Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
16.11.2006 | Алексей Макаркин
Роберт Гейтс – новый министр обороны США
Поражение республиканцев на выборах в Конгресс США, одной из основных причин которой стала непопулярность начатой и ведущейся республиканской администрацией иракской войны, привела к отставке Дональда Рамсфелда с поста министра обороны. Рамсфелд был одним из основных «авторов» этой войны – он и принял на себя ответственность за то, что американские войска, успешно разгромив армию Саддама Хусейна, затем «завязли» в Ираке. 52% опрошенных в начале октября CNN американцев сочли, что Буш должен отправить в отставку Рамсфелда. Против этого высказались 33%. Можно провести параллель с Робертом Макнамарой, который был вынужден покинуть пост министра обороны США из-за общественного недовольства войной во Вьетнаме.
Напрашивается и другая параллель. Если Макнамару сменил на посту министра Кларк Клиффорд, который критиковал действия американской военного ведомства во вьетнамской войне, то на смену Рамсфелду пришел Роберт Гейтс, известный своим критичным отношением к идеологизации внешней политики США. Напомним, что Рамсфелд принадлежал к неоконсервативному крылу в республиканской партии – как и вице-президент Дик Чейни, и постоянный представитель США при ООН Джон Болтон (которого считают следующем «кандидатом на вылет» из команды Буша), и нынешний глава Всемирного банка (а до этого заместитель Рамсфелда в Минобороны) Пол Вулфовиц. Именно неоконсерваторы выступили главными инициаторами борьбы с «осью зла», составными частями которой были признаны саддамовский Ирак, Иран и Северная Корея. Однако военная победа над одной из составляющих «оси» не привела к повышению уровня международной стабильности. Скорее, наоборот – Ирак стал полигоном для действий различных террористических групп, направленных, в частности, против военнослужащих коалиционных сил.Неоконсерватора Рамсфелда сменяет «просто консерватор» Гейтс, имеющий огромный опыт работы на государственной службе, в том числе в качестве аналитика – то есть человека, для которого идеологизация является серьезным препятствием в профессиональной деятельности.
Будучи «правоверным» республиканцем, он не входил в состав нынешней администрации США и не принадлежал к сторонникам начала иракской войны. Другое дело, что это не облегчает решение поставленной перед ним задачи – обеспечить решение «иракского вопроса» к следующим президентским выборам. Напомним, что Клиффорду решить вьетнамскую проблему так и не удалось.
Бывший директор ЦРУ
Роберт Джордж Гейтс родился в 1943 году. Окончил колледж Уильяма и Мэри со степенью бакалавра искусств, университет штата Индиана со степенью магистра в области истории восточноевропейских стран. Уже работая в ЦРУ, получил степень доктора философии в области русской и советской истории в Джорджтаунском университете.
С 1966 года работал в ЦРУ, начал службу в качестве эксперта-аналитика. Работал членом штаба специального помощника директора ЦРУ по сокращению стратегических вооружений и одним из двух помощников офицера национальной разведки по стратегическим программам. В 1974-1979 годах работал в Совете национальной безопасности (СНБ). В 1979 году вернулся в ЦРУ, был назначен офицером национальной разведки по Советскому Союзу (то есть главным экспертом ЦРУ в данной области в ранге члена Совета национальной разведки).
Карьера Роберта Гейтса ускорилась после того, как президент США Рональд Рейган в 1981 году назначил директором ЦРУ Уильяма Кейси. В том же году Гейтс стал руководителем исполнительного штаба при директоре ЦРУ. С января 1982 года он был назначен заместителем директора ЦРУ по разведке. С сентября 1983 года, одновременно, председатель Совета национальной разведки. С 1986 года - первый заместитель директора ЦРУ (до марта 1989 года). Кейси, работавший в разведке только во время второй мировой войны, нуждался в профессиональном сотруднике, имеющим опыт работы внутри ЦРУ, которым и стал Гейтс. Результаты работы республиканской команды во главе разведки США можно, в целом, оценить положительно - в этот период авторитет ЦРУ в американском обществе вырос после тяжелейшего кризиса 70-х годов. И даже такой масштабный скандал, как «Ирангейт», не стал фатальным для разведывательного ведомства.
