Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

05.02.2007 | Татьяна Становая

Пресс-конференция Владимира Путина

1 февраля в Кремле прошла очередная пресс-конференция Владимира Путина для российских и иностранных журналистов. Ожидалось, что пресс-конференция станет «политическим завещанием» Владимира Путина, а содержательно в ней будут преобладать внутриполитические темы. Однако ожидания оправдались лишь частично: президент говорил только то, что считал нужным, и был традиционно закрытым в вопросах внутренней политики (хотя при этом сказал достаточно много нового) и весьма разговорчивым в социально-экономических вопросах и проблемах внешней политики. Анализ заявлений президента позволяет сформулировать некоторые аспекты видения Владимиром Путиным новой российской политической власти после 2008 года, а также его отношение к этому уже сейчас.

Нынешняя пресс-конференция значительно отличалась от предыдущей по содержанию и эмоциональному фону. Год назад на первом месте находились темы внешней политики: они вызывали наиболее бурную, часто негативную и острую реакцию президента. Россия входила в год с масштабными международными проектами в области энергетики, ядерной отрасли, после шоковой «газовой войны» с Украиной и при этом наталкивалась на негативную и скептическую реакцию значительной части мирового сообщества. Все это приобретало особую актуальность в контексте председательства России в G8 и заставляло уделять больше внимания позиционированию России как полноценного субъекта мировой политики.

В этот раз слова Путина о внешней политике были гораздо более миролюбивыми и спокойными. Почти ни разу не были упомянуты США, даже при поступлении по сути провоцирующих к этому вопросов (о недоброжелателях). Минимального внимания удостоились российско-европейские отношения. По сравнению с прежней пресс-конференцией основная доля внешнеполитической тематики затрагивала проблемы стран СНГ. Прежде всего, это касалось перехода на рыночные отношения. Президент опроверг мнение, что Россия «окружает себя кольцом» недружественных государств и максимально мягко высказался о «дружбе» с Белоруссией, фактически переложив ответственность за отсутствие Союза на Александра Лукашенко. Владимир Путин также не исключил создания газотранспортного консорциума с Украиной и рассказал о «революционных» предложениях Виктора Януковича (подробнее об этом в материале ниже). Наконец, положительные сдвиги были отмечены и в отношениях России и Грузии. Все высказывания были подчеркнуто миролюбивы и корректны в отношении стран, с которыми у России последнее время складывались не самые простые отношения. Единственной сенсацией в сфере внешней политики стало заявление Владимира Путина о готовности России подумать над предложением Ирана о создании «газового ОПЕК».

Однако гораздо больше интереса у аудитории (как в прямом, так и в более широком смысле) вызывали вопросы внутренней политики: ведь нынешняя пресс-конференция - последняя в условиях неясности решения проблемы-2008. Однако президент сделал все, чтобы эта неясность сохранилась: вопросы о 2008 годе, преемнике, политическом будущем Путина раздражали. Это и понятно: внесение какой-либо ясности сразу негативно скажется на политическом положении самого президента, избегающего положения «хромой утки». Гораздо охотней Владимир Путин отвечал на вопросы, связанные с текущей социально-экономической ситуацией в стране, желая предстать перед журналистами как действующий, а не уходящий президент. Однако это не помешало Владимиру Путину сделать важнейшие внутриполитические политические заявления, напрямую связанные с проблемой-2008. vПрезидент вновь подтвердил, что уходит. При этом стало заметно, что президент начинает мыслить в категориях исторической миссии, в рамках которой необходимо передать эстафету. Путин дает понять, что никаких альтернативных вариантов смене президента в 2008 году не рассматривается (хотя, конечно, исключать их в полной мере нельзя). Владимир Путин пытается подвести итоги своего правления, что частично и было сделано. Сюда он отнес снижение темпов инфляции, снижение зависимости экономики страны от внешнеэкономической конъюнктуры, рост капитализации российских предприятий, укрепление власти и территориальной целостности. Под конец своей вводной речи Владимир Путин дал понять, что основные достижения его работы оказываются подвержены политическим рискам 2007-2008 годов, и он видит свою задачу в снижении этих рисков. «Задача сегодня заключается в том, чтобы, несмотря на все проблемы, которые неизбежно у нас возникнут в связи с событиями политического характера конца 2007 и начала 2008 годов, несмотря на все эти перипетии, сохранить высокие темпы развития российской экономики и достижения тех целей, которые нами поставлены для того, чтобы сделать жизнь наших людей, граждан Российской Федерации, лучше», - заявил Путин.Владимир Путин обозначил определенные рамки работы будущего президента, сформулировав повестку дня и формат работы своего преемника.

