Выборы
Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
Бизнес
Панамский канал останется в руках Панамы и будет открыт для торговли из всех стран. Об этом заявил панамский администратор водного пути, Рикаурте Васкес который назвал опасными утверждения избранного президента Дональда Трампа о том, что США должны взять его под свой контроль.
Интервью
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
Колонка экономиста
Видео
Колонка экономиста
24.07.2025 | Марина Войтенко
Макродинамика: опросы, оценки, ожидания
На минувшей неделе ЦБ РФ опубликовал итоги очередного мониторинга предприятий (на основе опроса с 1 по 10 июля 11,6 тыс. компаний всех базовых видов экономической деятельности). Индикатор бизнес-климата (ИБК) составил 1,5 пункта после 3,0 пунктов месяцем ранее, что свидетельствует о замедлении роста деловой активности. Текущие оценки по выпуску и спросу, а также их ожидания на ближайшие три месяца оказались заметно ниже, чем в июне. Более умеренными стали и инвестиционные планы. Инфляционные ожидания населения в середине лета сохранились на том же повышенном уровне в 13,0%, что и в его начале. В Банке России с немалыми оговорками заговорили о дезинфляционном тренде, финаналитики – о достигнутом максимуме монетарной жесткости, когда реальная ключевая ставка уже насчитывает около 15%. При этом активно обсуждается возможное решение Совета директоров Центробанка по ставке на его заседании 25 июля. Значительное число комментаторов предполагает снижение до 18% с «голубиным» сигналом о дальнейших действиях. Другая часть считает достаточным уменьшение до 19% с нейтральным сигналом, чтобы умерить риск нового преждевременного разогрева потребительского спроса. Макроожидания по второму полугодию остаются неоднозначными, прогнозы темпов ВВП становятся все скромнее на фоне сохраняющихся внешних геополитических и геоэкономических вызовов, а также маловыразительной инвестактивности и слабой динамики производительности труда.
Июньский мониторинг отраслевых финансовых потоков ЦБ РФ указывал на некоторое восстановление деловой конъюнктуры: общий объем номинальных входящих платежей вырос после майского снижения (на 1,9%) и превысил на 0,1% средний уровень первого квартала-2025.
С минус 4,3% до минус 2,0% улучшилась динамика финпотоков в экспортных отраслях; с минус 0,9% до плюс 0,4% – в отраслях, ориентированных на промежуточный спрос; с минус 3,5% до минус 2,5% – у производителей инвестиционных товаров; с минус 3,3% до плюс 8,4% – в отраслях, обслуживающих государственное потребление. Ухудшение ситуации – с минус 0,8% до минус 3,1% – показали лишь компании отраслей, ориентированных на потребительский спрос.
На фоне этих данных охлаждение экономики не выглядело сильно устойчивым, июльские результаты опросов предприятий, однако, подтвердили его продолжение – ИБК сократился вдвое.
Текущие оценки бизнес-климата ухудшились с минус 2,8 пункта в июне до минус 5,2 пункта в текущем месяце. Особенно заметное снижение зафиксировано в торговле. Краткосрочные ожидания в июле составили 8,2 пункта, потеряв 0,8 пункта по отношению к предыдущему месяцу. Исключения составили агросектор и торговая розница, где ожидания оказались несколько выше июньских.
Текущие оценки выпуска в июле снизились в целом по экономике (с минус 2,7 пункта до минус 4,7 пункта) и в большинстве отраслей, особенно заметно – в торговле. В обрабатывающих производствах наиболее негативно, как и в июне, ситуацию оценили производители промежуточных товаров. Компании отмечали заметное снижение объема заказов на выпуск продукции из-за охлаждения спроса.
В целом среди сложностей, ограничивающих текущую деятельность, респонденты наиболее часто указывали рост издержек и дефицит кадров. Кроме того, по сравнению с первым кварталом-2025 возросла значимость такого фактора, как недостаток средств для финансирования оборотного капитала.
Ожидания компаний по производству в большинстве отраслей были ниже июньского уровня (8,8 пункта против 9,9 пункта), что в значительной степени было связано со снижением ожиданий по спросу.
Текущие оценки спроса в июле ухудшились почти вдвое – с минус 2,8 пункта до минус 5,4 пункта. Самые низкие – в торговле автомобилями и строительстве, наиболее высокие – у агропроизводителей. Ожидания по спросу снижались третий месяц подряд, обрушившись в июле более чем втрое – с 8,1 пункта до 2,5 пункта. Самые низкие – в добывающих отраслях вследствие усиления внешних ограничений. В то же время в строительстве при снижении текущих оценок ожидания по спросу второй месяц подряд показали положительную динамику, что может быть связано с перспективой некоторого снижения рыночных ипотечных ставок.
