Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

10.02.2005 | Алексей Макаркин

КОАЛИЦИЯ ЮЩЕНКО И ПРАВИТЕЛЬСТВО ТИМОШЕНКО

Новое правительство Украины сформировано на основе коалиции победителей в ходе "оранжевой революции". Она составляет меньшинство Верховной Рады, однако в результате голосования правительство получило огромную поддержку - 373 голоса при необходимых 226. Это связано как с высоким кредитом доверия, которым обладает новоизбранный президент, так и со слабой структурированностью партийной системы Украины. Значительную часть Рады составляют лоббисты, которые не заинтересованы в том, чтобы, по крайней мере, с самого начала идти на конфликт с новой властью. Как обычно, принципиальность проявили только коммунисты, которым надо сохранять имидж "непримиримой оппозиции" и защищать свой электорат от экспансии со стороны более радикальных прогрессивных социалистов Натальи Витренко.

Коалиция Ющенко: этапы формирования

Коалиция Ющенко, пришедшая к власти в декабре прошлого года, прошла три этапа формирования.

Первый этап - создание блока "Наша Украина" накануне парламентских выборов 2002 года. Тогда Ющенко смог выступить в роли интегрирующего фактора для целого ряда партий и движений, которые самостоятельно либо не проходили в Раду, либо не могли рассчитывать на получение высокого результата. Напомним, что к этому времени Рух, главная политическая сила украинского национального движения, переживал период раскола на Народный рух Украины (НРУ, во главе с бывшим министром иностранных дел Геннадием Удовенко; теперь во главе стоит другой экс-руководитель МИДа Борис Тарасюк) и Украинский народный рух (руководитель - экс-министр экологии Юрий Костенко). Обе партии стремились найти баланс между демократической и национальной идеологиями: НРУ, скорее, с приоритетом первых, УНР - вторых. Кроме того, уже была создана партия "Реформы и порядок" во главе с "украинским Гайдаром" Виктором Пинзеныком, которая претендовала на выражение интересов либеральных политических сил (сейчас эта партия называется "Наша Украина" - такое "присвоение" бренда было негативно воспринято другими политическими соратниками Ющенко). Кроме того, традиционные украинские националисты, которые ведут свою генеалогию от ОУН, объединились в Конгресс украинских националистов (КУН).

Все эти партии вошли в состав "Нашей Украины", получив гарантированный шанс на прохождение своих лидеров в Раду. В то же время партийные активисты (даже "первого ряда") такой гарантии не получили - многие из них оказались в конце первой сотни, а то и во второй сотне списка. Такая ситуация была связана с тем, что "Наша Украина", вобрав в себя несколько партий, стала в то же время "площадкой" для политической активности ряда статусных фигур украинского бизнеса и политики, которые были оттеснены от власти "олигархами". Бизнес-составляющая блока включала в себя таких известных деятелей как Петр Порошенко, Евгений Червоненко, Давид Жвания, Павел Игнатенко, Александр Третьяков и др., наиболее известным еще недавно "провластным" политиком был Роман Безсмертный, долгое время представлявший президента в Раде. Все они были далеки от украинского национального движения, равно как и от либеральных политических сил, зато сделали принципиальную политическую ставку на наиболее перспективное, с их точки зрения, избирательное объединение. Присутствие этих деятелей в составе блока уравновешивало его состав, который, в противном случае, был бы слишком "национально ориентированным".

При этом для большинства предпринимателей, поддерживавших Ющенко, речь шла не только о краткосрочном политическом проекте, связанным с необходимостью получить депутатский мандат, но о стремлении занять ключевые посты в системе исполнительной власти. В этом контексте Ющенко рассматривался как наиболее вероятный кандидат в президенты в 2004 году, способным обеспечить приход к власти своей команды. Проект, таким образом, приобретал долгосрочный характер, что обеспечило его устойчивость. В результате, "Нашу Украину" покинули лишь несколько депутатов, несмотря на оказывавшееся на оппозицию административное давление. Однако их место занимали другие - например, вице-спикер Рады Александр Зинченко, который ранее состоял в провластной СДПУ (о).

