Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

21.06.2007 | Сергей Маркедонов

Окруашвили возвращается?

В последние два месяца в Тбилиси все более интенсивно обсуждаются возможности возвращения одного из главных грузинских ястребов Ираклия Окруашвили в большую политику. И, конечно, прежде всего, анализируются президентские амбиции «неистового Ираклия», а также его ресурсы в возможной конкуренции с действующим главой Грузинского государства Михаилом Саакашвили.

Напомним, что в ноябре 2006 года Окруашвили ушел в отставку, проработав на своем последнем (перед уходом) официальном посту министра экономического развития Грузии всего неделю (с 10 по 17 ноября). Но более всего Окруашвили запомнился в период своей деятельности на посту министра обороны, который он занимал в течение почти двух лет (декабрь 2004 - 10 ноября 2006 года).

Находясь в этой должности Окурашвили, обещал «встретить новый 2007 год в Цхинвали», а также вел борьбу за продвижение грузинского вина на мировых рынках, сопровождая этот процесс заявлениями о том, что вместо вина российские потребители готовы потреблять фекальные массы. Даже президент Михаил Саакашвили, склонный к экстравагантным и не всегда корректным заявлениям, выглядел на фоне своего министра обороны образцом умеренности и толерантности. Комментируя ноябрьскую отставку Ираклия Окруашвли, президент Грузии завил, что его соратник «должен продолжить образование в военно-политической сфере за границей». Тогда же Михаил Саакашвили пообещал, что после этой «учебной командировки» «неистовый Ираклий» вернется в военное ведомство Грузии. Однако в какой должности встретит Окруашвили свое возвращение в Грузию, президент не уточнил.

Комментарии Окруашвили были, как обычно, жесткими и в то же время пафосными: «Я ухожу, но скоро вновь вернусь туда, где осталось мое сердце. После обучения я вернусь в министерство обороны, чтобы закончить то дело, которое осталось незавершенным. Неважно, вернусь я в армию министром или солдатом». Политические «доброжелатели» в Тбилиси утверждали, что накануне ноябрьской отставки между двумя соратниками состоялся жесткий разговор, в ходе которого Окруашвили очень резко покритиковал президента Грузии за «соглашательские позиции» и «капитулянтство» как перед Россией, так и перед Западом. К слову сказать, Окруашвили в отличие от главы Грузинского государства не пользовался поддержкой со стороны американских и европейских политиков.

Казалось бы, одиозная фигура грузинской политики выведена из игры. Однако уже весной 2007 года об Окруашвили вновь заговорили. И хотя многие заявления и комментарии звучали нередко в скандальном контексте, эта персона все чаще попадала в центр внимания СМИ и экспертов, как в Грузии, так и за ее пределами.

В марте 2007 года грузинские СМИ сообщили о передаче Контрольной палатой Грузии в генпрокуратуру материалов проверки Минобороны за 2005-2006 годы. Именно в это время оборонное ведомство возглавлял Ираклий Окруашвили (он сменил на этом посту Георгия Барамидзе). По данным палаты за «отчетный период», министерство, ведомое «неистовым Ираклием», израсходовало нецелевым образом 250 млн. лари (что составляет 147 млн. долл. США). Таким образом, в Тбилиси «командировочному» дали понять, что в случае чего (например, в случае появления президентских амбиций) у компетентных органов имеется вся необходимая информация. Однако было бы наивным считать, что у Окруашвили также нет нужной информации. Ведь до того, как возглавить министерство обороны, он занимал пост генерального прокурора и министра внутренних дел Грузии. То есть он также имел доступ к самой конфиденциальной информации. Однако в отличие от многих своих оппонентов Окруашвили может похвастать своими патриотическими заслугами (личное участие в боевых действиях в Южной Осетии в 2004 году, рейды с разведгруппами по Абхазии, переоснащение грузинской армии). А потому уже в конце апреля 2007 года в СМИ Грузии заговорили о подготовке Окруашвили к созданию собственной партии. В некоторых изданиях (например, в газете «Алиа») даже прошла информация о том, что ряд депутатов Парламента Грузии, входящих в пропрезидентское большинство, готовы поддержать Окруашвили. По словам депутата Валерия Гелбахиани, Окруашвили намерен предъявить избирателю свою партию осенью 2007 года, проведя предварительно консультации с «активными фигурами грузинской политики». А 28 мая 2007 года, комментируя возможные перспективы Окруашвили, оппозиционный депутат грузинского Парламента Георгий Цанава заявил: «Еще один серьезный фактор - экс-министр обороны Ираклий Окруашвили, к которому многие могут присоединиться. В будущем парламенте будет 150 мандатов, то есть попасть в состав депутатов законодательного органа будет сложнее, и поэтому многие встанут рядом с Окруашвили. Сейчас наступает лето, т.е. политический «штиль», а осенью многое прояснится. Если Ираклий Окруашвили сможет к этому времени создать большое движение, он будет достаточно силен. В нем народ увидит силу, в определенной степени противоположную власти, и его объединение может стать силой, которая сможет противостоять власти и выиграть выборы».

