Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

12.09.2006 | Сергей Маркедонов

Грузия без прикрас

Аресты оппозиционеров в Грузии мгновенно стали событием номер один в информационной повестке дня не одной только закавказской республики. Политический удар по сторонникам Игоря Гиоргадзе активно обсуждался и в России, и среди представителей ПАСЕ, которые предпочли «невмешательство во внутренние дела в Грузии» (было бы интересно посмотреть на их реакцию в случае повальных арестов представителей КПРФ или СПС в России). И на XVI международном экономическом форуме в Крынице (Польша), куда был приглашен президент Грузии Михаил Саакашвили, тема заговора против «маленькой свободолюбивой Грузии» также попала в фокус всеобщего внимания.

Вместе с тем бросается в глаза логическая противоречивость выступлений политиков и политологов из соседней страны. С одной стороны, раскрыт крупный заговор, угрожающий не лично президенту Грузии (или кому-то из представителей грузинского истеблишмента), а грузинской государственности. Представители официального Тбилиси высказывают не намеки и догадки, а прямые обвинения в адрес России, которая спонсировала такие силы, как партия «Справедливость» или движение «Антисорос». С другой стороны, и власти, и аналитики говорят (в этом они почти единодушны) о том, что партия, ведомая политическим эмигрантом Гиоргадзе, никакого серьезного влияния на грузинское общество не оказывала, была политическим маргиналом. Отсюда и пассаж Михаила Саакашвили о том, что по сравнению с арестом «заговорщиков» его «гораздо больше обидело поражение сборной Грузии в Киеве, так как сборная играла блестяще и незаслуженно проиграла Украине». Уместна ли подобная оценка в случае тотального заговора против грузинской государственности?

Один из наиболее взвешенных и объективных грузинских политологов, директор Кавказского института мира, демократии и развития Гия Нодия тоже считает, что у партии «Справедливость» немного сторонников в Грузии. «Партия «Справедливость» в Грузии не рассматривалась, как одна из оппозиционных партий. Она вообще рассматривается несколько в стороне от политического процесса как такового. Это партия Игоря Гиоргадзе, то есть это фактически партия как бы российских спецслужб. Так вот, во всяком случае, в Грузии ее видят. В Грузии говорили иногда в кулуарах или вне кулуарах о том, правильно ли, что такая партия, которая фактически является представителем российских спецслужб, государства, которое не слишком дружественно относится к Грузии, что такая организация может открыто действовать. Но это не означает, конечно, что у государства в данном случае есть какие-то конкретные, достаточные основания для того, чтобы их арестовывать. Это более частный вопрос. Но я хочу сказать, что партия "Справедливость" это не обычная оппозиционная партия. Что касается того, есть ли в Грузии опасность того, что власть сменят вооруженным путем или путем восстания, я, честно говоря, не вижу такой реальной опасности». Тогда закономерен вопрос, а насколько оправдан тот масштабный пиар, который поднят вокруг задержания сторонников Игоря Гиоргадзе? Партия, возглавляемая им, в действительности имеет весьма незначительную популярность в Грузии. Не создает ли такая неадекватная оценка «антигрузинского заговора» и «Справедливости», и ее лидеру дополнительную популярность? Мучеников ведь любят не только в России…

Однако очень интересно другое наблюдение Гия Нодия. Партия Гиоргадзе, полагает он, имеет определенную поддержку среди представителей этнических меньшинств Грузии: «Она относительно более популярна в армянской (по этническому составу) части Грузии. Там у нее есть какие-то местные организации, сторонники. Но что касается остальной Грузии, мне кажется, число ее сторонников очень небольшое». Итак, партия имеет небольшое количество сторонников. С этим тезисом не спорят и в России (за исключением людей, мало знакомых с реалиями грузинской политики). Но определенный ресурс популярности партия имеет среди представителей этнических меньшинств, то есть тех, для кого официальный Тбилиси не совсем «свой», а грузинская политика не представляется вполне легитимной. Именно эти граждане Грузии «негрузинской национальности», во-первых, не готовы к радикальному разрыву с Россией (именно армяне в Ахалкалаки выступали против вывода российской военной базы), а во-вторых, не готовы видеть в России врага (скорее, напротив, гаранта своей безопасности). Таким образом, власти Грузии снова вместо серьезного переосмысления своей внутренней и отчасти внешней политики ищут внешнего врага, который якобы спонсирует «сепаратистов» и других врагов грузинского государства.

