Выборы
Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
Бизнес
Панамский канал останется в руках Панамы и будет открыт для торговли из всех стран. Об этом заявил панамский администратор водного пути, Рикаурте Васкес который назвал опасными утверждения избранного президента Дональда Трампа о том, что США должны взять его под свой контроль.
Интервью
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
Колонка экономиста
Видео
Колонка экономиста
28.11.2025 | Марина Войтенко
Деловая активность и цены: неоднозначная динамика
На минувшей неделе ЦБ РФ опубликовал итоги ноябрьского мониторинга предприятий (на основе опросов 10,7 тыс. нефинансовых организаций во всех базовых видах экономической деятельности). Индикатор бизнес-климата (ИБК) подрос до 3,4 пункта после 2,3 пункта в октябре. Рост деловой активности ускоряется второй меся подряд, оставаясь сильно неравномерным по отраслям. Оценка, однако, выросла главным образом за счет ожиданий по производству и спросу. Текущие характеристики последнего, впрочем, тоже несколько улучшились; выпуска – напротив, снизились. При этом заметно увеличились ценовые ожидания бизнеса, достигнув максимума с января-2025.
Их баланс (то есть превышение предположений о предстоящем росте цен над всеми прочими) достиг 23,2 пункта, прибавив к октябрю 3,2 пункта. Средний ожидаемый прирост цен на следующие три месяца (в годовом выражении) в ноябре составил 6,3% после 4,2% в октябре. что связано, по мнению респондентов, с увеличением ставки НДС на 22% и другими факторами роста фискальной нагрузки.
Одновременно опрос «инФОМ» (по заказу Банка России) в конце осени зафиксировал подскок инфляционных ожиданий населения до 13,3% после 12,6% месяцем ранее. Оценка наблюдаемого роста цен также возросла с 14,1% до 14,4%.
На этом фоне наблюдается довольно широкий разброс прогнозов макродинамики в четвертом квартале – от продолжения замедления с возможным околонулевым темпом (с сезонной очисткой) и даже вероятностью перехода к технической рецессии до «передышки» в торможении, если не произойдет увеличение издержек при расширении спроса на фоне предновогоднего и каникулярного потребительского ралли.
По данным Росстата, ноябрьская ценовая динамика выглядит (пока!) довольно умеренной. По состоянию на 17 ноября инфляция составила 7,12% г/г (продтовары – 8,39% г/г, непродовольственные товары – 3,54% г/г, бензин – 13,86% г/г, услуги – 12,06% г/г). Недельный шаг насчитывает 0,9-0,11%, индекс потребительских цен (ИПЦ) с начала месяца – 0,26% (в целом за ноябрь может не превысить октябрьский темп в 0,50% – прим. авт.). Выше темпа ИПЦ цены растут только у плодоовощной продукции – 4,35%, ниже – минус 0,38% динамика у цен на бензин. Наблюдается выравнивание ценовых темпов в большинстве товарных групп за исключением плодов и овощей, выше 0,50% на минувшей неделе они отмечены у гречневой крупы, яиц, чая, детского питания, бытовых услуг и отдельных видов лекарств.
Текущая ценовая динамика, однако, явно контрастирует с возросшими ожиданиями ее повышения, что может указывать на усиление и реализацию проинфляционных рисков в ближайшие месяцы. Предпосылки этого, впрочем, как свидетельствуют данные Центробанка, были заложены еще в октябре, когда прирост потребительских цен оказался выше сентябрьских 0,34% почти в полтора раза, а цен производителей – почти вдвое – 0,9% после 0,5% (за 10 месяцев они выросли на 2,7% г/г, но потеряли 0,8% к октябрю-2024 – прим. авт.).
Месячный прирост потребительских цен с корректировкой на сезонность в пересчете на год (с.к.г.) увеличился и составил 7,1% (с.к.г.) (в сентябре – 6,6%, в третьем квартале-2025 – 6,7%, во втором – 4,3%, в январе-марте – 8,1%, в четвертом квартале-2024 – 12,8%). Инфляционное давление в устойчивой части ИПЦ остается выше целевого уровня и даже несколько усилилось по сравнению с сентябрем. Вклад волатильных компонентов почти не изменился и оставался значительным. Выше сезонной нормы дорожали овощи и фрукты. Повышенными темпами продолжали расти розничные цены на бензин, ускорился прирост цен на дизельное топливо.
