Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
13.11.2006 | Алексей Макаркин
Южная Осетия: конкуренция выборов
В Южной Осетии прошел референдум о независимости, совмещенный с выборами президента непризнанной республики. Их результаты можно было предсказать заранее – голосование «за» на референдуме и избрание на новый срок действующего президента Эдуарда Кокойты. В ответ Грузия организовала «параллельные» выборы осетинского лидера, в которых участвовали лояльные Тбилиси политики. Кроме того, грузинские власти продемонстрировали свое миролюбие в отношении Цхинвали, переместив главного тбилисского «ястреба» Ираклия Окруашвили с поста министра обороны на должность главы минэкономразвития (также это определенный примирительный жест в сторону России, для которой Окруашвили является, пожалуй, большим «аллегреном», чем Саакашвили). Его преемником стал Давид Кезерашвили, ранее возглавлявший финансовую полицию.
Напомним, что Окруашвили обещал встретить Новый год в Цхинвали, что было расценено как демонстрация агрессивных намерений Тбилиси. Теперь же Грузия стремится не совершить блицкриг (который вызовет жесткую ответную реакцию России и не устраивает главных партнеров режима Михаила Саакашвили – США), а создать альтернативу власти Эдуарда Кокойты, которую можно было бы использовать для доказательства тезиса о том, что цхинвальский режим не может говорить от имени всего населения Южной Осетии. Если в Цхинвали и осетинских селах выбирали Кокойты, то в грузинских селах Южной Осетии голосовали за бывшего премьера Южной Осетии Дмитрия Санакоева, который сейчас ориентирован на Тбилиси и обвиняется цхинвальскими властями в измене. Кроме того, на стороне Грузии действует «Союз национального спасения Южной Осетии», возглавляемый бизнесменом Владимиром Санакоевым. Председателем «прогрузинского» избиркома стал Урузмаг Каркусов, брат бывшего главы МВД Южной Осетии Джемала Каркусова, также нашедшего убежище в Грузии после своего бегства из цхинвальской тюрьмы. Судя по всему, у прогрузинских сил есть симпатизанты и в Цхинвали. Так, накануне выборов был арестован бывший председатель Верховного суда и министр юстиции Южной Осетии Алан Парастаев, который уже признался в том, что в Тбилиси ему якобы обещали 7,5 млн. долларов за физическое уничтожение Кокойты.
Сам факт проведения «официальных» и «альтернативных» выборов в Южной Осетии не только является следствием стратегии, выбранной грузинской стороной, но и серьезных процессов, происходящих в югоосетинском обществе. Напомним, что пять лет назад в республике прошли весьма демократичные выборы, на которых сменился ее глава – Кокойты убедительно опередил тогдашнего президента Людвига Чибирова, занявшего лишь второе место и пропустившего вперед спикера парламента коммуниста Станислава Кочиева. Кстати, четвертое место на этих выборах занял ныне арестованный Парастаев, а Дмитрий Санакоев был премьером при Чибирове. Теперь же очевидно превращение Южной Осетии в типичную «осажденную крепость», когда президентские выборы проходят формально (сейчас у Кокойты нет реальных соперников, так что почти вся агитация, которая в последние дни велась в Южной Осетии, касалась участия ее жителей в выборах). Определенная часть оппозиции в этих условиях вынуждена обращаться за помощью к Тбилиси, дискредитируя себя в глазах многих соотечественников.
Официально тбилисские власти дистанцировались от альтернативных выборов. Однако МИД России считает, что «имеются основания для прогноза, что формируемое альтернативное руководство будет де-факто признано Тбилиси и объявлено единственным законным представителем населения Южной Осетии со всеми вытекающими из этого последствиями». И в случае формирования альтернативного руководства в Южной Осетии грузино-осетинский конфликт может принять необратимый и «горячий» характер, считают в российском МИДе. При этом грузинские власти обещают предоставить Южной Осетии – как и Абхазии – широкую автономию, которая, однако, не устраивает лидеров и большинство политических элит этих непризнанных государств.
Международное сообщество в лице европейских стран и США заранее заявило о непризнании результатов референдума и выборов. В заявлении госдепартамента США говорится, что «международное сообщество ясно заявило о том, что Южная Осетия является частью Грузии и статус Южной Осетии должен определяться внутри границ Грузии». При этом администрация Буша высказала негативное отношение к факту проведения референдума и президентских выборов в Южной Осетии. В ответ Кокойты заявил, что «мнение США сегодня Южной Осетии не столь важно» и добавил: «США - первые, кто применяет политику двойных стандартов по отношению к Южной Осетии, США - первые, кто готовят вооруженные силы Грузии и финансируют министерство обороны Грузии».
Российские наблюдатели признали референдум и выборы Кокойты легитимными. В то же время Кремль не торопится признать их результаты, так как подобное решение было бы расценено в мире как попытка аннексии части грузинской территории. Министр обороны, вице-премьер России Сергей Иванов заявил, что Россия признает территориальную целостность Грузии, и Абхазия и Южная Осетия находятся в границах Грузии. Однако за прошедшее время Грузия ничего не сделала для налаживания диалога со своими автономиями. «И слишком мало времени прошло, чтобы забыть кровавые события начала 90-х годов, этнические чистки осетинского и абхазского населения», - добавил министр обороны России. При этом в ходе освещения выборов и референдума в российском информационном пространстве (в первую очередь, на телевидении) полностью доминировала осетинская точка зрения.
Референдум и выборы в Южной Осетии вряд ли приведут к серьезным изменениям в ситуации в регионе – неопределенный статус непризнанного государства они изменить не в состоянии и разве что позволяет президенту Кокойты еще более укрепить свой режим. Арест Парастаева может стать «знаковым» для всех возможных оппонентов югоосетинского лидера, которые в условиях «осажденной крепости» автоматически приравниваются к грузинским агентам. Альтернативный же глава республики Дмитрий Санакоев не будет всерьез воспринят никем из реальных игроков, имеющих отношение к конфликту, хотя и может быть использован Тбилиси для того, чтобы попытаться снизить степень легитимности режима Кокойты.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.