Впрочем, на сепаратистах необходимо остановиться особо. Накануне волны политических арестов в зоне грузино-осетинского конфликта началось новое обострение. Вертолет с министром обороны Грузии Ираклием Окруашвили был обстрелян над Южной Осетией и был вынужден сделать аварийную посадку. Таким образом, министр обороны Грузии потихоньку начинает воплощать в жизнь свой план по встрече Нового 2007 года в Цхинвали. Зная о том, что полеты в зоне конфликта запрещены условиями Дагомысских соглашений, министр Окруашвили решил снова испытать и свою волю, и проверить боеготовность сил непризнанной Юго-Осетинской республики. Реакция Тбилиси была вполне предсказуемой. «Это - очередная провокация. В этом не было ничего неожиданного, но беззастенчивость этих провокаций с каждым днем становится более очевидной», - заявил в своем выступлении премьер-министр Грузии Зураб Ногаидели. Глава грузинского правительства, конечно же, не имел в виду Окруашвили. Хотя именно к его действиям процитированный выше комментарий имеет прямое отношение. В 1992 году Грузия сама (хотя и не по доброй воле, а по причине поражения в войне с осетинами) признала ограниченность своего суверенитета в Южной Осетии (в Цхинвальском регионе, как называют эту территорию в Тбилиси). Дагомысские соглашения вводили ограничения и на ввод тяжелой техники (с чего началось обострение конфликта в 2004 году), и на полеты над регионом на военных бортах. Следовательно, в сентябре 2006 года Окруашвили попытался доказать, что Дагомысские соглашения не работают, их необходимо срочно пересмотреть. Не праздный вопрос: «А может быть их для начала необходимо строго выполнять?» Сам же министр был, как всегда, более резок в оценках: «Мы очень скоро положим конец беснованию этих разбойников!» Вероятно, министр не имел в виду все население Южной Осетии! Между тем столь проклинаемая Тбилиси Москва никогда не называла непризнанного президента Дудаева «разбойником». Такого звания не удостаивался до 1999 года Масхадов. Однако же сегодня президент Эдуард Кокойты не проводит рейды на территориях, соседствующих с Южной Осетией, и не распространяет достижения «агрессивного сепаратизма» в Гори, например.

Между тем история с вертолетом имела продолжение. 8 сентября 2006 года в зоне грузино-осетинского конфликта произошла перестрелка. По словам Уполномоченного президента Грузии в регионе Шида Картли Михаила Карели «ситуация в зоне конфликта ухудшается каждый день" и это "является результатом того, что Кокойты поблагодарил тех, кто недавно обстрелял вертолет министра обороны Грузии, и для других сепаратистов это стало стимулом действовать подобными методами». В любом случае, очевидно, что сентябрь 2006 года стал периодом нового обострения этнополитической ситуации в Южной Осетии. Однако в Тбилиси явно не хотят представлять дело таким образом, как будто Михаил Саакашвили накануне выборов в органы местного самоуправления работает на пиар «партии власти» и свой собственный. Время уходит, а обещание «собрать Грузию» до конца президентского срока пока не выполнено. Значит, нужны новые энергичные действия, жесткие заявления, обвинения в адрес врагов. Однако такая версия событий не очень-то понравится в США и в Европе. Не зря в конце августа - начале сентября из уст двух влиятельных американских аналитиков прозвучали прозрачные намеки в адрес грузинского лидера. Представитель фонда «Наследие» (The Heritage Foundation) Ариэль Коэн заявил, что для США важнее демократические принципы в Грузии, а не властные амбиции отдельных политиков. А президент Фонда Никсона Дмитрий Саймс в своем интервью «Московским новостям» (18 августа 2006 года) очень кстати вспомнил встречу Ричарда Никсона и первого президента Грузии Звиада Гамсахурдиа: «Вот горькая правда, которую Гамсахурдиа выслушал от Никсона: «В Америке всегда найдутся люди, которые поддержат ваш настрой бороться с Россией и оценят вашу позицию как принципиальную и демократичную. Но все это будет работать до тех пор, пока Россия не начнет принимать против вас серьезные меры. Тогда окажется, что Америка не готова войти из-за вас в серьезный конфликт с Россией». На вопрос же Саймса, обращенный к Саакашвили, по поводу взглядов Никсона, нынешний лидер Грузии ответил, что он - не Гамсахурдиа. «То, что говорил Саакашвили, воспринималось как разумное, но выражение его лица в то время было таким, что можно было догадаться: то, что он сказал, для него не было до конца естественным, и сегодня он действует так, как Гамсахурдиа», - резюмировал Дмитрий Саймс. Здесь излишне вспоминать, чем закончился славный политический путь первого президента Грузии, сделавшего ставку не на демократию, а на этнократию и неприкрытую русофобию.