Рост базового ИПЦ (индекс, из которого исключены ЖКУ, плодоовощная продукция, нефтепродукты и большинство услуг транспорта) (рис. 53) в октябре повысился до 5,0% (с.к.г.) (в сентябре – 4,6%, в 3к25 – 4,2%, в 2к25 – 4,4%, в 1к25 – 8,8%, в 4к24 – 13,4%). Для базового ИПЦ, из которого дополнительно исключены услуги туризма, рост составил 5,2% (с.к.г.) (в сентябре – 4,3%). Туристические услуги оказали сдерживающее влияние на рост цен из-за снижения стоимости зарубежных туров.
Месячные приросты показателей устойчивой инфляции преимущественно возросли – на 0,4-1,4 п. п. по сравнению со средними за третий квартал-2025 (с.к.г.). Базовый ИПЦ увеличился до 5,0% (с.к.г.), базовый ИПЦ без туризма – до 5,2% (с.к.г.), медиана без учета весов – до 4,3% (с.к.г.), с учетом весов – до 6,1% (с.к.г.), ИПЦ с исключением плодоовощной продукции, нефтепродуктов, ЖКУ, услуг туризма и транспорта – до 5,1%. ИПЦ без наиболее волатильных компонентов за 3 месяца в октябре незначительно снизился (на 0,1 п.п.), оставаясь на повышенном уровне (6,5% с.к.г.).
Большинство показателей устойчивой динамики цен находились в интервале 4-6% (с.к.г.). Их текущий уровень превышает среднее значение третьего квартала-2025.
Ряд обстоятельств при этом указывает на усиление проинфляционных рисков:
· рост денежной массы М2 увеличился в октябре на 1,5% (на 1,811 трлн рублей до 123,072 трлн рублей) после снижения в сентябре на 0,3%;
· в середине осени ускорился темп роста кредитования экономики (то есть вливание денег в хозяйственный оборот по банковскому каналу – прим. авт.) до 1,8% после 0,6% в сентябре: с 0,4% до 2,4% корпоративного, с 0,4% до 0,8% розничного;
· вероятное повышение дефицита федерального бюджета с 1,9% ВВП (по итогам января-октября) до 2,6% ВВП (по годовому плану), что будет сопровождаться традиционным ускорением в конце финансового года темпов госрасходов при сокращении нефтегазовых доходов.
Заметим, что влияние курса рубля на инфляцию пока (!) в целом нейтрально. В октябре его реальный эффективный курс вновь укрепился (после снижения в августе и сентябре) к доллару США на 2,4%, китайскому юаню – на 2,5%, к евро – на 3,2%. В ноябре тренд продолжился – курсовая динамик «переваривает» геополитические новости и повышенный спрос на рубль в преддверии налогового сезона. Прогноз (например, в «Альфа – Форекс») предполагает колебания в интервале 77,5-82,0 руб/$ до конца текущего месяца. В дальнейшем финаналитики ожидают ослабления (при 90 руб/$ и выше возможно возобновление эффекта его переноса во внутренние цены – прим. авт.). При этом отмечается вероятность усиления курсовой волатильности в связи с реакцией рынков на геополитику.
Ценовое давление и риски его усиления сказываются на показателях деловой активности. Ноябрьский мониторинг предприятий ЦБ РФ зафиксировал: текущие оценки выпуска вновь снизились до минус 5,3 пункта после некоторого повышения месяцем ранее и вернулись к уровням июля-августа текущего года. Понижательная динамика констатировалась в большинстве отраслей, особенно заметной оказалась в добыче, оптовой торговле и транспортировке.
В целом, по мнению респондентов, текущую деятельность предприятий в большей степени ограничивал рост издержек (26%). Дефицит кадров (17%) остался на втором месте, при этом заметнее нехватку персонала испытывали компании крупного и среднего бизнеса. Усилилась роль такого фактора, как средства для финансирования оборотного капитала. Ожидания компаний по выпуску повысились с 10,2 до 12,5 пункта, однако в целом оставались несколько ниже локального максимума апреля текущего года.
