Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
09.06.2007 | Сергей Маркедонов
Азербайджан – это удачный выбор
В начале июня 2007 года Азербайджан оказался в фокусе информационного внимания всего мира. Инициатива президента РФ Владимира Путина, которую он выдвинул на саммите "Большой восьмерки" стала сенсацией. Уже давно ни США, ни Россия не протягивали друг другу руки. Напротив, фантомы "холодной войны" преследовали наши двусторонние отношения весь 2007 год.
В 1814 году французский император Наполеон, комментируя итоги своей предпоследней военной кампании, заявил, что он снова "надел сапоги 1796 года". Таким образом, французский вождь давал понять, что к нему вернулся дух побед, одержанных им в его дебютной итальянской кампании. После заявления Владимира Путина на время показалось, что дух 2001 года (дух союзничества по борьбе с глобальным терроризмом) снова вернулся в российско-американские отношения.
Напомним кратко суть предложений российского лидера. Владимир Путин предложил Джорджу Бушу проект по совместному использованию Габалинской РЛС (радиолокационной станции), размещенной на территории Азербайджана, для предотвращения угроз со стороны "некоторых азиатских стран". При этом совместное использование РЛС рассматривается как альтернатива размещению американской системы ПРО в Европе.
Российское военное присутствие в Азербайджане по сравнению с Грузией и Арменией минимально. В начале 1990-х гг. Азербайджан не пошел на совместную с Россией охрану границ и размещение российских военных объектов. Фактически речь идет о единственном объекте - Габалинской РЛС (радиолокационной станции). РЛС, расположенная на южном склоне Кавказского хребта, играет большую роль для обороны южных рубежей РФ. В январе 2002 г. лидеры России и Азербайджана подписали соглашение, по которому российская сторона возьмет в аренду базу "Дарьял" рядом с Габалой за 7 млн. долл. США в год. Срок договора - 10 лет.
Таким образом, российский президент перебросил мячик на сторону американцев. Во-первых, он готов пригласить их на важный стратегический для РФ объект. Во-вторых, это приглашение касается территории Южного Кавказа, которую Россия до сих пор воспринимала как свою "геополитическую собственность". Судя по первым реакциям, сегодня США не готовы "задрав штаны бежать" за российским президентом. Не было незамедлительной реакции президента США. А реакция госсекретаря была совсем не той, которую бы Россия хотела получить. Зато быстро отреагировал официальный Баку. Заместитель главы МИД Азербайджана Араз Азимов заявил о готовности вести переговоры и с США, и с РФ по этому вопросу. В целом же "габалинская инициатива" Путина обозначила несколько важных "системных" аспектов российско-американских отношений.
Азербайджан здесь пришелся как нельзя кстати. Это - то государство постсоветского пространства, где стратегически интересы России и США совпадают (в отличие от Грузии). И Россия, и Штаты заинтересованы в светском и политически стабильном Азербайджане, который будет сдерживать "исламскую угрозу". Для России такая угроза более чем реальна, особенно учитывая тот факт, что на Северном Кавказе националистический дикурс уступает место религиозному радикализму. Азербайджан граничит с российским Дагестаном, который на сегодня стал своеобразным политико-идеологическим центром исламских радикалов на Северном Кавказе. На территории российского Дагестана и Азербайджана проживают так называемые разделенные народы (прежде всего, конечно, лезгины, а также аварцы). До того, как в Дагестане был введен президентский институт, у азербайджанцев был свой представитель в коллегиальном органе Дагестана Госсовете Республики. Между Дагестаном и приграничными азербайджанскими территориями развивается интенсивное сотрудничество (хотя такое сотрудничество не всегда имеет позитивный характер, если речь идет о криминальной кооперации). Азербайджан - каспийское государство, следовательно, у РФ есть свой интерес и в этой сфере двустороннего сотрудничества. Для США же Южный Кавказ- это часть их амбициозного проекта "Большой Ближний Восток". Это - тыл Ближнего Востока, который в отличие от "фронтовой полосы" должен быть стабильным и спокойным. Азербайджан также - это возможный ресурс для соперничества с Ираном (не обязательно это должно быть прямое военное столкновение). Азербайджан в прошлом году был назван американскими дипломатами "мусульманским союзником США" (ранее такого "титула" удостаивалась Турция). Сегодня, когда американо-турецкие двусторонние отношения переживают не самый лучший период (здесь и проблема курдов, и перспективы формирования в Иракском Курдистане самостоятельного государства, и отношение Турции к Ираку, начиная с 2003 года).
