Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

26.05.2005 | Алексей Макаркин

ЙОЗЕФ РАТЦИНГЕР - БЕНЕДИКТ XVI

Новый Папа Римский Йозеф Ратцингер был ближайшим соратником своего предшественника Иоанна Павла II, который назначил его на высокие посты в ватиканской иерархии - главы Конгрегации вероучения и декана коллегии кардиналов. Однако трудно представить себе двух столь разных людей. "Польский Папа" до вступления на престол долгие годы был епархиальным архиереем в своей родной стране и был далек от ватиканской курии. Его преемник, напротив, проработал в курии свыше двух десятков лет, став одним из двух наиболее влиятельных ее членов, наряду с государственным секретарем кардиналом Анджело Содано. Мюнхенской епархией же новый Папа руководил менее пяти лет. Иоанн Павел II был известен своими выступлениями перед сотнями тысяч своих почитателей во время многочисленных пастырских поездок. Ратцингер предпочитает массовым акциям углубленные теологические дискуссии с участием знатоков богословия и канонического права. Папу-пастыря сменил Папа-ученый.

Консерватор или реформатор?

Общим местом стала точка зрения о том, что "Панцеркардинал" является консервативным католиком. Действительно, нынешний Папа неоднократно выступал против однополых браков и абортов, гомосексуализма и радикального феминизма, женского священничества и отмены целибата (безбрачия) клириков. Однако с точно такими же заявлениями выступают многие представители самых разных церквей, включая и православных, для которых подобная позиция является общим местом (исключая целибат, который не соответствует православной традиции). Логичнее считать нового Папу умеренным консерватором - к тому же многие другие возможные кандидаты, считавшиеся либералами, на практике вряд ли пошли бы на масштабные и радикальные реформы, угрожающие церковному единству. Скорее всего, даже Папа-либерал не пошел бы дальше стимулирования полемики по наиболее острым вопросам современной католической жизни и определенных жестов в сторону приверженцев реформ.

Более того, в период действительно весьма консервативного (без "умеренности") понтификата Пия XII (1939-1958 гг.) молодой теолог Ратцингер принадлежал к группе ученых, которых подозревали в модернизме и либерализме. В ходе знаменитого Второго Ватиканского собора (1962-1965 гг.) он был советником германского кардинала Фрингса и принял участие во всех соборных сессиях. В своих трудах кардинал Ратцингер неоднократно уважительно отзывался о решениях собора, которые дали импульс обновлению католицизма, в том числе и оживили теологические дискуссии.

Сам Ратцингер говорил о том, что после собора не он сдвинулся вправо, а мир - влево. Действительно, иногда дискуссии заходили слишком далеко. Так, коллега Ратцингера по Тюбингенскому университету Ганс Кюнг публично отверг папскую энциклику, осуждающую контроль над рождаемостью. Ватикан в ответ подверг его критике, на что Кюнг откликнулся контробвинениями в "инквизиторстве". Затем Кюнг отверг догмат о папской непогрешимости. Кроме того, теолог пришел к выводу, что Христос, вполне возможно, не был Богом, а лишь "представителем Бога". Для любого правоверного католика (да и православного) подобная теория является возмутительной ересью. Только после этого Конгрегация вероучения в 1979 году (то есть еще до прихода в нее Ратцингера) запретила Кюнгу преподавание в католических вузах.

Ратцингер, в отличие от Кюнга, не хотел рвать с церковной традицией, что стоило ему места преподавателя в Тюбингене. В мятежные 60-е годы он оказался слишком негибким, считая, что "любому оскорблению веры необходимо оказывать немедленное сопротивление". Студенческая же масса пыталась сочетать идеи Маркса, Ленина, Мао и "Иисуса как первого революционера". Профессора типа Кюнга стремились адаптироваться к взглядам своих учеников, Ратцингер же не боялся вступать с ними в открытую полемику. Позднее он называл воззрения студентов-леваков "тираническими, бесчеловечными и жестокими": хотя бы потому, что они не призвали за своими оппонентами права на собственное мнение и даже в стиле хунвейбинов применяли по отношению к ним физическое насилие. Одну из лекций будущему Папе так и не удалось закончить - буйные студенты вынесли его на улицу. Не получив поддержки со стороны коллег, Ратцингер был вынужден покинуть Тюбинген и занять кафедру в более спокойном Регенсбургском университете в родной Баварии. Именно за такую позицию его и назвали консерватором.