Текущие оценки по спросу на продукцию (услуги) продолжали повышаться второй месяц подряд (до минус 4,1 пункта), однако по-прежнему оставались ниже уровня первого полугодия текущего года. Динамика оценок по видам деятельности заметно различалась. Их повышение по сравнению с октябрем наблюдалось в промышленном производстве (в части обрабатывающих производств и добычи полезных ископаемых), сфере услуг и розничной торговле, тогда как в остальных отраслях оценки по спросу были ниже октябрьских значений.
Ожидания по спросу в ноябре также показали второе подряд повышение (с 9,5 до 11,2 пункта). Позитивную динамику в целом по экономике в основном определяло улучшение ожиданий транспортных и строительных компаний, а также предприятий сферы услуг.
Наряду с этими трендами респонденты отмечали некоторое замедление роста издержек, ужесточение неценовых условий кредитования, слабое улучшение обеспеченности рабочей силой и большую умеренность планов по найму (минус 1,2 пункта к среднему уровню третьего квартала). На понижательной траектории остается инвестактивность, планы капвложений потеряли к значениям июля-сентября 0,4 пункта. Превышение объема выборки инвестирующих компаний над теми, кто от этого воздерживается, насчитывает лишь 3,1 п.п.
С этим корреспондируют динамика индекса предложения инвесттоваров (рассчитывается ЦМАКП), приближающаяся к антирекорду-2022, а также данные опросов ИНП РАН руководителей предприятий в обработке (октябрьский баланс инвестпланов – минус 37 пунктов), что хуже локального минимума марта-2022. Главная причина такой суперсдержанности – «малопредсказуемость экономической ситуации» и ухудшение динамики таких финансовых показателей как рентабельность (расходы растут быстрее выручки), рост процентных платежей за кредиты, снижение маржи чистой прибыли, а также расширение объемов неплатежей контрагентами. На подходе, однако, еще один мощный фактор – увеличение налогового бремени-2026. По оценкам, вся совокупность фискальных новаций следующего года дополнительно увеличит соответствующую нагрузку на бизнес на 1,7 трлн рублей (в том числе на 1,2 трлн рублей за счет повышения НДС).
В середине четвертого квартала прогнозы того, с какими макроэкономическими итогами завершится текущий год, стали заметно неоднозначнее. Замедление экономики продолжается: по данным Росстата, темп ВВП в первой-третьей четвертях года остается на нисходящей траектории – 1,4% к/к, 1,1% к/к и 0,6% к/к. Весьма широк и разброс его показателей с сезонной корректировкой – от «около нуля» до «вблизи 1%». При этом «точкой пересечения» и официальных, и экспертных прогнозных версий является констатация, что драйвером слабого роста все еще остается внутренний спрос и поддерживающие его отрасли. Предложение же продолжает притормаживать.
По оценке ИНП РАН, за 9 месяцев прирост более чем на 1% продемонстрирован только в 5 из 24 видов деятельности, в 17-ти отмечается снижение фактического выпуска. Охлаждение заметно даже в производствах, связанных с ОПК.
Ожидания динамики в текущем квартале в целом укладываются в прогнозный интервал ЦБ РФ (-0,5%) – (+0,5%) ВВП, по году в целом дают разброс от 0,5% до «несколько выше 1%». Последнее опять-таки опирается, судя по опросам бизнеса, на ожидания повышения спроса в связи с разовым подскоком цен вследствие увеличения НДС. Наблюдаемое замедление инфляции при этом выглядит как «сжимающаяся пружина» последующего (хотя и краткосрочного) фронтального роста цен.
Повышение фискальной нагрузки на бизнес усиливает одновременно риски инфляции издержек, способной непозитивно сказаться на объемах выпуска, осложняя поиск сбалансированности спроса и предложения. В таком «раскладе» жесткость денежно-кредитных условий может удерживаться более продолжительное время, сдерживая деловую активность. Макродинамическая траектория-2026 обещает быть неоднородной. Определенное ускорение, впрочем, вероятно к началу второго полугодия с итоговым темпом ВВП в 1,0-1,5%. Примечательны и результаты опроса ФОМ (31 октября – 2 ноября): на повышение уровня достатка в следующем году рассчитывают 24% граждан, на снижение – 17%, на стабилизацию – 37%, еще 22% – затруднились с ответом.
Марина Войтенко — экономический обозреватель
Комментарии
Экспертиза
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.


