Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
09.04.2007 | Алексей Макаркин
Ситуация вокруг Ирана: войны не будет
Иранские власти приняли решение освободить задержанных ими британских моряков, обвиненных в незаконном пересечении границы страны. Активно распространявшиеся слухи о возможном американском ударе по Ирану 6 апреля не подтвердились. Таким образом, появились возможности для того, чтобы «разрядить» напряженность в регионе.
На самом деле ни одна из трех стран, вовлеченных в противостояние, не готова сейчас к ведению военных действий.
Великобритания находится в стадии смены главы правительства. Завершается десятилетняя эра Тони Блэра, который реформировал Лейбористскую партию, дав ей импульс для развития в новом веке, но к нынешнему времени его имидж претерпел существенный моральный износ. Руководство партии понимает, что с Блэром оно не сможет победить «омолодившихся» консерваторов – свою роль здесь играет и непопулярная иракская кампания, и недавний скандал по поводу продажи мест в палате лордов партийным спонсорам. В этой ситуации втягивание в военную операцию против Ирана может не только нанести очередной сильнейший удар по репутации Блэра, но и свести к минимуму шансы лейбористов на следующих выборах (при любом премьере, который неизбежно будет членом нынешней правительственной команды Блэра и который вынужден будет нести ответственность за ее действия).
США «завязли» в Ираке, большинство населения которого является шиитами, крайне негативно относящимися к любым вооруженным акциям против своих иранских единоверцев. Таким образом, военный удар по Ирану способен «взорвать» ситуацию в соседней стране, которая и так находится на грани гражданской войны. В настоящее время американцы прикладывают массу усилий для того, чтобы выстроить сколько-нибудь дееспособную систему власти в Ираке, основанную на компромиссе между основными общинами (в том числе и по вопросу распределения доходов от нефти). Новая война может привести к краху эти планов. А демократический Конгресс настаивает на выводе американских войск из Ирака уже в следующем году.
Кроме того, для американцев есть еще несколько рисков. Понятно, что они не хотят ввязываться в наземную войну, но неясно, насколько удастся разрушить ядерную инфраструктуру Ирана только в результате воздушных ударов. Если они будут неэффективными, то цель операции выполнена не будет, что еще более дискредитирует республиканскую администрацию. В то же время иранцы смогут ответить терактами против американских учреждений на Ближнем Востоке – ресурсы для этого у них есть.
Добавим к этому, что свою военную операцию США пришлось бы проводить в одиночестве – если в 2003 году удалось создать антисаддамовскую коалицию, то теперь им очень трудно будет найти союзников.Но и у Ирана также немало проблем. Внутри страны обостряются противоречия между различными политическими силами. Падает авторитет правительства Махмуда Ахмадинежада, которому не удалось решить ни одной социальной проблемы (нынешний президент победил на выборах именно под этими лозунгами), а в прошлом году его сторонники проиграли региональные выборы. Усиливаются позиции умеренного лидера, бывшего президента страны Али Акбара Хашеми-Рафсанджани, который только что избран заместителем председателя влиятельного Совета экспертов, включающего в свой состав ведущих представителей иранского духовенства, и переназначен на пост председателя Совета по целесообразности принимаемых решений. Усиливаются разногласия между президентом и умеренным консерватором генералом Калибафом, недавно избранным мэром Тегерана и считающимся одним из вероятных кандидатов на будущих президентских выборах. Повышается вероятность того, что впервые за многие годы президент страны не будет переизбран на второй срок – большинство истеблишмента Ирана не заинтересовано в возможной изоляции страны.
По данным некоторых СМИ, в вопросе об освобождении английских моряков возникли разногласия между Ахмадинежадом и духовным лидером Ирана аятоллой Али Хаменеи: первый был сторонником жесткой позиции, последний согласился на компромисс. Подтверждением этому может служить тот факт, что иранскую позицию озвучивал советник Хаменеи Али Акбар Велаяти, бывший в течение 16 лет главой иранского МИДа. Публичные же проводы англичан с участием Ахмадинежада могут свидетельствовать о стремлении президента сохранить лицо в непростой для него ситуации. В ближайшее время противоречия в иранской властной элите могут еще более усилиться, так как ходят слухи о тяжелой болезни Хаменеи, что может сделать актуальным вопрос о его преемнике. Понятно, что Ахмадинежад, не имеющий духовного сана, не может претендовать на эту роль, а близкий к нему аятолла Язди, хотя и был избран (наряду с Хашеми-Рафсанджани) заместителем главы Совета экспертов, но получил значительно меньшую поддержку как при избрании членом Совета, так и при выборах руководящего состава этого органа.
Таким образом, начало войны невыгодно как западной, так и иранской стороне. Первая может оказаться перед лицом кризиса, еще более опасного по сравнению с иракским. Иранский же истеблишмент не готов к войне, которая может изолировать страну и усилить позиции теряющего популярность Ахмадинежада. В случае начала боевых действий он станет «военным вождем», а его оппоненты могут оказаться в крайне невыгодной роли «пораженцев».
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.