Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Интервью

03.07.2006

Саммит религий накануне саммита G8

Сегодня в Москве открывается Всемирный религиозный саммит. "Цель саммита - дать религиозным лидерам возможность обсудить свои позиции по самым важным вопросам современности, и чтобы эта религиозная точка зрения была представлена впоследствии "большой восьмерке", - сказал председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Кирилл. Основной темой форума станет борьба с терроризмом и экстремизмом, а также с ксенофобией и нетерпимостью. Участники саммита обсудят, что духовные лидеры могут сделать для снятия напряженности и предотвращения конфликтов. Предварительный список участников очень внушителен. Из Ватикана приедут 10 кардиналов. Из Иерусалима – главный раввин Йона Мецгер. А еще – Католикос всех армян, Эфиопский, Грузинский и Румынский патриархи, главы евангелических церквей Германии, Финляндии и Латвии, буддийские лидеры Монголии и Камбоджи. С другой стороны, очень многих действительно самых авторитетных духовных лиц мы не увидим. Прежде всего Папу Римского и Далай-ламу, вместо которого саммит посетит партийный чиновник из Китая. Комментарии заместителя генерального директора Центра политических технологий Алексея Макаркина:

- Не странно ли в XXI веке, что религиозный саммит, задуманный как подчеркнуто аполитичный, по ходу подготовки приобрел политический и даже конъюнктурный характер?

- Речь идет о том, что в данном случае религиозные лидеры принимают участие в политике исключительно в рамках своей компетенции – миротворческая функция церкви всегда была актуальной. Всегда религии осуждали насилие, всегда церковь осуждала преступников.

Кроме того, церковь всегда традиционно играла сдерживающую роль, роль ограничителя для политиков, которые стремятся к усилению своих амбиций любыми средствами. Так, Римская церковь в свое время служила сдерживающим фактором для императоров Священной римской империи, до тех пор, пока таким ограничителем не стал французский король. Или в русском средневековье священнослужители выступали примирителями в княжеских междоусобицах.

Моральная роль церкви актуальна и сейчас. Высокий моральный авторитет и традиция миротворчества религиозных конфессий исторически обоснованы.

И потому сейчас, в ситуации, когда существует проблема терроризма, насилия на государственном уровне, сдерживающий фактор для государств необходим. Таким сдерживающим фактором могут быть общественные движения и в определенном смысле религиозные организации. Так что такая общественная миссия и актуальна и оправдана.

В СССР миротворческая функция церкви была профанирована: священников заставляли делать огромные отчисления в фонд мира, который они не могли контролировать – фактически они делали отчисления в государственную казну. Было официальное миротворчество церкви после Второй мировой войны, когда позиция церкви совпадала с государственной, и в основном церковь была вынуждена подстраиваться под настроение государства, чтобы сохраниться – это был единственный способ выживания. Тогда церковь использовала любой предлог, чтобы сохранить свои позиции и защититься от атак государства. Понятно, что это все-таки отчасти дискредитировало церковь.

Отношения РПЦ и коммунистов – это отдельный длинный разговор, и это не самая светлая страница в истории русской церкви. Но надо сказать, что православная церковь традиционно, с момента своего появления не противопоставляла себя государству.

Сейчас же ситуация несколько иная. Проведение нынешнего саммита очень важно для РПЦ. Понятно, что, инициируя такой форум, церковь желает укрепить свои позиции в государстве, а также отчасти, выступает и как структура, претендующая на серьезную международную роль как один из представителей России на международной арене.

- Нужно ли стране укрепление позиций церкви на государственном уровне?

- Я бы сказал, что это двойственный процесс. Государству необходимы моральные авторитеты. И когда таким авторитетом выступает церковь - это хорошо, и я в этом не вижу проблемы. Когда речь идет о внешнеполитическом продвижении, то это тоже в определенном смысле позитивный процесс, потому что таким образом создается площадка для диалога, а в условиях, когда существуют серьезные тенденции к фанатизму, непримиримости и отрицанию любого опыта других религий (что весьма актуально для РПЦ, в которой существуют деятели, считающие, что надо закрыться от контактов с другими концессиями), такие форумы, как сегодняшний саммит, очень полезны – церковь становится более открытой.