Вторым этапом стало создание коалиции "Сила народа", в которую в 2004 году вошли "Наша Украина" и "Блок Юлии Тимошенко". Накануне президентских выборов существовали два сценария проведения оппозиционными силами избирательной кампании. Один состоял в участии в первом туре двух кандидатов - Ющенко и Тимошенко, которые вели бы максимально "щадящие" кампании в отношении друг друга и отличаясь лишь отношением к власти - у Тимошенко оно традиционно более радикальное. Во втором же туре Тимошенко должна была поддержать Ющенко в обмен на заключение особого соглашения о разделе власти по принципу "президент-премьер". Однако недостаток этого сценария состоял в том, что создавалась угроза отставания оппозиционного кандидата от провластного в первом туре на несколько процентных пунктов, что создавало негативный эффект перед вторым туром. Кроме того, не было никаких гарантий, что создавать коалицию "президент-премьер" придется именно с Тимошенко, а не с лидером социалистов Александром Морозом, который вполне мог обойти Тимошенко в первом туре.

Эти аргументы привели к реализации варианта второго сценария, при котором достигался максимальный результат уже в первом туре - Тимошенко отказалась от самостоятельного участия в избирательной кампании и мобилизовала все имеющиеся в ее распоряжении ресурсы (имиджевый, организационный и др.) на поддержку Ющенко. В то же время последний гарантировал ей пост премьера, что было связано с непростым выбором - с учетом ряда скандалов, связанных с деятельностью Тимошенко, которые могли испортить имидж будущей украинской власти.

Третий этап создания нынешней правящей коалиции пришел на межтуровый период, когда на сторону Ющенко перешли двое влиятельных политиков страны, которые сами баллотировались в президенты - Александр Мороз и Анатолий Кинах. Каждый из них "принес" немаловажный ресурс. Появление Мороза в числе сторонников Ющенко позволило оппозиционному кандидату апеллировать к части левого электората, который голосовал за социалистов (на парламентских выборах) и Мороза - на президентских, на которых он получил около 6% голосов. Бывший премьер и глава Украинского союза промышленников и предпринимателей Кинах не обладал достаточным электоральным ресурсом (его поддержали менее 1% избирателей), но он относился к "кучмовской элите", и его политический выбор стал "знаковым" для многих администраторов, которые колебались, кого из кандидатов поддерживать.

В результате, коалиция Ющенко приобрела достаточно широкий характер. В нее входят и прагматики, и либералы-монетаристы, и националисты, и левоцентристские политики. В этой ситуации создание дееспособного кабинета министров представляло собой особенно сложную задачу. Причем речь шла не только о том, что следовало примирить представителей разных идеологий. Необходимо было учитывать сугубо прагматические интересы всех участников коалиции в зависимости от их вклада, внесенного в победу Ющенко. Понятно, что большинство должна была получить "Наша Украина", но и остальные участники имели вполне конкретный список претензий, которые пришлось удовлетворять хотя бы частично.

Тимошенко, как отмечалось выше, был обещан пост премьера. Кинах рассчитывал на существенные позиции в экономическом блоке правительства. Социалисты "в пределе" претендовали на должности руководителей МВД, Минфина, Минтопэнерго, рассчитывая при этом хотя бы на один из этих постов и на несколько второстепенных. Все это привело к тому, что пришлось задержать на сутки утверждение Радой кандидатуры Тимошенко - к намеченному времени не были завершены переговоры с Морозом. Однако, в конце концов, компромисс был достигнут.

В то же время необходимо отметить, что "торг" не ограничивался правительством. Если в состав кабинета министров вошли только представители ющенковской коалиции, то борьба распределение губернаторских постов затронула интересы и других политических сил (в Украине губернаторов назначает президент). Часть постов в регионах получили представители центристских политических сил, которые не входили в состав коалиции Ющенко. Это было условием их позитивного отношения к новому правительству в целом и к кандидатуре Тимошенко в частности.

