Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
05.05.2006 | Сергей Маркедонов
Побег с постсоветского пространства
«Я поручил правительству изучить вопрос и в течение максимум одного-двух месяцев представить мне экономическое обоснование целесообразности нахождения Грузии в составе СНГ». Подобное заявление президент Грузии Михаил Саакашвили сделал 2 мая 2006 года во время своей поездки в Кутаиси. Этот второй по величине город Грузии глава Грузинского государства уже не в первый раз использует для символических заявлений и деклараций. Именно в Кутаиси прошла первая часть инаугурации третьего президента Грузии.
В храме Гелати, где покоится прах грузинского царя Давида IV (Строителя), именовавшегося в исторических источниках "царем грузин и абхазов", президент Саакашвили обозначил своей приоритетной задачей «собирание грузинских земель», а также предложил России начать развитие двусторонних отношений с «чистого листа». За истекшие с момента инаугурации Саакашвили два с половиной года начать российско-грузинские отношения с «чистого листа» не получилось. Напротив, взаимоотношения между нашими государствами сегодня плохи, как никогда. Такого шквала взаимных обвинений и откровенно недружественных действий Грузия и Россия не позволяли себе даже в период грузино-абхазского вооруженного конфликта 1992-1993 гг. Как результат - призыв главы Грузинского государства к «бегству от СНГ», ассоциирующемуся с российским политическим доминированием на постсоветском пространстве.
По мнению Михаила Саакашвили, «если у Грузии нет никакой выгоды в нахождении в Содружестве, кроме как быть униженной, то парламент и народ должны принять соответствующее решение». Похоже, сам для себя президент уже принял «сильное решение». Справедливости ради отметим, что Саакашвили не стал призывать к радикальному отречению от «СНГ-шного» периода грузинской постсоветской истории. По словам главы Грузии, возглавляемое им сегодня государство получила определенные преимущества при вступлении в СНГ, поскольку были «налажены отношения со странами бывшего СССР, двусторонние отношения с Россией». И хотя сегодня президент Грузии акцентирует «унизительный характер» вступления Грузии в СНГ, такое суждение вряд ли можно назвать «историчным». Это, скорее, упрек из сегодняшнего дня, мотивированный политической конъюнктурой. Действительно, присоединение Грузии к СНГ во многом было детерминировано двумя событиями - грузино-абхазским вооруженным конфликтом и гражданской войной в Западной Грузии между звиадистами и сторонниками Эдуарда Шеварднадзе. Решающая роль России в разгроме вооруженных группировок Звиада Гамсахурдиа стала «ценой вопроса» для вступления Грузии в СНГ. Однако без фактически открытой поддержки Россией Шеварднадзе в 1993 году Грузия, скорее всего, не состоялось бы как государство, даже в нынешних границах (то есть без Абхазии и «осетинской части» Южной Осетии). Миротворческая операция в Абхазии под эгидой СНГ стала возможной также благодаря вступлению Грузию в эту действительно не очень эффективную организацию.
Однако сколько бы мы не говорили (и по большей части справедливо) про неэффективность СНГ, миротворческая операция, реализованная российскими миротворцами (а кто мешал представителям других стран Содружества посылать в район реки Ингури своих солдат?) остановила четырнадцатимесячное кровопролитие и не допустила возобновления открытого конфликта в 1998 и в 2001 гг.
Таким образом, «унизительное вступление» Грузии в СНГ (а фактически ее дрейф в сторону России) был вынужденной мерой, сохранившей целостность этой страны. Сегодня Грузия связывает свою будущность с другими гарантами своей целостности и своего политического развития вообще. Следовательно, ее выход из СНГ и отдаление от России - политические последствия «геополитического разворота» Грузии в сторону США и НАТО. Однако обращает на себя внимание тот факт, что идея «отрыва от СНГ», высказанная Саакашвили, разделяется далеко не всеми представителями грузинского истеблишмента. «Правительство работает над этим вопросом. Более детально ничего сказать не могу», - сказал на пресс-конференции после очередного заседания правительства 2 мая 2006 года премьер-министр Грузии Зураб Ногаидели. У политической инициативы грузинского президента уже появились критики. При этом политически эти критики своим «бэкграундом» связаны не с оппозицией, а с исполнительной властью Грузии. Министр Грузии по вопросам экономических реформ (в недавнем прошлом российский олигарх) Каха Бендукидзе заявил, что для Грузии выход из СНГ может обернуться большими проблемами. Бендукидзе, прежде всего, имел в виду безвизовое перемещение граждан Грузии в другие постсоветские республики. «Если мы хотим сохранить с Белоруссией безвизовый режим, то нам надо быть в составе СНГ или иметь с Минском соглашения о безвизовом передвижении наших граждан и свободной торговле. Учтите, что в Белоруссии есть грузины, которые там работают и имеют деловых партнеров», - сказал Каха Бендукидзе.