Но существуют, конечно, и проблемы, связанные с огосударствлением церкви. Например, есть проблема попыток включить в школьную программу несколько закамуфлированный Закон Божий - для многонациональной страны, какой является Россия, вряд ли разумно. Инициатива, чтобы священники не только шли в армию, но и становились штатным сотрудником, тоже кажется мне неразумной по той же самой причине.

Но, кроме многонациональности, есть и другая важная составляющая. Когда человек приходит к вероучению добровольно – это одно. А если на основе принуждения – совсем другое. Вспомним, чем это закончилось в Российском империи, где Закон Божий был обязательным предметом в гимназиях. Это закончилось почти всеобщим неверием.

Даже религиозный ренессанс начала XX века шел совсем другими путями, чем школьное богословие. А формальная дисциплина была дискредитирована, священник в школе был обычно предметом всеобщих насмешек. Хотя, конечно, были и исключения.

Известно, что попытки навязать христианскую этику школьникам ведут к отторжению того, что им пытаются внушить, – это особенности психологии ребенка. И не случайно, что часто дети, воспитанные в ортодоксальном духе, в конце концов, отворачиваются от церкви, потому что воспринимают ее как принудиловку. Также не случайно и то, что из бывших семинаристов в начале XX века получилось много революционеров, в том числе гонителей церкви, – и это очень важный урок для нас.

Проблем много, но есть разумные пределы, в которых церковь может осуществлять свою деятельность при демократии: свобода проповеди, свобода издательской деятельности, свобода обучения детей в воскресных школах, свобода помощи обездоленным, социальная функция церкви. Рамки широкие, но есть аспекты, которые в стратегическом плане способны насести ущерб самой церкви.

- О чем говорит тот факт, что на религиозный саммит не были приглашены Папа Римский и духовный лидер буддистов Далай-лама? РПЦ занимается политическими интригами?

- Конечно, политические интриги всегда есть, когда речь идет о политизированных актах. Но здесь это не самое главное объяснение. Что касается Папы Римского, то если бы он приехал, саммита можно было бы не проводить – все внимание было бы направлено на его фигуру. Это был бы визит Бенедикта XVI в Россию с фоном в виде саммита. А католическое представительство на саммите есть, правда, не на супервысоком уровне.

Есть другой пример, куда более показательный - отсутствует Константинопольский патриарх (про которого сказано, что ему принадлежит «первенство чести») – а все потому, что у него очень сложные отношения с Московской Патриархией.

Что же касается Далай-ламы, то тут не нужно искать «злую волю» церкви – это всецело уступка государственной воле. Конечно, РПЦ всегда была тесно связана с государством, а бывший в советское время период противостояния с государством – период для нашей церкви «ненормальный».

Так проявились особенности византийских корней православия, с его отсутствием демиурга из Рима. Такой независимой амбициозной силой, как католическая, русская церковь никогда не была. У католиков Папа Римский проводил собственную политику, дистанцируясь от воли монархов, а то и влияя напрямую на европейских королей. У РПЦ такие возможности исторически отсутствовали.

Даже в те моменты российской истории, когда церковь пыталась диктовать свою волю (как при Никоне), она руководствовалась именно государственническими задачами, просто считая, что она лучше понимает эти задачи.

Поэтому, когда митрополита Сергия обвиняют в уступках большевикам, надо понимать, что он всего лишь продолжил позицию своих предшественников. И хотя речь шла о совсем другом, очень далеком от православия государстве, Сергий пошел на договоренности с ним, потому что быть в оппозиции к государству для русской церкви противоестественно. Церковь признала государство, а оно отказалось от полного уничтожения церкви.

Понятно, что церковь и сейчас вынуждена учитывать приоритеты государства, одним из которых в нынешней ситуации является сближение с Китаем, и церковь, конечно, не могла здесь выступать в качестве оппозиции. Она, конечно, пошла на этот компромисс. И надо сказать, что в свете того, на какие компромиссы соглашалась в своей истории Русская церковь, отказ от приглашения Далай-ламы – это пустяк.

Поэтому мы на религиозном саммите будем принимать китайского функционера, а не Далай-ламу.

Но в то же время количество и качество приглашенных показывает реальные возможности РПЦ. Вот и все. Не стоит ни преуменьшать, ни преувеличивать ее веса. Да и сами организаторы не позиционируют это мероприятие как глобальный религиозный собор.

Подготовила Любовь Шарий

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net