Тимошенко, Кинах и Мороз - квоты для союзников

Приход Тимошенко на пост премьера означал, что ей придется работать с "ющенковским" экономическим блоком. Своих кадров (из числа членов фракции "Блок Юлии Тимошенко" в Раде) на ключевые посты в правительстве у нее было немного - вряд ли могли претендовать на какие-либо должности пожилые украинские националисты Лукьяненко и Хмара, а также популист-разоблачитель, борец с коррупцией Г.Омельченко (бывший следователь из группы Гдляна-Иванова, расследовавшей известное "узбекское дело" в 80-е годы). Что касается бывшего главы Минюста Сергея Головатого, то он оказался лишь одним из нескольких кандидатов в "очереди" на пост руководителя этого ведомства - в числе сторонников ющенковской оппозиции оказалось сразу несколько влиятельных юристов, так что это министерство стало одним из самых популярных при "дележе власти".

Одним из немногих соратников Тимошенко, которые могли претендовать на посты в системе исполнительной власти, был Александр Турчинов, который сотрудничал с ней еще со времен совместного участия в партии "Батькивщина". Первоначально считалось, что он мог бы занять пост главы одного из экономических ведомств. Затем появилась информация о его предстоящем назначении заместителем секретаря Совета национальной безопасности и обороны (СБНО), однако такой вариант явно не устраивал ни Тимошенко, ни Турчинова, зато вполне устраивал только что назначенного секретарем СБНО Порошенко - главного конкурента Тимошенко в борьбе за пост премьера. В этой ситуации Турчинов оказался бы в полной зависимости от своего политического оппонента и не получал бы никаких реальных полномочий.

Тимошенко в самой жесткой форме настаивала на предоставлении Турчинову одного из постов силовых министров - для нее является особенно важным влияние на эти структуры: с учетом того, что ее положение в "уголовном" контексте остается неопределенным (российская прокуратура по-прежнему не отказывается от ее преследования). Кроме того, влияние на силовые структуры всегда повышает статус любой фигуры в системе исполнительной власти (а влияние на экономику у Тимошенко уже есть - посредством премьерского поста). Тимошенко в предварительном порядке уже заявила о том, что Турчинов является претендентом на пост министра внутренних дел. Первоначально его главным конкурентом был генерал Виктор Король, депутат Рады от "Нашей Украины", близкий к Порошенко, который рассчитывал компенсировать тем самым утрату премьерства. Но в ходе длительных переговоров удалось "снять" этот вопрос - Порошенко все же получил компенсацию, но на региональном уровне: его выдвиженцы возглавили четыре региона: Винницкую (Александр Домбровский), Житомирскую (Павел Жебривский), Запорожскую (Юрий Артеменко) и Черниговскую (Владимир Атрошенко) области.

Однако на МВД предъявили свои претензии социалисты, которых Ющенко не хотел "пускать" на ключевые экономические министерства - такие как Минфин и Минтопэнерго: в противном случае, "экономблок" правительства получался бы слишком эклектичным по своей идеологии.

В этой ситуации оставался единственный выход - последнее силовое ведомство, хотя и не обладавшее министерским статусом, но дающее важный ресурс - Служба безопасности Украины (СБУ). Первоначально считалось, что главой СБУ может остаться генерал Игорь Смешко, который выступил на стороне Ющенко во время "оранжевой революции". Однако политическая логика привела к тому, что СБУ отнесли к "квоте" Тимошенко, и этот орган возглавил Турчинов. Таким образом, Ющенко не получил контроля над этой силовой структурой, традиционно относящейся к президентской сфере влияния.

