Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

25.07.2006 | Сергей Маркедонов

Кодорское обострение может перерасти в войну

Политическая повестка дня Грузии наполнена событиями. Не успели стихнуть страсти по поводу постановления высшего законодательного органа Грузинского государства «“О миротворческих операциях в зонах конфликтов в Грузии”, как президент Михаил Саакашвили (и другие политические лидеры страны) выступили с новыми инициативами. Грузинское правительство еще не успело приступить к реализации парламентского постановления о начале процедуры вывода российских миротворцев, как было отправлено в отставку. Решение о кадровых перестановках в грузинской исполнительной власти Саакашвили принял через три дня после внеочередной сессии Парламента Грузии 21 июля 2006 года. Именно кадровые перестановки на грузинском политическом Олимпе стали полуофициальной причиной неучастия Грузии в неформальном саммите глав государств СНГ.

Однако в реальности грузинское правительство не стало «кувырк-коллегией». В отставку были отправлены два госминистра - Георгий Хаиндрава, занимавшийся урегулированием межэтнических конфликтов, и Георгий Папуашвили, курировавший охрану природных ресурсов и окружающей среды. Однако если Папуашвили был выдвинут в Конституционный суд Грузии, Хаиндрава оставил политический Олимп. Место главного миротворца Грузии занял Мераб Антадзе, до того курировавший российско-грузинские отношений в МИДе. По результатам российско-грузинских отношений видно, какого качества было это «кураторство». 24 июля 2006 года Парламент Грузии 151 голосом утвердил «обновленный состав» Правительства. По сообщению информационного агентства "Новости-Грузия", обсуждение состава правительства заняло менее одного часа (50 минут). При этом в зале заседания Парламента были 16 из 18 членов кабинета. Отсутствовали знаковые фигуры - глава министерства обороны Ираклий Окруашвили и глава МВД Грузии Вано Мерабишвили. Оба министра считаются «ястребами» и оба вызывают неоднозначную оценку даже внутри грузинского политического класса.

В значительной степени последние кадровые изменения были вызваны расхождениями во взглядах на проблему Южной Осетии между членами грузинского кабинета. Оговоримся сразу. Эти расхождения не носили стратегического характера. И считающийся «голубем мира» Георгий Хаиндрава, и «ястреб» Ираклий Окруашвили выступали за регинтеграцию «мятежных республик», формально-юридически входящих в состав Грузии. И тот, и другой были критиками российских миротворцев и российской политики в целом. И тот, и другой выступали за интернационализацию конфликтного урегулирования и за переформатирование грузино-осетинского и грузино-абхазского конфликтов в российско-грузинский международный конфликт. Однако Георгий Хаиндрава в отличие от своего бывшего коллеги по правительству, во-первых, не стремился игнорировать политическую реальность, а во-вторых, был не готов делать «пиар на крови». Министр обороны Грузии, напротив, никогда не скрывал своей приверженности силовым методам решения межэтнических конфликтов, бравируя своим личным участием в военных действиях в Южной Осетии в 2004 году, а также в разведрейдах в Гальский район Абхазии.

Однако укрепление «партии войны» или группы силовиков в правительстве Грузии не единственная новость из экс-закавказской республики. 23 июля 2006 года. Спикер парламента Грузии Нино Бурджанадзе заявила, что не исключает проведения полицейской операции в Кодорском ущелье. Это заявление стало реакцией на действия бывшего «комиссара» президента Грузии в Кодорском ущелье Эмзара Квициани. Экс-уполномоченный грузинского президента заявил, что отказывается подчиняться официальному Тбилиси. Во время президентской легислатуры Эдуарда Шеварднадзе Эмзар Квициани был поверенным президента Грузии в Кодорском ущелье (Абхазской Сванетии). Кодорское ущелье - это часть Абхазии, на которую не распространяется юрисдикция ни Сухуми, ни Тбилиси. В 1990-е гг. эта территория стала своеобразной «серой зоной», в которой себя вольготно чувствовали представители криминалитета. В 1993 году в ходе массового отступления грузинского населения из Абхазии через Кодорское ущелье местные жители-сваны весьма преуспели в мародерстве. Многие «братья-грузины» стали жертвами местных криминальных элементов. Впоследствии в Тбилиси этот факт будут всячески отвергать, списывая все эксцессы вооруженного конфликта на абхазов.