Оценки обеспеченности рабочей силой несколько улучшились: их баланс в первом квартале насчитывал минус 30,5 пункта, во втором – минус 27,7 пункта. Наиболее острый дефицит кадров сохраняется в обрабатывающих отраслях, производящих продукцию потребительского назначения. Планы найма работников на третий квартал стали более умеренными. Большинство респондентов не планируют повышать зарплату. Те же, кто намерен это сделать в среднем предполагают увеличение на 1,2%.
Примечательна оценка предприятиями условий кредитования. Его доступность по-прежнему определяется как ограниченная из-за высоких ставок. Однако, как отмечают в ДИП ЦБ РФ, чистая доля компаний, сообщавших об ужесточении условий кредитования, в июле сокращалась уже восьмой месяц подряд. Масштаб дополнительного ужесточения меньше, чем в конце 2024 года – начале 2025-го. Баланс оценок в первом квартале насчитывал минус 39,4 пункта, во втором – уже минус 24,1 пункта. При этом, по сообщениям отдельных компаний, снижение Банком России ключевой ставки в июне-2025 позволило им уменьшить нагрузку по кредитным обязательствам. Напомним, что в июне объем корпоративного кредитования в 0,6 трлн рублей (0,7% м/м, 11,5% г/г) был выше майских 0,4 трлн рублей.
Оценки изменения инвестактивности во втором квартале-2025 составили 2,9 пункта после 3,4 пункта в первом. Это указывает на продолжение роста инвестиционной активности, однако более умеренными темпами по сравнению с предыдущим кварталом и в среднем с 2024 годом. Рост инвестиций замедлился в большинстве видов экономической деятельности, наиболее заметно – в сельском хозяйстве. В добыче полезных ископаемых, обрабатывающих производствах, выпускающих промежуточные товары, водоснабжении, транспортировке рост инвестиций, наоборот, ускорился. Среди факторов, ограничивающих инвестиционную активность, усилилось влияние неопределенности экономической ситуации, недостаточного спроса на продукцию предприятия, а также дефицита собственных средств для финансирования инвестиций. В то же время влияние уровня ставок по инвестиционным кредитам и сложности механизма получения займов на инвестиционные цели несколько снизилось по сравнению с январем-мартом.
Ожидания инвестиционной активности на третий квартал в целом оказались близки к оценкам за апрель-июнь. Это означает, что рост инвестиций продолжится такими же темпами, как и во втором квартале. При этом максимальные оценки инвестиционной активности на июль-сентябрь сложились у предприятий электроэнергетики и водоснабжения, а минимальные – у предприятий строительной отрасли, где четыре квартала подряд наблюдается снижение текущей инвестиционной активности.
Нелишне отметить, что тенденции в инвестактивности, зафиксированные в июльском мониторинге предприятий ЦБ РФ, формировались еще в апреле-мае, о чем свидетельствуют опубликованные в начале второй декады текущего месяца данные опросов ИНП РАН.
В апреле-мае среди 165 компаний основных секторов экономики (фокус на производство и инфраструктуру) из 47 регионов РФ и девяти предприятий с производством в нескольких регионах или по всей стране, инвестактивность демонстрировали лишь 49,7% предприятий против 63,7% годом ранее. Доля респондентов, планирующих запуск новых производств в течение одного-двух лет, сократилась до 35% с 49,6% в 2024 году. Фиксируется и снижение доли компаний, инвестирующих как за счет внешних источников, так и из собственных средств, а доля предприятий, уменьшивших объем внутренних инвестиций, выросла с 24% до 43,7%. Основная причина – высокая стоимость заемного капитала, сообщили 71,6% предприятий.
Доля компаний, использующих кредиты для инвестиций, снизилась с 39,8% до 32,5% (иностранные практически обнулились). Зафиксировано некоторое усиление роли бюджета: доля предприятий, получивших такое целевое финансирование, выросла с 11,4% до 18,5%.
По данным Росстата, цены производителей в июне сократились на 1,3%, как и в мае. Тем не менее в июле, согласно мониторингу предприятий ЦБ РФ, рост текущих отпускных цен в целом по экономике ускорился после четырех месяцев замедления. Это было характерно для всех основных видов экономической деятельности, в большей степени – для промышленности и строительства.