Социалисты получили три министерских портфеля. Министром внутренних дел несколько неожиданно стал Юрий Луценко, один из самых активных участников "оранжевой революции". Луценко принадлежит к новому поколению социалистов, в 90-е годы он уже был в исполнительной власти: в качестве заместителя министра науки и технологий, а затем помощника премьера Пустовойтенко (предшественника Ющенко). Из числа лидеров социалистов он был наиболее последовательным сторонником вхождения в новую правительственную коалицию. Назначение Луценко можно рассматривать как сугубо политическое (как, впрочем, и назначение Турчинова) - в системе МВД он раньше не работал, зато тесно "общался" с милиционерами во время силовых действий власти против участников акции "Украина без Кучмы" в 2001 году.

Кроме того, социалисты получили посты министров аграрной политики (Александр Баранивский) и образования и науки (Станислав Николаенко). За оба этих поста шла лишь умеренная конкуренция. Так, пост "образовательного" министра рассчитывал сохранить теперь уже бывший глава этого ведомства Кремень, который даже вышел из СДПУ (о), которая вызывает неприятие у большинства победителей из-за "фактора Медведчука". Однако значимой политической поддержки у него не было. Что касается Минсельхоза, то была информация о том, что на него может претендовать Народная аграрная партия (НАПУ), возглавляемая спикером Рады Литвиным. Однако НАПУ не вошла в состав кабинета, получив посты лишь в регионах. Кроме трех министерских постов социалисты получили два губернаторских - в Одесской и Полтавской областях: соответственно, Василий Цушко и Степан Бульба.

Кинах стал первым вице-премьером, ответственным за промышленную политику - в то же время пост министра промышленности отошел к "Нашей Украине". Кроме того, вице-президент Украинского союза промышленников и предпринимателей Николай Лаврик возглавил по "квоте" Кинаха Сумскую область.

"Наша Украина" и "внекоалиционный" истеблишмент

"Наша Украина" как основной участник коалиции получила остальные министерские посты. Но и в рамках собственно "блока Ющенко" шла активная борьба за участие в органах исполнительной власти. Партия Пинзеныка получила для своего лидера пост министра финансов. Один из ближайших соратников Пинзеныка Сергей Терехин стал его коллегой и в правительстве, возглавив Минэкономики: таким образом, экономический блок правительства представлен либералами. Членом этой же партии является и политолог Николай Томенко, один из самых активных ораторов Майдана - в новом правительстве он стал вице-премьером по гуманитарным и социальным вопросам. Кроме того, профессор медицины Николай Полищук, вошедший в состав "Нашей Украины" по квоте партии Пинзеныка, стал министром здравоохранения. Бывший губернатор Закарпатской области, член этой же партии Виктор Балога вернулся на свой пост.

Народный Рух Украины также представлен в правительстве: Борис Тарасюк вернулся на пост главы МИДа. Роман Зварыч стал министром юстиции: ранее он был одним из организаторов Конгресса украинских националистов (КУН) как представитель украинской диаспоры - родился в США, преподавал в Колумбийском университете. Получив украинское гражданство, стал депутатом Рады и одним из лидеров НРУ. Так как НРУ имеет наиболее сильные позиции на Западе страны, не случайно, что его члены стали губернаторами всех трех областей Галичины: Ивано-Франковской (Роман Ткач), Львовской (Петр Олейник) и Тернопольской (Иван Стойко).

Сложнее ситуация с "другим" Рухом, который стал Украинской народной партией - он претендовал, в первую очередь, на пост министра топлива и энергетики (для Александра Гудымы). Кроме того, существовала вероятность назначения представителя УНП на должность главы Минприроды - члены УНП возглавляли это ведомство в течение практически всех 90-х годов. Однако, в результате в правительство по квоте УНП вошел министр труда и социальной политики, 36-летней Вячеслав Кириленко (один из самых молодых членов партии). "Компенсацией" для "партии Костенко" стали посты губернаторов Киевской (Евгений Жовтяк) и Ровненской (Василий Червоный) областей. Кроме того, по данным СМИ, глава УНП Костенко может возглавить фракцию "Наша Украина" в Раде (впрочем, по другим данным, фракция может вскоре разделиться на несколько составляющих, так что значение поста ее лидера может снизиться).

