того, Трамп может исходить из того, что и так идет навстречу сланцевикам, снимая экологические ограничения, существовавшие при демократах, следуя своему лозунгу «Бури детка, бури!» (Drill, baby, drill!). Но лоббистское давление представителей отрасли на президента может усиливаться.

Кстати, исторический опыт может сказываться и на решениях кронпринца Мухаммеда. Если вновь обратиться к опыту 80-х годов, то низкие цены при его дяде, короле Фахде, не привели к кризису режима (наоборот, страну «трясло» в 70-е годы, когда цены бурно росли). Так что он может исходить из того, что у его страны (и, соответственно, у его режима) сохраняется запас прочности.

Алексей Макаркин - первый вице-президент Центра политических технологий

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net