Одновременно впервые с февраля ускорился и рост издержек предприятий (главным образом из-за индексаций регулируемых тарифов – прим. авт.). Баланс ответов в мае насчитывал 34,0 пункта, в июне – 31,4 пункта, в июле – 33,7 пункта. В числе значимых факторов респонденты отмечали удорожание сырья и материалов, увеличение стоимости ГСМ, коммунальных платежей и расходов на оплату труда. Ценовые ожидания предприятий также повысились в июле после шести месяцев снижения. Средний ожидаемый темп прироста цен на следующие три месяца в годовом выражении в июле подрос до 4,9% после 4,6% месяцем ранее.
В то же время инфляционные ожидания населения в июле, согласно итогам опроса «инФОМ» для ЦБ РФ, после снижения на 0,4 п.п. в июне остались на уровне начала лета в 13,0%. Хотя сам рост потребительских цен, по оценке Росстата, затормозился в июне до 0,2% за месяц с 0,43% в мае, в годовом выражении до 9,40% г/г с 9,88% г/г. При этом оценка наблюдаемой населением инфляции в июле снизилась до 15,0% с 15,7% в июне.
Инфляционные ожидания у респондентов без сбережений в июле снизились до 14,3% с 15,0% (приблизившись к уровню ноября 2024 года – 14,4%), у респондентов со сбережениями – остались на уровне 11,6%.
Оценка наблюдаемой инфляции у участников опроса без сбережений в июле снизилась до 16,0% с 17% в июне, со сбережениями – почти не изменилась и составила 13,9% после 14,0% в июне.
Эксперты полагают, что в августе ожидания роста цен граждан могут вырасти после платежек ЖКХ за июль, а наиболее важной для решений по денежно-кредитной политики станет (ДКП) станет ситуация, сложившаяся в сентябре. Пока же инфляционные ожидания остаются на повышенном уровне, что не добавляет устойчивости замедлению ценовой динамики. Продолжение снижения депозитных ставок (с деабря-2024 они уже потеряли 4-5 п.п.) способно в принципе вызвать новую волну потребительского бума. Однако в текущем моменте явной предпосылки этому не наблюдается, а в целом в потреблении фокус смещается в сторону услуг.
По данным «СберИндекса», в реальном выражении объем потребительских расходов в июне-2025 вырос на 1,4% г/г, с сезонной корректировкой по сравнению с маем-2025 показатель потерял 0,2% м/м. В том числе расходы на продтовары снизились на 0,6% по отношению к маю, хотя в годовом реальном выражении они выросли на 0,5%. Расходы на непродовольственные товары сократились на 0,2% по сравнению с маем (+1,4% г/г). Общепит также показал снижение: минус 0,1% к маю (плюс 9,6%). Исключением стали услуги – траты на них выросли на 0,3% м/м (+2,6% г/г).
Результаты анализа экспертов Альфа-банка подтверждают этот тренд. По данным их июльского отчета на трехмесячном треке, номинальный рост расходов, зафиксированный в июне, в значительной степени обеспечен ценовым фактором, а не ростом реального объема покупок. Эта тенденция особенно заметна в категориях товаров первой необходимости, где объемы продаж остаются стабильными, тогда как выручка продолжает расти на фоне инфляции. При этом в апреле-июне 2025 года потребление оказалось слабее, чем в первом квартале, особенно в сегментах продовольственных и непродовольственных товаров. Тогда как отдельные категории услуг, в первую очередь связанные с туризмом, медициной и образованием, сохранили рост и обеспечили ограниченную поддержку общему уровню расходов домохозяйств.
Банковская розница не оказывает существенной поддержки потреблению – по предварительным данным ЦБ РФ, в июне портфель потребительских кредитов уменьшился на 0,4% м/м после околонулевой динамики мая.
В июльском выпуске бюллетеня «О чем говорят тренды» аналитики департамента исследований и прогнозирования ЦБ РФ высказались о том, что в экономике сформировался дезинфляционный тренд. По оценке аналитиков ДИП, текущие темпы роста потребительских цен в мае-июне находились вблизи 4% с учетом сезонности в пересчете на год. Вместе с тем наблюдается высокая неоднородность в динамике цен. «При этом оценка вклада факторов спроса в рост цен пока остается выше оценок первого квартала. Закрепление роста потребительских цен на целевом уровне требует дополнительного подтверждения», – подчеркивается в бюллетене.