Уже будучи главой Конгрегации вероучения, Ратцингер был известен тем, что занимался, помимо прочих дел, и вопросами отлучения от церкви виновных в разных проступках, что "модернисты" нередко ставят ему в упрек. Но если посмотреть повнимательнее, то получается, что все "ратцингеровские" отлучения не тянут на "ужасы инквизиции". Действительно, среди отлученных - несколько женщин, которые попытались стать "священницами" и приняли рукоположение от члена одной из маргинальных группировок, не находящейся в общении с Ватиканом. Кроме того, была отлучена директриса клиники-абортария, некий священник, самовольно провозгласивший себя настоятелем храма, и другие подобные персонажи. Для сравнения напомним, что РПЦ в 1993 году без лишних церемоний лишила священного сана Глеба Якунина за несанкционированное участие в парламентских выборах.

Единственный серьезный случай отлучения при Ратцингере связан, как ни странно, не с деятельностью либералов, а с личностью ультраконсервативного архиепископа Марселя Лефевра, который не признал решения Второго Ватиканского собора об отказе от латинской мессы, вышел из подчинения Святого престола и без его разрешения рукоположил четырех епископов. Ратцингер до самого последнего момента лично пытался найти компромисс с Лефевром, но потерпел неудачу - недоверчивый архиепископ отказался мириться с Ватиканом. Только тогда пришлось пойти на крайнюю меру.

Соратник "польского Папы"

Без Ратцингера трудно представить себе понтификат Иоанна Павла II. Во-первых, как и покойный Папа он является противником богословского радикализма, который может сделать католическую церковь с ее многовековой традицией трудноотличимой от протестантизма с его крайне либеральным подходом к морально-нравственным проблемам, а также к церковным традициям (достаточно вспомнить недавнее введение женского священства у англикан).

Во-вторых, "панцеркардинал" сыграл значительную роль в наведении порядка во внутриватиканских делах. Достаточно вспомнить, в каком состоянии покойный Папа принял курию. Ее сотрясали многочисленные скандалы, начиная от обвинений в коррупции в адрес почтенных прелатов (в том числе имевших отношение к Ватиканскому банку, втянутому в сомнительные финансовые операции) и заканчивая упорными слухами о принадлежности некоторых кардиналов к масонству. Говорили даже о том, что Папа Иоанн Павел I, понтификат которого длился всего несколько недель, был отравлен при участии высших иерархов церкви, которых он хотел отстранить от занимаемых ими постов. Имя тогдашнего главы Ватиканского банка американского архиепископа Марцинкуса соседствовало на страницах газет с именами темных дельцов, имеющих прямое отношение к мафии.

Церковная дисциплина была расшатана, целый ряд священников, в том числе в Латинской Америке, не скрывал своих симпатий к левацким политическим силам. В Колумбии пастыри не просто вступали в ряды ультралевых групп, тесно связанных с местными наркобаронами, но и становились их лидерами. Многие священники больше славили Фиделя и Че Гевару, чем Иисуса и Марию. На этом фоне избрание Папой польского кардинала выглядело вполне логичным - курия изрядно дискредитировала себя в глазах многих церковных деятелей из разных стран своей неспособностью контролировать положение дел в церкви.

За время понтификата Иоанна Павла II ситуация принципиально изменилась. Был урегулирован скандал вокруг Ватиканского банка. Марцинкуса тихо отправили в отставку. Церковь официально подтвердила свое негативное отношение к масонству, что оказалось очень своевременно в связи с громким скандалом вокруг политизированной ложи "П-2" - это стало одним из первых шагов Ратцингера во главе "инквизиции". Дисциплину удалось навести ценой ряда решительных мер, вплоть до увольнения генерала ордена иезуитов, допустившего разброд и шатания среди подчиненных. Престиж курии постепенно восстановился, что сделало возможным избрание Папой одного из ее представителей.

Папа и политика

Германские политики восприняли избрание "немецкого Папы" с демонстративным энтузиазмом. Особенно был доволен премьер-министр Баварии Эдмунд Штойбер, который заявил, что "произошло историческое событие, переполняющее наши сердца радостью". "Это не только великий день для всемирной церкви, но прекрасный и великолепный день для Баварии и всей Германии", - подчеркнул Штойбер. Радость Штойбера вроде бы понятна. Во-первых, папой избран его земляк, во-вторых, сам Штойбер исповедует католицизм. В-третьих же, в Германии не за горами выборы, и "баварский бультерьер" (так называют Штойбера на родине) имеет неплохие шансы взять реванш за поражение в 2002 года, когда Герхард Шредер с огромным трудом удержался на посту канцлера. И для его "христианской" коалиции ХДС-ХСС поддержка - пусть и опосредованная - со стороны Папы была бы как раз к месту.