Во-первых, президент ожидает от будущего главы страны преемственности в проведении государственной политики. Это касается в первую очередь социально-экономической жизни страны и тех приоритетов, которые были определены при нынешнем президенте. Это рост уровня и качества жизни населения, развитие открытой и либеральной экономики, наращивание золотовалютных резервов и стабфонда, решение демографической проблемы и продолжение реализации национальных проектов.

При этом президент выстроил либеральную концепцию проведения социально-экономической политики в России, усилив этот элемент государственной политики в целом и поддержав либеральные направления в работе российского правительства. Так, проблему бедности президент предложил решать ростом экономики, а не усилением распределительных функций государства. Однозначно дана поддержка либерализации валютного курса ЦБ. На фоне возврата к жесткой бюджетной политике, сохранности стабфонда можно предположить, что Владимир Путин хотел бы видеть экономическую политику будущего правительства скорее либеральной по содержанию, и «технической» по роли. Задавая заранее набор проблем для повестки дня, президент пытается минимизировать идеологические споры внутри власти.В то же время де-факто российская экономическая политика остается дирижистской и в таком качестве лишь укрепляется. Не исключено, что усиление либерализма в словах Владимира Путина есть стремление сбалансировать общую экономическую политику: президент не дает ей перейти определенные рамки и закрепляет наиболее важные направления, прежде всего, в финансово-экономической сфере, в либеральном русле.

Во-вторых, президент ждет от власти эффективности. Интересно, что угрозу этой эффективности он видит не столько в работе бюрократии и чиновничества, а также проблемах коррупции, сколько в потенциальных политических противостояниях между ветвями власти. Показательно, что нынешнее правительство получило от президента весьма лестные оценки вопреки его критике со стороны экспертов за неспособность принимать решения. Успехи развития России президент назвал «результатом целенаправленной, осмысленной деятельности Правительства Российской Федерации и Центрального банка страны», взяв, таким образом, под защиту ЦБ, ставший объектом нападок в известных письмах Френкеля.Иными словами, основной угрозой работы власти президент считает не столько ее способность принимать решения, сколько воздействие на ее деятельность публичной политики. Дабы минимизировать этот риск президент призывает к консолидации всех ветвей власти. «Я говорил о том, что будущая власть после выборов 2008 года должна быть консолидированной и должна быть эффективной. Давайте вспомним середину 90-х годов, когда, как в известной басне, лебедь, рак и щука в разные стороны тащили, а страна стояла на месте. Когда разные ветви власти удовлетворяли только свои политические амбиции, говорили о реформах, но мало что делали».

Тема консолидации власти – центральная в выступлении президента и, как видно, Владимир Путин ставит ее во главу угла при формировании новой системы власти после 2008 года. Консолидация, судя по всему, строится на нескольких элементах.

Первое – минимизация во времени «переходного периода», при котором действующий президент становится «хромой уткой», а будущий наращивает свое влияние, но при этом еще не формализовал свое правление. Тем самым президент исключает вероятность, при которой реальная власть постепенно перераспределяется в пользу преемника, а он до конца своего срока остается безальтернативным и моноцентричным лидером страны, вокруг которого консолидирована элита. Известно, что фигура преемника в любом случае не будет консенсусной для правящей группы, и, значит, Владимиру Путину важно как вывести самого преемника из-под политических нападок оппонирующих групп влияния, так и не подставив себя. Как заявил Владимир Путин, он назовет свои политические предпочтения в пользу того или иного кандидата, то есть назовет преемника, не ранее начала избирательной кампании. До этого никакой окончательной ясности в отношении преемника, скорее всего, не будет. Кроме того, снижена вероятность использования схемы 1999 года, когда преемник перед своим избранием возглавлял кабинет министров. «Все, кому надо, уже на своих постах работают», - заявил Путин, отвечая на вопрос о возможном служебном повышении кандидата в президента.

Второе – обеспечение межпартийного консенсуса в отношении преемника. Президент дал понять, что предпочтительным вариантом была бы совместная поддержка преемника со стороны двух политических партий – «Единой России» и «Справедливой России». Таким образом, никакой конкуренции преемников либо «партийных преемников» не будет. Более того, партийная система реформируется, и доминирующее место в партийной системе займут управляемые пропрезидентские партии, способные, с одной стороны, обеспечивать плюрализм идеологий, но, с другой стороны, предотвращать политические угрозы для президентской и исполнительной власти. «Старожилы» при таком развитии событий, постепенно будут маргинализироваться. Интересно, что Владимир Путин ни разу не упомянул другие партии, кроме «Единой России» и «Справедливой России».