Кроме того, в состав правительства вошли представители бизнес-части "Нашей Украины": Евгений Червоненко (министр транспорта и связи), Давид Жвания (МЧС), Владимир Шандра (министр промышленной политики), Павел Игнатенко (Минприроды). Поддержавшие Ющенко бизнесмены получили и несколько губернаторских постов. Так, банкир Николай Садыков возглавил Николаевскую область, Эдуард Зейналов - Кировоградскую (таким образом, местные предпринимали встали "у руля" двух динамично развивающихся областей Юго-Востока). Долгое время решался вопрос о губернаторе Харьковской области - считалось, что этот пост может получить мэр Харькова Владимир Шумилкин, поддержавший в ходе кампании Ющенко (сторонники Януковича и бывшего губернатора Евгения Кушнарева тогда требовали его отставки). Однако по рекомендации Шумилкина область возглавил близкий к нему бизнесмен Арсен Аваков.

Наконец, несколько постов в правительстве получили представители "Нашей Украины", не входящие в состав конкретных партий. Так, министром обороны стал Анатолий Гриценко, руководивший информационно-аналитическим обеспечением избирательной кампании Ющенко. Полковник запаса украинской армии, он учился в нескольких военных вузах США. Известная актриса, друг семьи Ющенко и депутат Рады Оксана Белозир - новый министр культуры. Министерство по делам семьи, детей и молодежи возглавил Юрий Павленко, самый молодой член правительства (29 лет), который в ходе избирательной кампании Ющенко возглавлял самый опасный участок работы - штаб кандидата в Донецкой области, в которой полностью доминировали сторонники Януковича.

Три вице-премьера (кроме "первого" Кинаха) также являются "нашеукраинцами". О Томенко упоминалось выше. Вопросами евроинтеграции будет ведать Олег Рыбачук, непосредственный протеже Ющенко, долгое время работавший вместе с ним в Нацбанке, правительстве и Раде. Наиболее спорной была кандидатура Романа Безсмертного, который некоторое время возглавлял избирательный штаб Ющенко (однако в ходе избирательной кампании он лишился этого поста), а с ноября исполнял обязанности коменданта палаточного лагеря на Майдане незалежности. Он активно выступал против кандидатуры Тимошенко на пост премьера, что поставило под вопрос его политические перспективы. Однако, в конце концов, он смог "встроиться" в состав кабинета министров - таким образом, ни одна из знаковых фигур из окружения Ющенко не оказалась вне системы власти.

Особый случай - приход Ивана Плачкова на пост министра топлива и энергетики. Этот пост приобретает сейчас большее, чем раньше, значение - с учетом того, что упразднена должность "профильного" вице-премьера. Плачков - технократ, близкий к главе города Киев Александру Омельченко, единственному губернатору, сохранившему свой пост (Омельченко своевременно поддержал "оранжевую революцию", обеспечив ее участников кровом и питанием). В течение почти десяти лет Плачков возглавлял Минтопэнерго - с небольшим перерывом, когда он занимал пост министра энергетики в правительстве Пустовойтенко. Назначение Плачкова можно считать достаточно позитивной новостью для России, так как именно этому прагматику придется решать вопросы, связанные с функционированием газового консорциума. Ведь в качестве альтернативы рассматривалась кандидатура львовянина Гудымы, который не только принадлежит к числу "ветеранов" украинского национального движения, но и является одним из главных критиков консорциума.

Таким образом, при формировании правительства были учтены и интересы Омельченко. Что касается других политических сил, не вошедших в коалицию Ющенко, то они получили определенные преференции. Так, своя губернаторская "квота" была выделена Народной аграрной партии спикера Литвина: речь идет о Днепропетровской (Сергей Касьянов) и Хмельницкой (Виталий Олуйко) областях. Кроме того, по мнению экспертов, протеже Литвина является и новый губернатор Волынской области Владимир Бондарь. Отметим, что неплохие шансы сохранить должность командующего пограничными войсками имеет генерал Николай Литвин - родной брат спикера.