Но не все так просто. Дело в том, что отношении между Ратцингером и Штойбером в последние годы никак нельзя назвать идиллическими, причем причина этого - в жесткости и принципиальности первого из них. Все началось с того, что Ратцингер направил Штойберу (не как премьеру, а как главе ХСС) письмо, в котором настаивал на том, чтобы все женщины, сделавшие аборт, получали бы документальное подтверждение отпущения грехов (знаменитые индульгенции), если они желают остаться в лоне католической церкви. Штойбер хоть и католик, и консерватор, и лидер христианской партии, но пойти на такой шаг без проблем для своей репутации - особенно за пределами Баварии - он не мог. Прослыть "религиозным фундаменталистом" для кандидата в канцлеры европейского демократического государства было бы равносильно харакири. Таким образом, "умеренный консерватизм" в рамках католической церкви оказался плохо совместимым с доминирующими тенденциями в современной Европе (и, добавим, Америке). Для многих европейцев позиция Ратцингера в области моральных ценностей является однозначно консервативной без какой-либо умеренности.

Штойбер серьезно обиделся, посчитав, что кардинал поставил его в неудобное положение. Ответом баварского премьера стал отказ прибыть на 75-летний юбилей Ратцингера - вместо него в Ватикан поехала министр по социальным делам Криста Штевенс, которая вызвала новый скандал, прибыв на аудиенцию к Иоанну Павлу II в брючном костюме. Сие действие Ратцингер расценил как оскорбление.

Не исключено, что теперь два баварца помирятся - в конце концов, одно дело конфликтовать с кардиналом, пусть даже и крайне влиятельным, другое дело - с понтификом. Впрочем влияние Ратцингера на политические процессы в Германии не стоит преувеличивать. Проведенный еженедельником "Шпигель" 5-7 апреля социологический опрос показал, что число немцев, выступающих против избрания Ратцингера Папой, превзошло число сторонников в отношении 36% к 29%, тогда как 17% не имеют предпочтений. Впрочем, это было еще до получения сообщения о результатах голосования. Не исключено, что предстоящий в августе визит Папы Бенедикта на родину (это будет его первая зарубежная поездка) повысит его популярность в стране.

Принципиальность в вопросах веры является для нового Папы приоритетом и в определении отношения к политикам из других стран, которые исповедуют католицизм. Например, Ватикан крайне сдержанно воспринял выдвижение Джона Керри кандидатом на пост президента США. Казалось бы, иерархи должны были радоваться - впервые со времен Джона Кеннеди католик мог торжественно въехать в Белый дом. Но Керри - сторонник абортов и вовсе не хотел менять свою позицию в угоду иерархи собственной церкви, теряя при этом миллионы голосов избирателей. Утверждают, что именно Ратцингер стоял за рекомендацией Ватикана отлучать от причастия политиков, не признающих учения церкви (то есть и приемлющих аборты), которая совпала с избирательной кампанией Керри. Впрочем, американские епископы, будучи в большинстве своем людьми либеральными и прагматичными, не пожелали применить санкции ни к Керри, ни к его коллегам-единомышленникам.

Столь же кардинал "неполиткорректен", когда речь идет об отношении политиков к проблеме европейской идентичности. С точки зрения Ратцингера, она носит сугубо христианский характер, и туркам-мусульманам нет места в объединенной Европе. Он подверг критике заявление бывшего президента ФРГ, социал-демократа Йоханнеса Рау, который признал ислам и христианство духовно равнозначными для Европы. Таким образом, новый Папа не боится оказаться в меньшинстве и утратить поддержку тех или иных европейских лидеров, которые выступают в качестве искренних или конъюнктурных сторонников "мультикультурализма".

Новый Папа и православная церковь

Избрание кардинала Ратцингера Папой вызвало массу комментариев относительно характера будущих контактов между Ватиканом и Русской православной церковью. По большей части, они выдержаны в сдержанно-оптимистическом ключе - мол, "консерватор" и немец Ратцингер лучше поймет "консерватора" и немца Ридигера, чем польский Папа Войтыла, выходец из страны, исторического конкурента России в борьбе за влияние в славянском мире. Что при Ратцингере Святой престол не будет поддерживать униатов в Украине, а то и отзовет из России польских священников, которых РПЦ обвиняет в прозелитизме на своей канонической территории. После чего, вероятно, и станет возможной эпохальная встреча Папы и Патриарха, которая так и не состоялась при жизни Иоанна Павла II. Либеральный же Папа усилил бы католическую "экспансию" на Восток и не смог бы понять русских хранителей традиции.