В период болезни Кейси, в декабре 1986 - мае 1987 Гейтс исполнял обязанности директора ЦРУ. Президент Рейган выдвинул его кандидатуру на пост директора ЦРУ, однако во время процедуры утверждения его кандидатуры в Конгресс Гейтс взял самоотвод в связи с тем, что ЦРУ, в котором он занимал руководящую должность, в это время было вовлечено в «Ирангейт». Однако доказать вину Гейтса в этих событиях так и не удалось – ответственность за нарушение законов при тайных поставках оружия в Иран и перечислении части средств на запрещенную Конгрессом помощь никарагуанским «контрас», легла на высокопоставленных сотрудников Совета национальной безопасности и на скончавшегося Кейси.
Эти события лишь незначительно повлияли на карьеру Гейтса. После формирования администрации Джорджа Буша-старшего он вновь перешел в Совет национальной безопасности, став заместителем помощника президента Брента Скоукрофта. В это время в СНБ директором отдела по «советскому блоку» была Кондолиза Райс – как и Гейтс, профессиональный советолог. В 1991 году он все же стал директором ЦРУ – при этом Гейтсу очень повезло. Во-первых, его руководство разведывательным ведомством совпало с крушением СССР, и уже в октябре 1992 Гейтс стал первым директором ЦРУ, посетившим московский Кремль — во время своего визита в Россию он встречался с президентом Борисом Ельциным и директором Службы внешней разведки Евгением Примаковым. Во-вторых, он ушел в отставку в январе 1993 года, после поражения на выборах республиканской администрации и до ареста Олдрича Эймса, самого известного «крота» КГБ в ЦРУ (за этот скандал волну критики пришлось выдерживать Джеймсу Вулси, преемнику Гейтса по руководству разведкой).
Покинув государственную службу, Гейтс читал лекции в ряде американских университетов — Гарвардском, Йельском, Джона Хопкинса, Вандербильдта, Джорджтаунском, штата Индиана, штата Луизиана, штата Оклахома, в колледже Уильяма и Мэри. Также вошёл в число попечителей благотворительного фонда, организованного при этом учебном заведении — своей alma mater, где также получил степень почётного доктора в области гуманитарных наук. Написал книгу мемуаров «Из тени». Продолжал поддерживать контакты со своими коллегами по республиканской администрации начала 90-х годов: Джеймсом Бейкером, Брентом Скоукрофтом, а также и со старшим Бушем (он является другом семьи Буш). В 1999-2001 исполнял обязанности декана Школы администрирования и общественного управления имени Джорджа Буша-старшего при университете A&M (Техасском университете агрономии и механизации – одном из крупнейших учебных заведений западной части США). 1 августа 2002 стал президентом это университета.
Джордж Буш-младший, судя по всему, по рекомендации своего отца, уже приглашал Гейтса вернуться на государственную службу. В начале 2005 года он отказался от предложения занять пост директора национальной разведки США - координатора деятельности американских спецслужб. По мнению экспертов, этот пост связан с большой ответственностью при отсутствии реальной власти (директор ЦРУ по-прежнему остается более влиятельной фигурой) – этот факт мог стать серьезным мотивом для отказа. Кроме того, Гейтс сравнительно незадолго до этого возглавил университет, и вряд ли рассчитывал так быстро покинуть престижную должность.
«Умеренный» эксперт
Гейтс является видным экспертом в области внешней политики, член Совета по международным отношениям. В 1996 оду он возглавлял созданную по инициативе республиканского руководства Конгресса США комиссию, которая должна была оценить степень угроз, исходящих от стран, способных стать обладателями ядерного оружия. Комиссия подтвердила мнение аналитиков ЦРУ, что должно пройти от 10 до 15 лет, прежде чем какая-либо держава, помимо России и Китая, сможет создать ракету, способную донести ядерный боезаряд до основной территории США. В выводах комиссии говорилось, что «имеющиеся данные еще больше укрепляют её во мнении, что времени, чтобы подготовиться к неожиданностям, более чем достаточно».