Что касается истеблишмента "крайнего Востока" (Донецкая и Луганская области, где свыше 90% избирателей проголосовали за Януковича), то он был заинтересован в том, чтобы на губернаторские посты не были присланы "варяги" из других регионов. Впрочем, Ющенко обещал, что главами областей станут местные фигуры, но сомнения в выполнении этого обещания все равно оставались. Судя по всему, позитивное отношение к кандидатуре Тимошенко со стороны фракции "Регионов Украины" было связано с тем, что Донецкую область возглавил видный представитель восточной элиты Сергей Чупрун, бывший председатель облсовета, долгое время бывший украинским послом в Туркмении. Луганским губернатором стал Алексей Данилов, бывший мэром Луганска в середине 90-х годов. В 2002 году он был лишен регистрации на очередных выборах мэра, на которых считался фаворитом.

Устойчивость коалиции

Новое правительство Украины выглядит недостаточно устойчивым как с внутренней, так и с внешней стороны. Большинство депутатских объединений не представлены в его составе, что может привести к правительственному кризису. Формально коалиция Ющенко насчитывает в Раде порядка 180-190 депутатов - то количество, которое присутствовало на известном парламентском заседании в разгар "оранжевой революции", когда будущий президент присягал на Библии народу Украины. Впрочем, еще примерно сотня депутатов принадлежит к центру, который сейчас следует за спикером Литвиным, присматриваясь к возможности создания предвыборного блока под его руководством. Остальные парламентарии принадлежат к фракциям "Регионов Украины", СДПУ (о) и коммунистов.

Роль Рады в вопросе формирования правительства может стать еще более значимой, если учесть, что в нынешнем году вступает в действие политическая реформа, расширяющая влияние Рады на формирование кабинета министров. Впрочем, не исключено, что реформа будет видоизменена - подобные планы есть у представителей новой власти. Однако полностью отказаться от реформы будет непросто - хотя бы потому, что именно на условиях ее поддержки был заключен союз между Ющенко и Морозом.

Но даже если реформа "уцелеет", то не стоит сбрасывать со счетов два фактора. Первый - приближающиеся выборы в Раду, которые состоятся весной будущего года; они создают цейтнот для желающих организовать операцию по свержению правительства Тимошенко. В новом же составе Рады сторонники нынешней власти намерены укрепить свои позиции, возможно, получив большинство. Второй фактор - уже упоминавшийся общий иммобилизм и лоббистский характер депутатского корпуса, который трудно поднять на борьбу против действующей власти. Поэтому если правительство не "провалится" в течение нынешнего года (что не слишком вероятно хотя бы из-за 13%-ного экономического роста в прошлом году, да и принимая во внимание административный опыт большинства новых министров), то его шансы на выживание до следующих выборов можно расценить достаточно высоко.

Что касается внутренней устойчивости правительства, то ее также не стоит недооценивать. Действительно, в состав нового кабинета вошли представители не просто разных политических сил, но и различных идеологических направлений. Однако опыт государств Центральной Европы свидетельствует о том, что подобные правительства могут быть устойчивыми (социал-либеральная коалиция в Венгрии, правительство Дзуринды в Словакии). В украинском случае стремление как можно дальше продвинуться по пути европейской интеграции может стать стимулом для того, чтобы не ломать созданную коалицию. Это актуально для всех ее участников, включая и социалистов Мороза, которые также рассчитывают на то, чтобы "жить в Европе" (и, кроме того, вряд ли захотят оказаться в оппозиции). Впрочем, в среднесрочной перспективе вполне возможен рост противоречий между участниками коалиции Ющенко, но не по идеологическому, а по клановому принципу. И здесь определяющей станет способность нового украинского президента сыграть интегрирующую роль не только в период пребывания в оппозиции (это ему удалось), но и во время пребывания у власти, что всегда сложнее.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net