Назначение Эмзара Квициани на должность президентского «комиссара» фактически означало отдачу Абхазской Сванетии на «кормление» человеку, чья репутация всегда считалась «неоднозначной» не только в Грузии, но и за ее пределами. В 1999-2004 гг. Эмзар Квициани также командовал там добровольческим батальоном «Охотник», состоявшим из местных жителей. После «революции роз» и ухода Шеварднадзе с политического Олимпа Грузии, Квициани был «уволен». Хотя понятие «увольнение» применительно к хозяину Кодорского ущелья не слишком применимо. Далее официальный Тбилиси, взявший курс на «собирание земель», повел борьбу против различных «парамилитарес». Министр обороны Ираклий Окруашвили в 2005 году упразднил батальон ополченцев, действовавший в Кодорском ущелье. Сам Квициани был «вычищен» из рядов вооруженных сил Грузии. Этим военный министр нанес личное оскорбление экс–комиссару экс-президента. Однако, по словам председателя парламентского комитета Грузии по обороне и безопасности Гиви Таргамадзе, «Охотник» серьезно вооружен. «У них оружие осталось от прошлого конфликта», - заявил Таргамадзе, имея в виду грузино-абхазский конфликт 1992-1993 гг. Однако оружие в Кодорском ущелье сохранилось не только с той поры. В 2001 году Тбилиси с помощью чеченского полевого командира Руслана Гелаева пытался совершить военный рейд против Абхазии. Этот рейд также сопровождался милитаризацией Абхазской Сванетии.

Сегодня Эмзар Квициани настроен решительно против грузинского руководства. В интервью телеканалу «Имеди» экс-комиссар в Кодорском ущелье заявил, что нынешняя власть добилась своего статуса «по шпионски при помощи другой страны». При этом Квициани пытается позиционировать себя как традиционалиста, защитника «духовных основ» Грузии. По его мнению, нынешняя власть пытается отобрать у Грузии ее традиции и "ведет страну к пропасти". "Если они все это не прекратят, объединится вся Грузия, и мы освободим страну от этих чертей",- резюмировал свои цели бывший командир сванских ополченцев. Эмзар Квициани сообщил также, что в других регионах Грузии формируется вооруженная оппозиция, а в Кодорском ущелье совещается некий Совет старейшин, который впоследствии огласит свой план действий против «тбилисских чертей». Информация из Кодорского ущелья крайне ограничена и противоречива. А потому у нас нет никаких серьезных оснований доверять заявлениям Квициани о «всегрузинском» характере сопротивления официальной власти. Не совсем понятна и мотивация экс-комиссара. Что определяет его линию поведения? Личная обида на президента Грузии и министра обороны? До сих пор Эмзар Квициани не был политиком в подлинном смысле этого слова. Скорее, его можно определить как «вольного стрелка», статусу которого Тбилиси бросил вызов.

«Эмзар Квициани не является официальным лицом в Кодорском ущелье и не выражает мнения всего населения этого края. Я уверена, что жители Кодорского ущелья адекватно отреагируют на заявления о неподчинении властям. Но если в ближайшие дни ситуация не успокоится, я не исключаю осуществления полицейской спецоперации с минимальными осложнениями", - заявила Нино Бурджанадзе журналистам вечером 23 июля. Еще более резкую оценку действиям командира отряда «Охотник» дал президент Михаил Саакашвили: «Всем, кто поднимет руку против народа и единства Грузии, мы покажем кузькину мать", - сказал Саакашвили, комментируя ситуацию в Кодорском ущелье. "Говорят, провести переговоры. О чем можно с ним вести переговоры? Разве что о том, какую камеру и с какими условиями он займет в пятом изоляторе", - высказал свое мнение президент Грузии. Более того, Саакашвили назвал Эмзара Квициани бандитом. В случае с кодорским экс-комиссаром не обошлось и без традиционного поиска «руки Москвы». По мнению Нино Бурджанадзе, Квициани "попал на удочку кому-то, или в худшем случае прямо выполняет поручения спецслужб России. То, что сегодня у Квициани гостили министр обороны Абхазии и командующий российскими миротворцами в зоне грузино-абхазского конфликта, говорит о многом".

Сегодня в Тбилиси любое оппозиционное мнение заранее приписывается российским спецслужбам, будь то требование джавахкских армян об автономии или неповиновение официальной власти Эмзара Квициани. Пока же против экс-комиссара возбуждено уголовное дело.