Азербайджан становится важным фактором в отношении Штатов с государствами "исламской цивилизации". Отсюда и схожие подходы США и РФ к внутренним процессам в Азербайджане. И Белый дом, и Кремль не требуют от Баку демократии. И США, и РФ признали победы Ильхама Алиева и "партии власти" Азербайджана в 2003 (президентские выборы) и в 2005 (парламентские выборы). Нет сомнений, что в 2008 году Москва и Вашингтон будут соперничать, кто из них первым поздравит Ильхама Алиева со вторым президентским сроком.
И Штаты, и Россия весьма ревностно следят за тем, как Баку пытается проводить диверсифицированную внешнюю политику. Между тем, в последние годы Азербайджан пытался не только проводить политику "качелей", балансируя между США и РФ, но и искать себе друзей в исламском мире. В последние три года существенно улучшились двусторонние отношения с Ираном. А в 2007 году именно Азербайджан выполнял функции председателя ОИК (Организации Исламская Конференция). В ОИК, влиятельнейшую международную организацию, входят 57 государств исламского мира. В течение всего 2007 года в Баку не раз презжали представители ОИК. В апреле 2007 года под эгидой МИД Азербайджана и ОИК в Баку прошла представительная международная конференция, посвященная роли СМИ в развитии религиозной толерантности (где тема борьбы с исламофобией была ведущей). Вообще, ОИК стала важной площадкой деятельности азербайджанской дипломатии. И ресурс ОИК важен для внешней политики Баку. Начиная с декабря 1991 года, ОИК 5 раз осудил "армянскую агрессию" против Азербайджана. Всегда эта структура подтверждала территориальную целостность республики, признавая Нагорный Карабах ее неотъемлемой частью. Исламский вектор становится все более четким во внешнеполитическом курсе Баку. Речь, конечно же, не о том, что Азербайджан меняет светский характер своей государственности и "иранизируется". ОИК не имеет ничего общего с исламским радикализмом (хотя антиамериканизм и антизападничество вообще там весьма популярны). Однако нельзя не заметить определенного тренда. Азербайджан испытывает определенное разочарование в Западе и, прежде всего, в США. Почему такое стало возможно? Этому есть несколько рациональных объяснений, не связанных с "цивилизационной природой" или ментальностью азербайджанцев. Еще вчера в Баку многие рядовые обыватели говорили в шутку, что на азербайджанскую девушку чадру не сможет одеть и сам Усама Бен Ладен. Сегодня для активизации радикального ислама в Азербайджане есть несколько существенных предпосылок. Назовем лишь некоторые из них:
- слабая, деморализованная и политически неэффективная светская оппозиция (недовольство властью есть, а рычагов для его выражения через цивилизованную оппозицию нет);- этнонациональная травма (потеря суверенитета над Карабахом и семью районами за его пределами, что составляет 13% территории Азербайджана), неверие в способность светской власти решить эту проблему в пользу Азербайджана;
- реализация авторитарно-модернизационного проекта, сопровождающегося резким социальным расслоением, коррупцией, изменением традиционных жизненных устоев;
- соседство с Дагестаном и Ираном: в первом случае по соседству располагается регион, ставший центром салафитского (обновленческого ислама) в Кавказском регионе, а во втором — шиитская страна, ориентированная на экспорт исламской модели власти и организации общественной жизни.Добавим сюда тот факт, что сегодняшнюю азербайджанскую власть США (со всеми ее недостатками) поддерживают. И те же Штаты не могут решить карабахский вопрос в пользу Баку. Как не может этого сделать и Россия, у которой еще с 1991 года в Баку репутация "проармянского государства". И если политическая элита Азербайджана уже в начале 2000-х гг. отошла от столь категоричных оценок, то на массовом уровне такие оценки по-прежнему сильны. И у Штатов, и России, есть свои резоны, почему мы заинтересованы во взаимоотношениях с Азербайджаном, но в то же время не готовы сыграть в карабахском урегулировании только за Баку.
Таким образом, у США и у России в Азербайджане намного больше точек соприкосновения, чем основы для конфликтов или соперничества. В этой связи идея совместного использования Габалинской РЛС было бы крайне полезно и для прекращения "холодной войны-light" , и для разворота наших взаимоотношений на Кавказе и в СНГ вообще в конструктивное русло. Габалинский проект позволил бы двум странам совместно охранять Азербайджан от "исламских соблазнов", а также повысил бы возможность влияния на карабахское урегулирование (хотя ожидать, что оно произойдет быстро, нет никаких оснований). Российско-американское тактическое соперничество (если говорить об Азербайджане), таким образом, только ослабляет и наши, и американские позиции в этой части постсоветского пространства. Следовательно, габалинская инициатива снова со всей очевидностью показывает, что у нас есть возможности для стратегического сближения. И они гораздо более важны, чем облегченная версия "холодной войны". Даже в пиаровском ее формате.
Сергей Маркедонов - зав. отделом проблем межнациональных отношений Института политического и военного анализа, кандидат исторических наук
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.