Действительно, Ратцингер, будучи умеренным консерватором, уважает восточно-православную богословскую и литургическую традицию. Он называет Россию страной, "которая через великие иконы открыла нам особенный взгляд на Христа и своих святых", а также полагает, что в ней "через любовь к литургии всегда сохранялась вера, несмотря на все исторические потрясения". Но вот никакого права на каноническую территорию, неприкосновенную для инославных миссионеров, он не признавал и не признает. Еще будучи кардиналом, он осудил частое использование термина "церкви-сестры" в отношении православных церквей и четко зафиксировал свою позицию: "строго говоря, существует лишь одна Церковь". Понятно, что речь идет о католической церкви. А раз так, то какие-либо серьезные уступки православию в период понтификата Бенедикта XVI выглядят крайне маловероятными.

Что касается отношения к Польше и польским священникам, то любой Папа - прежде всего реалист. Сейчас Польша является одной из наиболее позитивно относящихся к католицизму европейских стран, ее представители до самого конца отстаивали включение в текст Конституции объединенной Европы упоминание о "христианских корнях" Старого Света, поддерживая позицию Ватикана. Если Ратцингер хочет преодолеть кризис католицизма в современной Европе, то без поддержки поляков ему не обойтись. Да, в ближайшем окружении Папы не будет польских прелатов, но показательно, что уже в этом году он собирается посетить Польшу, подчеркивая тем самым, что высоко ценит верность этой страны принципам католицизма - кстати, куда менее модернистского, чем, например, в Германии: это также не может не привлекать нового Папу. Поэтому спокойной жизни при новом Папе РПЦ ждать не приходится.

Папа Бенедикт

Избранное новым Папой имя - Бенедикт XVI - дает возможность порассуждать о приоритетах начинающегося понтификата. Действительно, несмотря на свою роль ближайшего соратника Иоанна Павла II и репутацию продолжателя его дела, Ратцингер не взял себе его имя, что внешне выглядело бы логично. Скорее всего, это произошло по двум причинам. Первая может заключаться в том, что новый Папа не хочет быть "тенью" своего великого предшественника и не согласен с теми, кто рассматривает его понтификата как "переходный". Действительно, несмотря на почтенный возраст, новый понтифик известен своей энергией, а его интеллектуальные способности являются столь же выдающимися, как и много лет назад. Напомним в связи с этим, что последний по времени выбор "переходного Папы" привел в Ватикан столь же пожилого кардинала Ронкалли, ставшего Папой Иоанном XXIII и успевшим заложить основы масштабной реформы католической церкви.

Что же до второй причины, то она, скорее всего, заключается в нежелании Ратцингера лишний раз подчеркивать уважение к либеральной католической традиции, неразрывно связанной с именами Иоанна XXIII и Павла VI.. Отсюда и уважение, которое питает Ратцингер к фигуре основателя консервативного ордена "Опус Деи" Хосемарии Эскривы де Балагера - в этом он был солидарен со своим почившим предшественником.

Выбор же имени Бенедикт, по словам самого Ратцингера, связан с тем, что святой Бенедикт Нурсийский, живший в VI веке и считающийся основателем европейского монашества, является также католическим патроном "Старого света". Сейчас, когда Европа отходит от христианства, такое напоминание выглядит как своеобразная программа, направленная на возврат к истокам. Кроме того, имя Бенедикт напоминает о другом Папе, носившем его - Бенедикте XV, понтификат которого пришелся на годы первой мировой войны. Как и Ратцингер, он был выходцем из курии, был умеренным церковным деятелем. В период войны он неоднократно обращался к воюющим сторонам с призывом к миру, за что в странах Антанты, имевших больше шансов на победу, его обвиняли в прогерманских симпатиях - вспомним, что и сейчас Ватикан резко негативно относится к силовым методам разрешения конфликтов, включая недавнюю войну в Ираке. Бенедикт XV осуждал геноцид армян и преследования верующих в советской России. Кроме того, при нем был принят новый Кодекс канонического права, который сыграл значительную роль в упорядочивании религиозного законодательства. Новая редакция кодекса вышла в свет в 1980-е годы при активном участии Ратцингера.

Таким образом, новый Папа сделал заявку на проведение умеренного курса, дистанцируясь как от крайних критиков "Второго Ватикана" (в противном случае он, скорее всего, избрал бы имя Пий, которое носили несколько крайне консервативных Пап), так и от сторонников либерального курса, пытаясь найти "золотую середину". Вряд ли он будет столь же популярен как его предшественник, но, видимо, жесткий и принципиальный в вопросах веры Папа Бенедикт XVI к этому и не стремится.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net