Однако весь ажиотаж, связанный с Квициани, до боли напоминает предвоенную ситуацию 1992 года. В это время Тбилиси и Сухуми еще не вели боевые действия, а были вовлечены в войну законов и деклараций. До августа 1992 года Абхазия была территорией, грузинское население которой (а оно в то время составляло этническое большинство автономии) выступало против официального Тбилиси. И если Тбилиси в это время отсалютовал Эдуарду Шеварднадзе, то грузинская община Абхазии поддерживала свергнутого президента Звиада Гамсахурдиа. Свое несогласие с линией официального Тбилиси абхазские грузины выражали многочасовыми митингами, пикетами и забастовками. Звиадистские настроения были характерны и для соседней с Абхазией Мегрелии. Уже в середине 1992 года в Мегрелии началось звиадистское восстание, подавленное войсками Тенгиза Китовани (сторонника Шеварднадзе).

Партизанские действия сторонников свергнутого президента продолжились в феврале 1992 г. Второе восстание в Мегрелии было подавлено центральными грузинскими властями в апреле 1992 г., а в июле того же года началось третье восстание. В 1992 году центральная грузинская власть использовала сложную обстановку в Мегрелии для того, чтобы начать военную операцию не против звиадистов, а против Абхазии, ее властей и полиэтничного населения. Таким образом Эдуард Шеварднадзе пытался решить проблему достижения внутригрузинского политического консенсуса. Ввод войск Госсовета Грузии в Абхазию камуфлировался необходимостью взять под контроль участок железной дороги, проходившей в Западной Грузии. С началом грузино-абхазского вооруженного конфликта в августе 1992 года на время была решена проблема политического диалога со звиадистами. В августе 1992 г. Госсовет Грузии выпустил "Манифест великого примирения", обращенный к сторонникам Звиада Гамсахурдиа и предполагавший амнистию за участие в вооруженных действиях против центральных властей. Таким образом, Абхазия стала «ценой вопроса» внуригрузинского консенсуса, который, кстати сказать, был разрушен в августе 1993 года с началом звиадистского восстания во главе с Вахтангом (Лоти) Кобалия и внутригрузинской гражданской войны.

В 2006 году ситуация во многом повторяется. Сегодня Грузия, вовлеченная в жесткое политическое противоборство на юго-осетинском направлении, не имеет ресурсов для эскалации напряженности в Абхазии. По крайней мере, открыто заявлять о начале (или подготовке) антисепаратисткой операции Тбилиси не может. Иное дело - «наведение порядка» в Абхазской Сванетии, той части непризнанной Абхазии, которая не контролируется сегодня Сухуми. Демонстрация «кузькиной матери» Эмзару Квициани может стать первым пробным шаром для обострения в Абхазии. Успех Тбилиси в Кодорском ущелье может подтолкнуть грузинских «ястребов» к более активным действиям против непризнанной республики.

Фактически это будет началом силовой реинтеграции Абхазии, поскольку и в Сухуми, и в Тбилиси Кодорское ущелье считается «абхазской» территорией. Кодорский экс-комиссар заявил, что 27 июля 2006 года части грузинского Минобороны должны войти в ущелье и приступить к разоружению сванских «парамилитарес». Квициани уже объявил о готовности сопротивляться. Но остановятся ли «люди Окруашвили» на одном лишь разоружении? В зоне грузино-осетинского конфликта военная полиция, подчиненная «батони Ираклии», уже продемонстрировала высокую степень своей политической автономии и свое политическое влияние. Задержка машины с дипломатическими номерами вовсе не стала помехой для служащих грузинской военной полиции. Ограничатся ли грузинские военнослужащие одной лишь полицейской операцией в Кодорском ущелье?

Риторический вопрос. В любом случае, Тбилиси хочет продемонстрировать и Сухуми, и Москве, что политика по «собиранию земель» не просто продолжается. Она ужесточается. Целясь в Эмзара Квициани, тбилисские политики, имеют в виду другие, более амбициозные задачи. Сегодня Москве нужно основательно готовиться к реализации этих задач, поскольку Ираклий Окруашвили уже заявил о своей готовности выполнить парламентское постановление от 18 июля 2006 года.

Сергей Маркедонов - зав. отделом проблем межнациональных отношений Института политического и военного анализа, кандидат исторических наук

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net