Оценку ситуации осложняют несколько факторов:
· во-первых, быстрый рост цен на рыночные услуги (например, на бытовые услуги в июне – на 10,5% м/м с исключением сезонности, на медицинские – на 9,1% м/м);
· во-вторых, в текущей динамике цен отражается сдерживающий эффект переноса укрепления рубля на внутренние цены (в январе-июне его реальный эффективный курс вырос на 28,2%, в том числе к доллару США – на 32,3%, к евро – на 21,9%, к юаню – на 31,9% – прим. авт.). Понятно, что после стабилизации валютного курса этот эффект исчезнет, а в случае ослабления курса рубля станет обратным;
· в-третьих, высокий уровень ставок тормозит спрос на «кредитные товары» (автомобили, бытовая техника и электроника), но его оживление может начаться по мере снижения ключевой ставки Центробанка;
· в-четвертых, высокие депозитные ставки (по данным ЦБ РФ, 18,3% к концу июня) в немалой степени обуславливают откладывание покупок в сегменте непродовольственных товаров, но картина может поменяться при выраженном «удешевлении вкладов»;
· в-пятых, хотя напряженность с дефицитом рабочей силы, судя по опросам, понемногу спадает, динамика производительности труда по-прежнему существенно отстает от темпов роста зарплат, что создает финансовый ресурс для увеличения потребления.
В итоге устойчивость охлаждения потребительского спроса, равно как и уверенного снижения базовых компонентов инфляции требуют дополнительных подтверждений. С начала месяца рост цен в РФ к 14 июля составил 0,81%, с начала года – 4,61%. Годовая инфляция в РФ на 14 июля замедлилась до 9,34% с 9,46% на 7 июля. В Минэкономразвития не исключают снижения прогноза по инфляции-2025 несколько ниже 7,0%, участники июльского макроэкономического опроса ЦБ РФ уже скорректировали ожидаемый темп вниз с 7,1% до 6,8%.
Немонетарный характер ценового скачка, вызванного индексацией тарифов, добавил интриги к ожиданиям решения ЦБ РФ по ключевой ставке 25 июля. Скорость цикла ослабления денежно-кредитной жесткости под вопросом. Участники макроэкономического опроса Центробанка в июле понизили прогноз среднегодового значения ставки с 20,0% до 19,3%, а на оставшееся время до конца года в среднем до 17,4%. Скорректированы вниз ожидания по динамике номинальной (на 0,2 п.п. до 12,5%) и реальной (также на 0,2 п.п. до 3,0%) зарплат. Более крепким видят аналитики и курс рубля – 87,6 руб/$ в среднем в июле-декабре (87,3 руб/$ в среднем за год против июньской оценки в 91,5 руб/$) Прогноз роста ВВП-2025 вновь уменьшен на 0,1 п.п. до 1,4%. Медиана долгосрочного роста до 2029 года оставлена без изменений – 1,8%. Достижение же цели по инфляции сдвинуто на 2027-2028 годы – 4,3% и 4,1 г/г соответственно.
Реализация прогноза помимо снижения ключевой ставки предполагает корректировку регулятивных практик. В ЦМАКП, например, полагают целесообразным:
· более жесткую оценку рисков при выдаче розничных кредитов;
· более выраженное стимулирование инвестиций при сдерживании повышения неналогового фискального давления на бизнес (утильсборы, экологические платежи и т.п.);
· ограничение роста цен и тарифов естественных монополий плановым уровнем инфляции, превышение может быть обусловлено только обязательной реализацией инвестпрограмм;
· сдерживание роста цен на социально значимых рынках долгосрочными соглашениями между производителями и торговыми сетями.
Существенное значение для устойчивости макродинамики будут иметь параметры бюджета на 2026-202 годы. Первые публичные обсуждения закладываемых подходов к ним указывают на сокращение неэффективных налоговых льгот; большую точечность, компактность и прогнозируемость механизмов субсидирования; увеличение дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности регионов; активизацию приватизации госактивов; более жесткий подход к приоритетам финансирования национальных проектов при концентрации госрасходов на ключевых направлениях (оборона, социальная политика, технологическое развитие). При этом по-прежнему актуально повышение скоординированности бюджетной и монетарной политик для обретения российской экономикой необходимой устойчивости на повышательной траектории.
Марина Войтенко — экономический обозреватель
Комментарии
Экспертиза
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.


