Выборы
Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.
Бизнес
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Интервью
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
Колонка экономиста

Видео
Взгляд
23.05.2007 | Сергей Маркедонов
Армения в режиме реальной политики
Перед парламентскими выборами в Армении мне не раз приходилось давать комментарии и интервью различным информационным агентствам, ТВ и радиостанциям, печатным СМИ. Однако хочется отметить, что диапазон вопросов, посвященных началу предвыборного цикла в этой республике Южного Кавказа, был чрезвычайно узким. Фактически журналистов интересовали только две проблемы. Состоится ли в Армении очередная «цветная революция» на постсоветском пространстве? И какая сила в Армении является «пророссийской», а какая «прозападной»? Увы, к сожалению, в российской журналистике (включая и аналитическую) именно эти две проблемы стали в последнее время ведущими. Между тем к реальной ситуации и в Армении, и в любой другой точке постсоветского пространства они имеют весьма опосредованное отношение.
Начнем с определения геополитических предпочтений внутри армянской элиты. Отвечая на вопрос об армянских «западниках» и сторонниках России, я вдруг вспомнил комментарий одного из основателей постсоветского армянского государства Вазгена Манукяна (одно время он занимал пост премьер-министра республики, выставлял свою кандидатуру на пост главы государства). Размышляя о «путче трясущихся рук» в августе 1991 года, Манукян заявил, что ему все равно, кто придет к власти в Москве. Главное, чтобы «карабахский вопрос» был решен в выгодном для Армении и всего армянства ключе. Думается, что, начиная с 1991 года, никто лучше Вазгена Манукяна не высказал суть геополитических предпочтений Армении и ее элиты. В Ереване по большому счету все равно, кто оказывает Армении помощь и содействие. Важен сам факт такой помощи! Если это делает Госдепартамент США, то армянская элита становится проамериканской. Если это делает Государственная Дума российского Федерального собрания, то пророссийские симпатии лидеров Армении обеспечены. В 1992 году Конгресс США принял знаменитую поправку 907, которая на долгие годы заблокировала государственную поддержку Азербайджану. В 1995 году (к 80-летию геноцида армян) российские парламентарии приняли жесткую резолюцию, осуждающую политику Оттоманской Порты по отношению к армянам. И в том, и другом случае Армения выражала поддержку. Сначала американским конгрессменам, а затем российским думцам. Главное - это то, как интересы Армении будут учтены в разработке политики «великих держав». Казалось бы, писать о прописных истинах подобного рода не следовало бы.
Слишком это просто, очевидно, лежит на поверхности. Однако не все так просто, если проанализировать те публикации и комментарии, которые звучали до и после парламентских выборов в Армении (они состоялись 12 мая 2007 года). Сплошные гадания, пойдет ли Армения на Запад или сохранит верность «российскому выбору». А далее пространные рассуждения о том, что Армения «всегда и навеки» была вместе с Россией. Хочется в этой связи вспомнить еще одну простую истину. До вхождения в состав Российской империи Восточная Армения была в составе Персии (по времени этот период был намного дольше, чем «российский этап»). И что же, из этого следует, что персидско-армянские связи гарантируют с сегодняшнему Ирану какие-то особые преференции внутри Армении? В этой связи хочется напомнить, что в начале ХХ века армянские революционеры не слишком жаловали Российскую империю после того, как имперская власть национализировала имущество Армянской Апостольской церкви. И это еще мягко сказано. Сегодня же Армянская революционная федерация «Дашнакцутюн» является одной из колонн армянской «партии власти» и поддерживает идею стратегического союза с РФ. В конце 1980-х гг. Армения была одной из наиболее последовательных антисоветских республик. Руководство Азербайджана в марте 1991 года призывало голосовать за «обновленный союз», а армянские лидеры уже готовили цивилизованный выход своей республики из СССР. Сегодня Ереван входит в ОДКБ и в ЕвраЗЭС и стремится к более тесной интеграции в рамках СНГ. Таким образом, всем пишущим и показывающим про Армению (равно как и про другие республики бывшего «нерушимого союза») надо понять одну простую истину. В Армении не будет проамериканской или промосковской власти. Там будет власть проармянская. И любая другая власть не удержится в Ереване ни секунды. Любую другую власть сбросит цветная или черно-белая революция. И любая власть будет сотрудничать с Россией лишь постольку, поскольку это соответствует ее интересам. Выборы в парламент или президентская кампания (она готовится в Армении в 2008 году) не изменят это железное правило.