Эта точка зрения вызвала решительное несогласие Дональда Рамсфелда (в то время не занимавшего постов на госслужбе, но также бывшего видным экспертом), настоявшего на создании новой комиссии под собственным руководством, которая пришла к иным выводам — что угроза может наступить уже через пять лет, причём подготовка к нападению способна происходить втайне от США. Выводы комиссии Рамсфелда легли в основу проекта создания американской НПРО, а результаты работы комиссии Гейтса были отправлены в архив. Именно в это время впервые выявилась разница в подходах между «идеологизированным» неоконсерватором Рамсфелдом и более прагматичным Гейтсом, который принадлежит к разведывательной корпорации и привык доверять выводам ее представителей.
Прагматизм Гейтса проявился и в период президентства Буша-младшего. В 2004 году вместе со Збигневом Бжезинским подготовил доклад, в котором высказался за «мягкий» курс в отношении Ирана. В докладе говорилось, что «отсутствие контактов с Ираном наносит вред американским интересам в одном из наиболее важных регионов мира. Должен быть установлен прямой диалог с Тегераном по ряду вопросов, вызывающих взаимную озабоченность». Авторы полагали, что США не следует увязывать возобновление диалога с разрешением тогдашнего кризиса вокруг ядерной программы Ирана. Они считали, что сам факт такого диалога станет эффективным антикризисным средством. Предлагалось согласиться с предложением Евросоюза разрешить Ирану приобретать обогащенный уран по рыночным ценам при сохранении строго контроля со стороны МАГАТЭ за иранской ядерной программой. Впрочем, эти рекомендации были даны до прихода к власти в Иране Махмуда Ахмадинежада, резко активизировавшего ядерную программу – в это время президентом страны был Мохаммад Хатами, которого на Западе называли «аятолла Горбачев».
Кроме того, авторы доклада предлагали как можно быстрее создать палестинское государство. Они также рекомендовали оказать давление на Израиль, запретив ему предпринимать какие-либо военные акции против иранских ядерных объектов, доказывая, что этими действиями Израиль подорвет национальные интересы США. Гейтс считается сторонником сближения США с арабскими странами, но точка зрения эксперта далеко не всегда реализуется после его перехода на госслужбу. В любом случае, будущему министру обороны придется выстраивать отношения и с Израилем как стратегическим партнером США в регионе.
В том же 2004 году Гейтс выступил в New York Times с критикой политики властей США по сокращению в целях безопасности количества виз, выдаваемых иностранцам, желающим учиться в Америке. Тогда он выразил уверенность в том, что «защита нашей страны требует не только мер безопасности. Мы должны выиграть войну еще и на идейном уровне. Именно поэтому мы не имеем права спокойно созерцать, как визовая система не отличает студентов и учёных от лиц, представляющих опасность… Помимо того что под угрозой наши экономические, научные и политические интересы, мы рискуем еще и потерять своих союзников в будущем». И в этом вопросе Гейтс расходится с наиболее последовательной частью неоконсерваторов, которые выступают за приоритет безопасности страны над ее задачами в гуманитарной сфере.
В марте этого года Гейтс вошел в учрежденную Конгрессом Группу по изучению Ирака, также известную как Комиссия Бейкера. В задачу этой комиссии, возглавляемой бывшим госсекретарем Джеймсом Бейкером, входит «выработка новых подходов и решений проблем, возникающих вокруг Ирака». Официальное заключение комиссии должно быть опубликовано после выборов в конгресс, однако из явно санкционированных утечек известно, что члены Комиссии Бейкера будут рекомендовать руководству США постепенный вывод американских войск из Ирака и стоять за то, чтобы «начать работу по постепенному вовлечению сил сопротивления в легальное политическое поле». Таким образом, речь идет о развитии курса, который американские власти приняли в 2004 году, когда начался диалог с представителями суннитской общины страны (до этого ее интересы фактически игнорировались).