Не исключено, что в перспективе президент видит формирование двухпартийной системы, при которой обе партии были бы консенсусны в отношении основных направлений государственной политики президента, но при этом конкурентны с точки зрения методов решения государственных задач. Владимир Путин признал значительную роль «Единой России», но при этом высказался положительно и о появлении «Справедливой России». «Я не собираюсь кого-то нахваливать, но если бы не было взаимопонимания по ключевым вопросам развития между «Единой России» и правительством, таких результатов не было бы», - заявил президент РФ на пресс-конференции. Он подчеркнул, что речь идет о тех результатах, которые страна достигла за прошлый год. «Значение и роль «Единой России» в поступательном движении и развитии России значительные, как бы мы не поругивали депутатский корпус», - отметил Путин.

Из этого можно сделать вывод, что значительная роль «Единой России» в последующие годы сохранится. В то же время наряду с «Единой России» свои позиции будет укреплять и «Справедливая». Путин отметил, что приветствует появление партии. При этом он дал понять, какую роль отводит каждой из них. «Я разницу (между «Единой Россией» и «Справедливой Россией») вижу. Чего греха таить, всем хорошо известно, что я принял самое прямое участие в создании «Единой России» и помог этой политической партии встать на ноги», - сказал президент. Однако Путин выступил за развитие политической конкуренции между партиями. «Чем острее будет борьба между партиями «Единая Россия» и «Справедливая Россия», тем лучше, считает Путин.

Таким образом, президент одобрил появление «Справедливой России» и отвел ей место основного конкурента «Единой России». Видимо, обе партии видятся президенту в будущем участниками двухпартийной системы, где одна из них занимает правый центр, а вторая – левый. «Разница между партиями заключается в том, что «Единая Россия» - это более правый и либеральный центр, во всяком случае, с точки зрения проведения экономической политики. Хотя и там много социал-демократических тенденций», - считает президент. «Справедливая Россия», по мнению В.Путина, - это партия, которая во всех своих проявлениях напоминает социалистическое и социал-демократическое направления. В полной мере это может быть не очевидно, так же, как и проявления праволиберального направления «Единой России». Для того чтобы направления стали очевидными, нужно время», - заявил Путин.

Межпартийный пропрезидентский консенсус, в свою очередь, и будет способствовать консолидации всех ветвей власти. И процесс формирования пропрезидентских ветвей власти должен завершиться в 2007 году. «Нам нужно, чтобы при всей разнице политических сил – а их сейчас много на политической сцене страны – они могли подняться над своими политическими амбициями и сосредоточиться на совместной работе. Это значит, что органы власти должны быть сформированы соответствующим образом в конце 2007-го и в начале 2008 года», - заявил Путин.

Третье – будущий президент будет заведомо более слабой фигурой, чем Владимир Путин, а, значит, менее самостоятельным, по крайней мере на первом этапе своей деятельности. Интересно, что Владимир Путин ни разу не сказал слов поддержки в адрес Дмитрия Медведева, который считается наиболее вероятным кандидатом на пост президента страны. Более того, тот факт, что имя преемника станет известно после думских выборов, говорит о том, что у преемника будет весьма мало времени для наращивания собственного, автономного политического веса.

Несмотря на то, что Владимир Путин всячески избегал политического прогнозирования, из его пресс-конференции можно сделать ряд важнейших выводов.

Политике будущего президента создаются институциональные ограничители в виде жесткой бюджетной реформы и либеральных приоритетов в экономической политике. В социальной политике он должен будет реализовывать национальные проекты и, одновременно, непростые социальные реформы. В политической сфере будущий президент будет опираться на поддержку парламентского большинства в лице «Единой России» и «Справедливой России», и при этом не будет зависим от партийных боссов. Владимир Путин стремится законсервировать нынешнюю систему таким образом, чтобы фигура президента становилась более «технической», но при этом зависимой от заранее определенной «повестки дня». «Повестка дня», в свою очередь, будет полностью ассоциироваться с именем Владимира Путина и легитимироваться через выборы. Сам Владимир Путин сохраняет за собой важнейший ресурс – рейтинг, который может позволить ему сохранить непосредственный контракт с обществом и тем самым влиять на политику своего преемника.

Татьяна Становая – руководитель аналитического департамента Центра политических технологий

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net