Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
09.03.2005 | Алексей Макаркин
БУДУЩЕЕ МОЛДАВИИ ВЫБЕРУТ В ПРИДНЕСТРОВЬЕ
Партия коммунистов Молдовы (ПКРМ) получила большинство в парламенте, однако ей придется договариваться с оппозицией по кандидатуре на пост президента страны. Она получила 46,1% голосов. Блок "Демократическая Молдова" (БДМ) набрал 28,41%, Христианско-демократическая народная партия (ХДНП) - 9,7%. Остальные восемь партий и блоков не прошли избирательный барьер, их голоса будут пропорционально поделены победителями. Как свидетельствуют данные ЦИК Молдавии, в парламентских выборах приняли участие 1,5 миллиона человек или 64% от общего числа избирателей. Явка примерно соответствует показателям, зафиксированным в 2001 году на выборах в законодательное собрание Молдавии. Расклад голосов позволяет коммунистам получить 57 из 101 места в парламенте, БДМ - 33, ХДНП - 11.
Молдавия - парламентская республика, и такой расклад позволяет коммунистам самостоятельно сформировать руководство парламента и правительство. Но для избрания президента им понадобится поддержка 61 депутата, и они вынуждены будут договариваться с оппозицией. Если глава государства не будет избран с трех попыток, то парламент по закону будет распущен.
Перед выборами много говорилось о возможности "цветной" революции в Молдавии - по аналогии с событиями в Грузии и Украине. Однако речь могла идти, максимум, об имитации революции. При этом все политические силы в республике в той или иной степени учитывали "оранжевый" опыт. Коммунисты подчеркнуто сблизились с Ющенко и Саакашвили. ХДНП официально выступала под оранжевыми знаменами. Демократы подчеркивали свою европейскую ориентацию. В этой ситуации не сложилось подобной украинской "биполярной" ситуации ("архаичная" власть - "прозападная" оппозиция), и все участники выборов могли использовать лишь внешние "революционные" формы вроде массовых протестных акций.
Однако даже имитации не получилось: выборы прошли достаточно спокойно; никто из оппозиционных сил не стремится выводить народ на улицы. Борьба будет вестись аппаратными методами, на что повлияли следующие факторы.
Во-первых, избирательная кампания носила достаточно "прозрачный" характер, что было признано наблюдателями от ОБСЕ, которые заявили, что выборы в Молдавии в основном соответствовали основным стандартам ОБСЕ и Совета Европы. Но, как говорится в заявлении миссии, выборы не соответствовали таким условиям, как равенство кандидатов и доступ к средствам массовой информации. Кроме того, глава делегации ПАСЕ Андре Кваккестад выразил сожаление, что Молдавия не снизила свой 6-процентный избирательный порог, как это было рекомендовано Советом Европы в 2001 году. Действительно, в парламент не попал ряд политических сил, но из них лишь блок "Патрия-Родина" получил более 4% голосов (4,95%). Остальные заметно отстали: Социал-демократическая партия (2,92%), движение "Равноправие" (2,89%), Крестьянская демократическая христианская партия (1,38%) и Партия социально-экономической справедливости (1,67%). Таким образом, претензии к качеству выборов со стороны Европы были незначительными - по сравнению, к примеру, со вторым туром прошлогодних украинских выборов.
Во-вторых, все участники избирателей кампании выполнили лишь свои программы-минимум. Коммунисты сохранили большинство голосов, однако их результат оказался несколько менее убедительным, чем в 2001 году - тогда они получили 49,9% голосов. Более того, тогда в парламенте оказались представлены партии, за которые из-за высокого избирательного барьера проголосовали лишь 71,6% избирателей. Соответственно, поддержка половины участников выборов "конвертировалась" тогда в 71 депутатский мандат. Нынешний состав парламента носит значительно более представительный характер - за прошедшие в него избирательные списки проголосовало около 85% избирателей (отсюда и потеря коммунистами "президентского" большинства).
В то же время "Демократическая Молдова" получила намного более весомую поддержку избирателей, чем ей прочили предвыборные опросы.