Сегодня Саакашвили для сохранения репутации «демократа» крайне невыгодно ограничиваться одной лишь воинственной риторикой по отношению к абхазам и осетинам. Ему необходимо переформатировать внутригрузинские конфликты в российско-грузинские, привлечь к себе симпатии США и Европы. Это отчасти ему удается. Здесь можно вспомнить хотя бы визит сенаторов Ричарда Лугара и Джона Маккейна, известных своей «любовью» к России. Тот же Маккейн, не удосужившись встретиться с Эдуардом Кокойты, оценил его действия как «контрпродуктивные». Но фокус в том, что Лугар и Маккейн при всем их влиянии не являются единственными центрами силы в многополярной американской политике. Михаил Саакашвили, прекрасно знающий политические институты, не может не понимать этого. Не может не понимать, что в США есть политики и бизнесмены, эксперты, крайне не заинтересованные в дестабилизации региона Южного Кавказа. Отсюда и столь нетривиальные суждения Дмитрия Саймса, руководителя одного из ведущих американских “think-tanks”. В этой связи для грузинского лидера крайне важно оправдать собственный «империализм» и нежелание договариваться с лидерами Южной Осетии и Абхазии, как происки Москвы, которая опутала своими щупальцами маленькое соседнее государство. Этот образ, точнее, фантом еще живет в сознании многих американских политиков. Что уж говорить о восточноевропейских лидерах. Отсюда и необходимость бороться с «рукой Москвы», создавая теории заговоров даже там, где таковые отсутствуют. Таким образом, апелляции к России как организатору всех грузинских несчастий становится важным инструментом для отвлечения внимания от ситуации в Кодорском ущелье, в «Цхинвальском регионе», армянонаселенной Джавахетии. Если в дело замешана «рука Москвы», то тем, кто с ней борется, можно простить все или почти все. Увы, приходится констатировать, что среди американских и европейских «полисимейкеров» догматическое мышление столь же сильно, как и среди геронтократов из ЦК КПСС. И ради противоборства «руке Москвы» они готовы отвернуться от содержательного рассмотрения таких проблем, как рост авторитаризма и популизма в Грузии, стремление грузинской элиты решить проблемы с территориальной целостностью исключительно в формате военного реванша. Главное - не дать Москве «застолбить» позиции в Закавказье.

Что ж, давайте признаем правоту Саакашвили, согласимся с тем, что в Тбилиси имел место «разветвленный заговор». Предположим, что «Запад» победил и «рука Москвы» больше не сжимает горло «свободной Грузии». Означает ли это, что завтра демократия, мир и развитие придут в Цхинвали и в Сухуми? Вовсе нет. Абхазское и грузинское общества (в меньшей степени грузинское и осетинское) не имеют доверия друг к другу. Зато взаимный счет потерь велик с обеих сторон. Велики страхи, фобии, сильны традиции этнической вражды. Различны взгляды на перспективы развития Грузии и отколовшихся территорий. И подобный список проблем можно дополнять десятками примеров. Поможет ли уход России росту доверия между враждующими сторонами? Вряд ли. Простят ли по-христиански абхазы и грузины друг другу эксцессы 14-месячной войны? Забудут ли осетины изгнание своих соплеменников с всей территории Грузии (в отместку за стремление к повышению статуса Южной Осетии)? Вопрос тоже, по крайней мере, наивен. Наивны и надежды на то, что США и ЕС (после ухода России) дадут карт-бланш политикам типа Ираклия Окруашвлили.

Но кто в этом случае будет объявлен врагом грузинского народа? Кто тогда будет считаться инициатором крупномасштабного заговора? Может быть, тогда в Тбилиси начнут борьбу с «рукой Брюсселя» и «вашингтонской шпионской сетью»? А может быть, уже сегодня США и ЕС надо перестать бороться с «рукой Москвы» и увидеть Грузию без прикрас?..

Сергей Маркедонов - зав. отделом проблем межнациональных отношений Института политического и военного анализа, кандидат исторических наук

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net