Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

15.08.2005 | Георгий Мирский

ИРАКСКАЯ КОНСТИТУЦИЯ: ЧТО ОНА ИЗМЕНИТ?

15 августа обещает стать знаменательным днем в истории сегодняшнего, залитого кровью Ирака. В соответствии с графиком, утвержденным иракскими властями и американской оккупационной администрацией и одобренным Советом Безопасности ООН, в этот день должна быть завершена разработка конституции страны, после чего документ будет вынесен на всенародный референдум 15 октября. Если он будет одобрен, в самом конце текущего года состоятся выборы в парламент, на этот раз уже постоянный, и будут избраны президент и правительство.

Тем самым должен завершиться процесс образования органов государственной власти. Ирак обретет суверенитет, и оккупации придет конец, хотя иракское руководство должно будет само решить, предложить ли международным силам покинуть страну или же попросить их остаться еще на какой-то срок. Это будет зависеть от положения в стране, от успехов или неудач в борьбе с повстанцами и террористами.

Так обстоит дело с формальной стороны. На деле же все может получиться совершенно иначе.

Начать с того, что сама процедура выработки конституции, чем занималась несколько месяцев специальная комиссия, образованная парламентом, проходила в ожесточенных спорах и непрерывной борьбе. В том, что так будет, собственно говоря, никто и не сомневался, учитывая серьезнейшие разногласия между арабами и курдами, суннитами и шиитами, сторонниками светского и религиозного устройства государства. Но масштабы возникших разногласий превзошли все прогнозы. Дело дошло до того, что в последний момент было выдвинуто предложение продлить срок выработки конституции и соответственно передвинуть даты референдума и выборов. Но большинство официальных лиц, включая президента Талабани, равно как и американцы, выступили против переноса дат, справедливо считая, что лишние несколько месяцев вряд ли принесут спад повстанческого и террористического движения, создание более стабильной обстановки, да и трудно себе представить, что за это время удастся примирить позиции конфликтующих сторон внутри самой комиссии. А повстанцы наверняка расценили бы такой перенос как свою крупную победу. Поэтому накануне 15 августа шансы того, что установленная дата выработки конституции будет все-таки выдержана, расцениваются значительно выше, чем решение об отсрочке, хотя полностью исключать последний вариант нельзя.

Главное противоречие касается принципиальнейшего вопроса о федеральном устройстве государства. Здесь противоположные позиции занимают представители двух основных этнических общин Ирака - арабов и курдов. Осенью 2002 г. автору этих строк довелось присутствовать на сессии парламента Иракского Курдистана в городе Эрбиль. Там был единогласно принят проект конституции будущей Федеративной Республики Ирак (это было за несколько месяцев до начала американо-британской интервенции, но никто из курдов уже не сомневался, что она вот-вот состоится и приведет к падению режима Саддама Хусейна). Иракский Курдистан номинально еще входил в состав саддамовского Ирака, но фактически был полностью независимым с 1991 года, когда Саддам, разгромленный американцами в ходе операции " Буря в пустыне", был вынужден вывести свои войска с курдских земель. В проекте конституции, торжественно зачитанном на курдском и арабском языках, Иракский Курдистан провозглашался отдельным регионом в составе федеративного государства, т.е. автономной единицей. В беседах со мной оба курдских лидера - Джаляль Талабани (ныне ставший временным президентом Ирака) и Масуд Барзани (сейчас глава Иракского Курдистана) подчеркивали, что они отнюдь не сепаратисты и не намерены вывести Курдистан из состава иракского государства. Но при этом в тексте проекта конституции было четко указано, что главным городом региона Иракский Курдистан будет город Киркук. К тому моменту Киркук не был частью фактически самостоятельного Иракского Курдистана, из этого города Саддам свои войска в 1991 г. не вывел, что вполне понятно, так как именно в районе Киркука находятся вторые по величине (после южных районов) нефтепромыслы Ирака. Более того, Саддам энергично проводил политику "арабизации" Киркука, выселяя из него курдов и переселяя туда арабов с юга. Кстати сказать, на Киркук претендуют и составляющие значительную часть населения города туркоманы (туркмены), народ тюркского происхождения.

