Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
08.09.2006 | Сергей Маркедонов
Кто выведет Армению из изоляции?
России нужно активизировать работу по выведению из экономической изоляции Армении, государства, небезосновательно считающегося стратегическим союзником России на Южном Кавказе. В известном смысле этот процесс нужно возглавить. Если это сделать сегодня, то неожиданными союзниками в этом процессе могут стать США и государства Европейского Союза. Завтра же в случае потери временной форы во главе разблокирования Армении встанут те же Штаты и ЕС, а России будет вынуждена довольствоваться малым.
Сегодня российским политикам и экономистам необходимо осознать одну простую истину. Американский и европейский взгляды на развитие транспортных коммуникаций на Южном Кавказе претерпели существенную эволюцию. Среди американских политиков и аналитиков зреет убеждение в том, что экономическая политика США в Закавказье «застряла» на проекте Баку-Джейхан и поэтому не может считаться вполне адекватной, поскольку способствует вечному «замораживанию» армяно-азербайджанского конфликта. Таковой она может стать лишь при условии вовлечение в региональные коммуникационные проекты Армении. Недавно на официальном сайте НАТО турецкий исследователь Бурджу Гюльтекин опубликовала работу под названием "Перспективы регионального сотрудничества на юго-восточных границах НАТО: развитие турецко-российского сотрудничества на Южном Кавказе». В этой работе Бурджу Гюльтекин утверждает, что турецкая политика является заложницей взаимоотношений с Азербайджаном. По ее мнению, «открытие границ может способствовать улучшению имиджа Турции в армянском обществе, вывести взаимоотношения между двумя странами из сегодняшнего кризисного положения». Таким образом, и в турецком экспертном сообществе (настроенном традиционно проазербайджански) зреет мнение о том, что нынешняя экономическая блокада Армении, мягко говоря, не способствует региональной стабильности.
Между тем, региональная стабильность является одним из приоритетов российской политики не только на Южном Кавказе, но и в целом в СНГ. В этой связи заинтересованность России в разрушении изоляции Армении очевидна. На сегодняшний день эта республика (единственная из всех закавказских государств заинтересованная в размещении на своей территории российских военных и пограничников, член ОДКБ и ЕвраЗЭС) имеет только два окна в мир. Первое - иранское, а второе - грузинское, через которое Армения имеет связь с Россией. В этой связи закрытие контрольно-пропускного пункта "Казбеги - Верхний Ларс" на российско-грузинской границе в ночь с 7 на 8 июля 2006 года (закрыт российскими пограничниками в связи с началом строительных работ) вызвала неоднозначную реакцию в Ереване. В отношениях между Арменией и Москвой появилась, если не напряженность, то много вопросов, которые должны получить ответы. В данной ситуации вопрос о причине закрытия КПП не имеют определяющего значения. Даже «строительная мотивировка» (а именно эта цель была озвучена российскими официальными лицами, а для того, чтобы сомневаться в их искренности у нас нет серьезных фактов и оснований) получает в Армении (не говоря уже о Грузии) политическую интерпретацию. Вице-спикер Парламента Армении Ваан Ованнисян заявил, что закрытие КПП связано с обострившимися российско-грузинскими отношениями. По его словам, «российские коллеги должны понять, что направленные против Грузии шаги вредят и Армении, и здесь следует проявить максимум гибкости». Естественно, такое направление мысли представители официального Тбилиси стремятся всячески поддержать. В интервью грузинским СМИ премьер-министр Грузии Зураб Ногаидели заявил, что главной жертвой ремонтных работ на КПП «Верхний Ларс» станет Армения, поскольку Грузия практически ничего не экспортирует в Россию. Однако, несмотря на политическую ангажированность грузинского премьера, следует признать определенную справедливость его высказываний. Его армянский коллега Андраник Маргарян констатировал, что «через этот контрольно-пропускной пункт в Россию поступала сельхозпродукция из Армении, - сказал армянский премьер. - Как альтернативу мы сейчас можем использовать только грузинский порт Поти, но мы надеемся на скорейшее открытие границы».
Очевидно, что Россия, как бы болезненно не воспринимали ее действия в Ереване, не может действовать на основе эмоциональных оценок и выводов. Не прекращать же в самом деле ремонтные работы, чтобы доказать всему миру отсутствие злых намерений и «имперских происков» (все равно мало, кто поверит). Вопрос в том, чтобы действия России носили бы по отношению к нашему стратегическому партнеру более открытый характер. На Кавказе чрезвычайно ценится отношение к партнеру как к союзнику, а не как к младшему брату. Было бы целесообразно, если бы Россия представила Еревану четкий и открытый план действий относительно открытия КПП, а также представила бы армянской стороне «замещающие проекты», в которых были бы заинтересованы предприниматели из Армении. От этого интересы России только выиграли бы (равно как и региональная стабильность).
Однако российская активность по разблокированию Армении не может ограничиваться одним «ларским форматом». Речь должна идти о том, чтобы Россия более активно способствовала бы включению Армении в региональные коммуникационные проекты. Сегодня эта работа явно недостаточна. Между тем США пытаются перехватить пальму первенства у России именно в этой сфере. В июле (то есть почти синхронно с закрытием КПП на ремонт-!) 2006 г. Палата представителей Конгресса США проголосовала за предоставление гарантий того, что никакие экспортные и импортные фонды не будут использованы для содействия проекту строительства железной дороги Карс–Ахалкалаки–Тбилиси–Баку в обход Армении. Именно американские конгрессмены выступили против изоляции Армении от масштабных региональных транспортных проектов. В резолюции H.R. 5068 говорится, что «деньги налогоплательщиков не будут использованы для большей изоляции Армении, которая уже страдает от двойной блокады со стороны Турции и Азербайджана». Один из поддержавших документ конгрессменов Джозеф Коули заявил, что «эти меры будут способствовать стабильности на Южном Кавказе, в то время как финансирование подобного железнодорожного проекта противоречит интересам США».
Думается, что изоляция Армении от новых транспортных проектов не является и российским национальным интересом. Работа по разблокированию Армении может негативно повлиять на отношения России и Азербайджана. Этот тезис время от времени озвучивается российскими экспертами. С нашей точки зрения, подобного рода вывод не учитывает такого важного фактора, как иранский. Вестернизация Азербайджана имеет свои пределы. Официальный Баку заинтересован в нормальных отношениях с Москвой и Тегераном, опасаясь превращения в плацдарм США для возможной «акции возмездия» против Ирана. В этой ситуации Азербайджан не станет явно противодействовать действиям России по выведению Армению из состояния искусственной закрытости. Не станет по одной простой причине. Баку легче принять новые транспортные коммуникации, чем превратиться в поле брани между Ираном и США.
Если же действия Москвы в этом направлении найдут понимание (и поддержку) с американской стороны (а кто ж открыто выступит против стабильности и «замораживания конфликтов» навечно?), то они станут еще более эффективными. Главное- стать во главе процесса, а не уступать свои позиции. Сергей Маркедонов - зав. отделом проблем межнациональных отношений Института политического и военного анализа, кандидат исторических наук
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.