Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
26.01.2007 | Виталий Портников
Антитандем
Решение президента Киргизии Курманбека Бакиева не выдвигать кандидатуру Феликса Кулова на пост премьер-министра страны автоматически поставило крест на политическом союзе, гарантировавшем относительную стабильность нынешней киргизской системы управления. Эта стабильность обеспечивается вовсе не конституцией, не количеством преданных президенту или бывшему премьеру депутатов в парламенте и не экономическими успехами или неудачами. Она была гарантирована пактом о ненападении, который заключили Бакиев и Кулов перед президентскими выборами, проведенными вскоре после свержения Аскара Акаева.
Суть соглашения проста – Кулов поддерживает Бакиева и становится премьер-министром после победы последнего на выборах. В случае если один из участников соглашения теряет свой пост, другой добровольно покидает должность.
Таким образом, отказавшись предлагать парламентариям кандидатуру Кулова, президент Бакиев должен был бы заявить и о собственной отставке. Но, естественно, он расставаться с властью не собирается. И это, на первый взгляд, логично – в отличие от Кулова, Бакиев является общенародно избранным президентом страны. И отказ от полномочий – вопрос конституционного характера, а не политических договоренностей. Если бы президенты подавали в отставку всякий раз, когда им не удавалось договориться с парламентариями о кандидатуре премьер-министра, наступил бы хаос. Президент – гарант закона, а не договоренностей даже с очень авторитетным политиком.
Но на самом деле это не так. Главным результатом любой «цветной революции» является замена институтов закона, судопроизводства, парламентской демократии на право сильного. Тот же Бакиев сохранил власть во время «второй» революции в Киргизии только благодаря поддержке Кулова. Возможность вернуть часть из отобранных депутатами полномочий у него появилась также благодаря отставке премьер-министра, открывшей путь к одобрению «улучшенной» редакции основного закона. И теперь, в случае третьего неутверждения Кулова премьер-министром, у президента появлялась возможность распустить депутатский корпус, избранный еще при Акаеве, и провести внеочередные парламентские выборы. Но в этот самый момент Бакиев Кулова кинул – в лучших постсоветских традициях. На что рассчитывал Кулов, понять трудно. Почему Бакиев мог кинуть Акаева, своих соратников по оппозиции, которых он методично выдавил из власти, а его – нет?
Теперь осталось только проверить, насколько продуманным был этот шаг киргизского президента. Сумеет ли он сохранить власть в стране, отправив в оппозиционный лагерь одного из самых популярных киргизских политиков и нарушив соглашение о фактическом разделении власти, или же вскоре сам отправится в политическое небытие, уступив новому давлению улицы? Нередко бывает, что получивший наконец почти все лидер переоценивает свои силы, и шаг, кажущийся триумфом, оборачивается провалом. Но кто из тандемапереоценил свои возможности – Бакиев или Кулов – станет ясно только со временем.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.