Однако претензии блока на победу над коммунистами оказались несостоятельными, особенно если учесть крайне представительный состав демократов - их список возглавляли такие статусные политики, как мэр Кишинева Серафим Урекян, бывший премьер Думитру Брагиш, экс-спикер Думитру Дьяков. При этом логично было бы сравнивать результат демократов не с количеством голосов, поданных в 2001 году за блок Брагиша (13,4%), а с общим результатом, показанным тогда центристами - напомним, что на предыдущих выборах две центристские партии не попали в парламент, получив в сумме 10,8% голосов. Впрочем, не исключено, что часть голосов к демократам "перешла" от коммунистов - для молдавского общества не было секретом, что блок Урекяна пользуется поддержкой Россией. В любом случае, речь идет лишь о крайне незначительном числе голосов. Скорее пророссийские избиратели ушли от коммунистов к блоку "Патрия-Родина", а также к движению "Равноправие", которое в три раза улучшило свой результат по сравнению с местными выборами 2003 года (всего коммунисты потеряли лишь около 4% голосов).
Что касается ХДНП, то она смогла лишь незначительно улучшить свой результат четырехлетней давности (тогда она получила 8,3% голосов). Опросы давали ей большую цифру (до 15%). Христианские демократы так и не смогли стать второй по значению политической силой страны и самой влиятельной оппозиционной структурой. В этой ситуации партия не может рассчитывать на "оранжевый" сценарий - напомним, что именно христианские демократы активно использовали этот цвет в своей избирательной кампании. Националистический электорат оказался слишком ограниченным.
В-третьих, как уже упоминалось, коммунисты заручились поддержкой со стороны властей Украины и Грузии. Если четыре года назад Владимир Воронин подчеркнуто придерживался пророссийской политической ориентации, выступая за официальный статус русского языка и интеграцию страны в Союз России и Белоруссии, то теперь он накануне выборов встречался с Виктором Ющенко и Михаилом Саакашвили. Речь идет о реанимации блока ГУУАМ в рамках СНГ - этот проект претендует на роль альтернативы российскому влиянию на постсоветском пространстве. Украина уже предложила свое посредничество в разрешении приднестровского конфликта: Ющенко заявил о возможности скорой "тройственной" встречи лидеров Киева, Кишинева и Тирасполя (заметим, что без президента России). Российско-молдавские отношения, напротив, в последнее время переживают период постоянного ухудшения - после того, как коммунисты в последний момент отказались подписывать "меморандум Козака" о приднестровском урегулировании. Воронин предпочел ставке на Россию максимальное улучшение отношений с Западом. Таким образом, экспорт революции стал неактуален.
Подобная ситуация выгодна для коммунистов. Это может привести и к тому, что "президентский" кризис может быть разрешен. При этом возможно несколько сценариев выхода из него.
Первый состоит в соглашении между ПКРМ и ХДНП, которое, на первый взгляд, выглядит парадоксальным - ведь речь идет об идеологических антагонистах. Однако их общий негативный подход по отношению к России может стимулировать партии к компромиссу, формат которого, впрочем, остается неясным. По одним данным, коммунисты готовы обменять пост президента для Воронина на должность одного из вице-спикеров парламента. По другим, возможно, что коммунисты и националисты сойдутся на относительно нейтральной и политически слабой кандидатуре. В этом случае реальное руководство страной будут все равно осуществлять коммунисты (спикер и премьер) в полном соответствии с принципами парламентской республики. Однако, утратив пост президента, ПКРМ понесет имиджевые потери.
Второй вариант разрешения кризиса может состоять в эрозии "Демократической Молдовы", которая носит крайне разнородный характер. Напомним, что в него вошли альянс "Наша Молдова" (в 2003 году его создали Альянс независимых, возглавляемый Серафимом Урекяном, Либеральная партия во главе с бывшим замминистра внутренних дел Вячеславом Унтилэ и Социал-демократический альянс Думитру Брагиша), Демократическая партия, возглавляемая Думитру Дьяковым, и Социал-либеральная партия во главе с бывшим пресс-секретарем министра иностранных дел Олегом Серебряном.
Достоинство коалиции - способность в результате объединения на широкой основе провести в парламент значительное количество депутатов, не потеряв голоса из-за высокого избирательного барьера - может сейчас стать недостатком, снизить устойчивость новой фракции. Именно поэтому молдавский политолог Сергей Назария считает, что "недостающие голоса они (коммунисты) легко могут позаимствовать у того же блока "Демократическая Молдова", так как он объединяет довольно разношерстные политформирования - от центристов до национал-либералов".
Впрочем, пока оппозиция заявляет о нежелании участвовать в президентских выборах, публично давая понять, что рассчитывает на роспуск парламента. Однако обращает на себя внимание тот факт, что ХДНП отказывается создавать оппозиционную коалицию с демократами, которых она ранее упрекала в пророссийских симпатиях.