После свержения власти Саддама в Киркук вместе с американскими войсками вошли отряды курдской милиции, и вскоре началась "обратная курдизация" Киркука - возвращение туда выселенных курдов. Поскольку переписи населения не было, невозможно установить. сколько именно курдов, арабов и туркоманов проживают в этом городе в настоящий момент, но ясно одно : курды ни в малейшей степени не собираются отказываться от идеи включения Киркука в свой регион. Так же ясно и другое: арабы, как сунниты, так и шииты, категорически с этим не согласны. Стоит напомнить, что арабы-шииты составляют почти 60% населения 26-миллионного Ирака, арабы-сунниты - более 20 %, курды (в основном сунниты) -от 15 до 20 %.

Проблема здесь шире, чем судьба Киркука, хотя нельзя недооценивать как психологический фактор (убежденность курдов в том, что этот город их естественная столица, "курдский Иерусалим", как выразился Талабани), так и значение киркукской нефти, которая могла бы стать основой экономики курдского автономного региона, а при определенном повороте событий и базой для существования независимого, отделившегося от Ирака курдского государства. Вопрос стоит так: федеральное устройство Ирака, при котором Курдистан выделяется в отдельный автономный регион, означает разделение страны на две неравные части. Ведь арабскую часть Ирака разделить практически невозможно: нельзя создать три региональных единицы - курдский Север, арабский суннитский Центр и арабский шиитский Юг. Например, в Багдаде, естественной столице гипотетического "суннитского Центра", проживает от полутора до двух миллионов шиитов, и наивно было бы ожидать, что они соберут свои пожитки и переселятся на юг, тем более сейчас, когда после январских выборов шииты обладают большинством в парламенте и правительстве. Значит, страна будет разделена по чисто этническому признаку - арабы и курды, а это, по мнению арабов, несправедливо и недопустимо, это означало бы конец Ирака как единого государства.

Сюда прибавляется и еще один финансовый вопрос - как разделить между регионами доходы от нефти. В последние годы существования режима Саддама, когда действовала прославившаяся сейчас в нехорошем смысле программа " Нефть в обмен на продовольствие", 13 % доходов от продажи иракской нефти шло через ооновские организации на нужды курдского региона, и курды хотели бы сохранить по меньшей мере нечто подобное и сейчас, с чем категорически не согласны арабы.

Судя по имеющейся информации, договориться по всем этим вопросам не удалось, и принято решение отложить вопрос о Киркуке до лучших времен, не фиксируя в конституции окончательный статус этого города. В особом приложении к тексту конституции предполагается устроить в будущем плебисцит по данному вопросу, но его сроки не указаны. Будет обойден и вопрос о распределении доходов от нефти.

Второй крупный спорный вопрос - о роли ислама. Шиитские клерики, занимающие доминирующие позиции в парламенте, не согласны с указанием на то, что законодательство должно основываться на исламе; они требуют добавить одно слово "все", т.е. все законодательство должно базироваться на исламских принципах. Иначе говоря, вся жизнь страны подчиняется шариату. Это вызвало возражения не только курдов, на территории которых существует вполне светское устройство общества, но и светских шиитских политических партий, тоже довольно широко представленных в парламенте, а также представителей светского крыла арабов-суннитов. Очень активно против усиления религиозного начала в общественной жизни выступили недавно возникшие, но набирающие силу женские организации.

Споры возникли даже по вопросу о самом названии государства: предлагалось, например, утвердить в конституции термин "Арабская Республика Ирак", что, разумеется, абсолютно неприемлемо для курдов.

Поскольку найти общую платформу по всем этим пунктам оказалось невозможно, оставалось лишь найти паллиативное, уклончивое решение. Скорее всего текст конституции будет обнародован при том, что коренные противоречия останутся, однако будут по видимости смягчены или обойдены. Но это загоняет проблемы внутрь, таит в себе семена будущих взрывов и потрясений.

Еще раз подтверждается, как глубок раскол в иракском обществе и в какое "осиное гнездо" влезли американцы. Но не менее ясно, что если бы они сейчас ушли из Ирака, там вспыхнули бы гражданские войны. Очевидно также, что повстанцы и террористы (по американским данным, их насчитывается до 20 тысяч человек, из которых от 5 до 10% составляют нахлынувшие из-за границы боевики-исламисты) не собираются складывать оружие, какая бы ни была конституция. Джинн выпущен из бутылки, и перспективы " нормализации " обстановки неутешительны.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net