Таким образом, 12 мая 2007 года в Армении победили не «западники» или «россияне». Победили сторонники союза с Россией как наиболее оптимального путь развития Армении. Но и оппозиция, которую в российских СМИ клеймят как «наймитов» мирового капитала, не против сотрудничества с РФ. Разве станут радикальными русофобами вчерашние министры, премьеры и спикер парламента, то есть те, у кого есть богатый опыт взаимодействия с Москвой? Другой вопрос, с какой Россией сотрудничать? Те, кто сегодня находятся в оппозиции Роберту Кочаряну, выступают за большую открытость России, ее демократичность (ведь именно новая демократическая Россия во многом гарантировала безопасность Армении в начале 1990-х годов). Они же (как, в прочем, и официальные представители Еревана) всерьез обеспокоены ростом ксенофобии в российской столице и в регионах. Представители армянской оппозиции замечают (и не без оснований), как армянский истеблишмент копирует «творческий опыт» российских коллег чиновников в ходе подготовки и проведения предвыборной кампании. Следовательно, было бы большой ошибкой отталкивать этих людей от России, превращать их в противников российских интересов на Кавказе.
Другой момент, на который хотелось бы обратить внимание. Как бы кому-то в Москве ни хотелось, победители парламентской кампании-2007 будут сотрудничать с Западом. Под «Западом» мы понимаем и США, и Европейский Союз, и международные институты (включая сюда и пресловутое НАТО). Будут сотрудничать по вполне прагматичным соображениям. Во-первых, в западных странах (особенно в США и во Франции) существуют многочисленные армянские диаспоры, включенные и в бизнес этих стран, и в процесс принятия управленческих и политических решений. Во-вторых, с помощью Запада Армения пытается оказывать воздействие и на ту же Турцию (Анкара хочет в ЕС, а, следовательно, должна подстраиваться под «европейские стандарты»), а также пытается преодолевать свою далеко не блестящую изоляцию. А значит, кто бы ни победил в Ереване, эти «победители» будут действовать, руководствуясь не красивыми тостами, а реальной политикой, политической выгодой и прагматизмом.России также требуется быть прагматичной в выработке своей стратегии на Кавказе (равно как и в любой другой точке СНГ). От языка тостов и обращений к «славному прошлому» следует перейти к прагматической выгоде. Армения готова сотрудничать с Россией в военной сфере и в сфере безопасности (в отличие от Грузии). Прекрасно! Эту возможность надо использовать, как и другие возможности. Мало кто знает, что газификация Армении идет намного быстрее, чем газификация внутри самой России. Весьма активен российский бизнес и в сфере телекоммуникаций (за один год российский бизнес вложил в эту сферу больше, чем греческий за десять лет). Вот именно эти интересы, а не поиск западной угрозы и «цветных революций», должны стать основой полноценного двустороннего сотрудничества между Арменией и Россией.
Сергей Маркедонов, заведующий отделом проблем межнациональных отношений Института политического и военного анализа, кандидат исторических наук
Комментарии


Экспертиза
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.
Комментируя итоги президентских выборов 27 октября 2019 года в Аргентине, когда 60-летний юрист Альберто Фернандес, получив поддержку 49% избирателей, одолел правоцентриста Маурисио Макри, и получил возможность поселиться в Розовом доме, резиденции правительства, мы не могли определиться с профилем новой власти.