Что касается России, то на "молдавском направлении" ее активность можно рассматривать, скорее, как неудачную. Успехом можно считать лишь утрату коммунистами безусловного доминирования в политической системе Молдавии. В молдавском парламенте появляется противовес коммунистам в лице "Демократической Молдовы", которая в определенной степени обязана своим успехом поддержке со стороны России. В то же время все остальные итоги выборов выглядят для России не слишком утешительно.
Во-первых, коммунисты сохранили контроль над парламентом и правительством страны и остаются ведущей политической силой страны.
Во-вторых, пророссийский характер "Демократической Молдовы" носит весьма условный характер - лидеры блока неоднократно заявляли о том, что выступают за европейскую интеграцию Молдавии и лишь воздерживаются от противопоставления "пророссийской" и "прозападной" ориентаций во внешней политике. Более того, входящие в блок либералы Унтиле в большей степени выступают за сближение с Румынией, а социал-либералы Серебряна - с Европой. В то же время последовательно пророссийские политические силы - "Патрия-Родина" и "Равноправие" - повторили ошибку центристов четырехлетней давности, пойдя на выборы двумя списками. Если бы они объединились, то имели бы неплохие шансы преодолеть 6-процентный барьер.
В-третьих, крайне жесткая линия молдавских властей в отношении наблюдателей из России и Белоруссии не встретила сколько-нибудь значительных протестов за пределами этих стран. Напомним, что только накануне выборов из страны были депортированы 46 белорусских и около 100 российских граждан, объявивших о том, что они намерены выступить в качестве наблюдателей по линии временной миссии неправительственной организации по наблюдению за выборами в странах СНГ (CIS/EMO) - организации, которая в прошлом году признала законность победы Виктора Януковича на президентских выборах в Украине. Часть из них была до высылки блокирована в железнодорожных вагонах без отопления и питания.
Ранее молдавские власти не допустили на выборы официальных наблюдателей из СНГ: в результате российские представители присутствовали при голосовании только в составе миссий ОБСЕ и ПАСЕ. Из страны были высланы и российские политтехнологи, сотрудничавшие с оппозицией: двое из них были арестованы. Все это вызвало резкие протесты со стороны официальных российских структур (МИД, парламент) и поставило вопрос о введении санкций против Молдавии.
В то же время Запад фактически согласился с точкой зрения молдавских властей, которые утверждали, что в стране некие силы пытались создать организованное сопротивление власти. Высылка российских и белорусских граждан объяснялась следующим образом: организованные группы людей двигались в сторону Кишинева из-за границы, используя железнодорожный и автомобильный транспорт. При пересечении границы они называли себя наблюдателями, но не имели аккредитации ЦИКа Молдавии. "Поэтому во избежание использования организованных групп молодежи, доставляемых из-за рубежа в планах поствыборной дестабилизации, официальные власти препятствуют их въезду в Молдавию", - утверждал источник в правительстве страны.
Впрочем, Владимир Воронин сразу после подведения итогов выборов заявил, что Молдавия готова делать любые шаги в сторону России для урегулирования приднестровского конфликта. Однако он подчеркнул, что хотя Молдавия и "не противопоставляет свою политику интересам России", но считает, что "РФ должна строить свои отношения с Молдавией как с суверенным независимым государством, а не как с бывшей советской республикой". По словам президента, четыре последних года Кишинев "предлагал великой России различные варианты решения приднестровской проблемы, однако они остались без внимания". Воронин вновь утверждал о "вмешательстве извне" в ход подготовки и проведения парламентских выборов в Молдавии. В частности, он обвинил в таком вмешательстве центральные российские телеканалы. Подобные высказывания свидетельствуют о том, что напряженность в двусторонних отношениях может продолжаться и после выборов.
Таким образом, молдавские власти подчеркивают приоритет европейской интеграции. Однако в настоящее время эта перспектива выглядит достаточно проблематичной - не столько из-за экономической отсталости страны по сравнению с большинством европейских государств, сколько вследствие нерешенности приднестровского вопроса (в состав объединенной Европы могут войти только государства, не имеющие территориальных проблем). Существуют серьезные сомнения, удастся ли коммунистам решить этот вопрос - за последние четыре года они так и не смогли продвинуться в данном направлении.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.