Таким образом, в Грузии обозначились два подхода к перспективам своего бытия в составе СНГ. Первый, озвученный Михаилом Саакашвили, можно назвать идейно- политическим. В его основу положены тезисы об СНГ как российской «вотчине», а России как нечестном маклере, стремящемся вместо разрешения грузино-осетинского и грузино-абхазского конфликтов аннексировать части Грузинского государства. Председатель комитета по вопросам евроатлантической интеграции грузинского парламента Давид Бакрадзе, комментируя инициативу Саакашвили, заявил журналистам: «Единственный фактор, который сейчас нам нужно учитывать, - это миротворческая операция в Абхазии под эгидой СНГ. В июне пройдет парламентская оценка миротворческой операции в Абхазии, а это означает, что не позже июня вопрос о пребывании Грузии в СНГ будет решен». Другой подход, обозначенный Кахой Бендукидзе можно назвать экономико-прагматическим, поскольку в его основе – не стремление сохранить чистоту «грузинской идеи», а забота об элементарном удобстве граждан Грузии и представителей грузинской диаспоры.
Второй подход в отличие от первого в гораздо большей степени базируется на просчете ресурсных возможностей Грузинского государства. Сказывается богатый опыт работы Кахи Бендукидзе на российских политических и бизнес-просторах. Бендукидзе не может не понимать, что для России выход Грузии из СНГ не станет даже комариным укусом, в то время как Грузия, совершая безоглядный «бросок на Запад», понесет реальные потери. По справедливому замечанию заместителя директора Института стран СНГ Владимира Жарихина, Грузия лишится «действия массы соглашений, которые ей придется перезаключать с каждой страной в отдельности заново». Здесь и взаимное признание дипломов о высшем и среднем специальном образовании, трудового стажа. Мы уже не говорим о том, что вступление в СНГ давало (по крайней мере, формально-юридически) такую «привилегию», как взаимное признание постсоветскими государствами границ друг друга. Для Грузии именно «пограничный вопрос» (то есть вопрос о признании ее территории в границах Грузинской ССР) является на сегодняшний день самым главным. Это – вопрос ее государственной состоятельности.
Однако проблемы Грузии не ограничиваются формально-правовыми аспектами. Признаем тот факт, что СНГ как эффективная модель интеграционного объединения бывших республик Советского Союза не состоялся. Никакого идейно-политического и экономического (реального, а не пиарного) единства СНГ на просторы бывшего СССР не принес. Выход из СНГ не избавит Грузию от проблемы нелегитимности, хронической болезни этой республики, начиная с периода ее борьбы за выход из состава «Союза нерушимого» в 1989 г. Постоветская Грузия появилась как результат активной борьбы грузинских этнонационалистов за политическое доминирование «титульного этноса» в независимой от союзного центра республике. Не СНГ и не Россия были причинами того, что «грузинская идея» отторгается населением Абхазии и Южной Осетии (в меньшей степени, но также не принимается в армянонаселенной Джавахетии и азербайджаноязычном Квемо Картли). Решение именно этой проблемы (признания центральной власти в Тбилиси «своей» для осетин, абхазов, армян, азербайджанцев, езидов, греков, русских) значит для Грузии намного больше, чем нанесение уколов России и символический разрыв с советским прошлым. Эту работу за Грузию никто не сделает. С СНГ или без оного…
Сергей Маркедонов - зав.отделом проблем межнациональных отношений Института политического и военного анализа, кандидат исторических наук
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.