Перспективы будущего министра
Рамсфелд в качестве министра обороны был сильной фигурой, опиравшейся на поддержку президента и часто недостаточно учитывавшей мнение как законодателей, так и военной корпорации. Многие генералы были недовольны министром, который считал, что армия ХХ века должна быть принципиально реформирована в направлении принципиального усиления высокотехнологичной составляющей. «Армия Рамсфелда» действительно смогла занять Афганистан и Ирак, но сталкивается с серьезными проблемами в антипартизанской деятельности в этих же странах.
Гейтс же не претендует на роль автора глобальных концепций, зато считается опытным мастером компромиссов. Представитель администрации США на условиях анонимности заявил, что «Гейтсу не привыкать работать в условиях противостояния между президентом и конгрессом. Пока конгресс контролировали республиканцы, его талант мастера компромиссов оставался невостребованным. Но сегодня, когда в конгрессе командует оппозиция, нам нужен именно такой человек, как Роберт Гейтс». Американские законодатели настроены по отношению к Гейтсу достаточно позитивно. Его кандидатура не вызывает особых возражений не только у республиканцев (что неудивительно), но и у демократов.Так, председатель комитета по вооруженным силам сената республиканец Джон Уорнер пообещал, что процесс утверждения нового министра «пройдет без проволочек» и Гейтс сможет занять свой пост еще до нового года. Член этого же комитета сенатор-демократ Карл Левин также выступает за скорейшее утверждение Гейтса. «Он хорошо знает Ирак и разбирается в путях решения иракской проблемы», - считает политик. «Я приветствую эту перемену и полагаю, что это даст новый старт поискам решения иракской проблемы», – считает будущий спикер Палаты представителей Ненси Пелоси. По мнению сенатора-демократа от штата Невада Гарри Рейда, страна выиграет от нового шефа Пентагона. «Я предвкушаю работу с этим человеком», – заключил он, отметив, что демократам придется работать и с президентом Бушем, чтобы узнать, как новый министр сможет изменить нынешний политический курс администрации в Ираке. Таким образом, препятствием для утверждения Гейтса в качестве министра может стать разве что серьезный «неполитический» компромат, который в американской политической практике мешает занять место на государственной службе.
Довольны новым назначением и представители военной корпорации. «Новый министр будет, по крайней мере, нас слушать, - заявил на условиях анонимности The New York Times «один действующий четырехзвездный генерал». – Бывший министр Рамсфельд, откровенно говоря, слушал только самого себя».
Понятно, что главной проблемой дл нового министра станет иракская – представляя кандидата сенаторам, президент Буш, представляя сенаторам подчеркнул: «Этот человек предложит новые пути достижения целей, стоящих перед нами в Ираке». На этом фоне другие темы приобретают относительно второстепенный характер, включая и взаимоотношения с Россией. Впрочем, по мнению представителя исследовательского института США Heritage Foundation Ариэля Коэна, с приходом Гейтса на пост главы Пентагона будет предпринята попытка расширения военно-политического сотрудничества России и США: «Роберт Гейтс – советолог, он хорошо знает российское руководство периода Горбачева–Ельцина, даже еще раньше. Он был среди прочего и аналитиком по России. Конечно, во многом все будет зависеть от курса администрации США, но, думаю, им будет предпринята попытка расширить военное и военно-политическое сотрудничество с Россией». Такая оценка носит весьма осторожный характер, что неудивительно – роль любого министра «уходящей» администрации в американской политике по определению значительно меньше, чем в только что победившей на выборах. Кроме того, напомним, что назначение на пост госсекретаря США специалиста по России Кондолизы Райс не привело к улучшению двусторонних отношений.
Обращает на себя внимание тот факт, что карьера Гейтса несколько напоминает продвижение по службе его российского коллеги Сергея Иванова, который ранее также работал в разведке, в том числе в качестве аналитика. Однако «личностный» фактор в условиях непростых отношений между странами, носит второстепенный характер. Можно предположить, что серьезных изменений в двусторонних оборонных отношениях после приход нового министра не произойдет.
Алексей Макаркин – заместитель генерального директора ЦПТ
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.