Однако уже сегодня сторонники или даже фанаты экс-министра обороны нередко становятся фигурантами различного рода скандальных историй. По словам депутата Пикрии Чихрадзе (представляющей фракцию «Правая Оппозиция») ей (а также лидерам движения «Новые правые» Давиду Гамкрелидзе и Манане Начкебия) 13 июня 2007 года по телефону угрожал анонимный сторонник Ираклия Окруашвили. По словам Чихрадзе, «не исключено, что Ираклий Окруашвили пытается прийти в оппозицию такими же методами, какие использовал во время пребывания у власти. Впрочем, не исключено, что это может быть и провокацией со стороны третьих сил». В грузинских СМИ активно изучается «финансовый след» Окруашвили. По некоторым данным, «партию Ираклия» будет финансировать друг и соратник Бориса Березовского Бадри Патаркацишвили. А недавний факт массового дезертирства военнослужащих из Коджорской бригады специального назначения (которая дислоцируется в 20 км от Тбилиси и считается элитным подразделением грузинских ВС) некоторые аналитики также связали с возвращением в политику Ираклия Окруашвили. По словам эксперта аналитического центра «Кавказ» Марка Золяна, «представляется, однако, что подобная прямая увязка вряд ли имеет объективные основания. Но уже само существование таких ассоциаций свидетельствует о том, что реанимация Окруашвили-политика становится значимым фактором во внутриполитическом раскладе Грузии». Таким образом, об Окруашвили хорошо или плохо, но говорят. И говорят все более активно. Его «возвращение» обсуждается в парламенте и в структурах исполнительной власти, армии и МВД.

Таким образом, «фактор Окруашвили» будет очень важным во внутриполитических процессах Грузии осенью 2007 года. Тогда станет окончательно ясно, в каком качестве «неистовый Ираклий» поведет борьбу. Станет ли он «вызовом» для самого Михаила Саакашвили или же будет использован для зачистки «партии власти»? Известны противоречия Окруашвили с главой МВД республики Вано Мерабишвили и одним из парламентских лидеров нынешней «партии власти» Грузии Гигой Бокерия. В рядах оппозиции к Окруашвили также неоднозначное отношение. Кто-то из оппонентов президента Грузии был бы рад использовать энергию и харизму экс-министра обороны для борьбы с ненавистным режимом. Кто-то (те же «правые») опасаются прихода к власти диктатора и национал-популиста, что ухудшит имидж Грузии в США и странах ЕС.

В любом случае у Окруашвили есть хорошие шансы на успех в любом качестве (и как механизма санации действующей власти, и в роли оппозиционера). В пользу подобного вывода свидетельствуют факты биографии экс-министра обороны Грузии. Окруашвили родился в 1973 году (т.е. сегодня ему всего лишь 34 года). За это время он успел достичь преуспевания на юридической ниве (в 1996-2000 гг. занимался адвокатской практикой, будучи избранным членом Лондонской международной ассоциации молодых адвокатов и Международной Ассоциации юристов (США)). Довольно успешной была и политико-административная карьера Окруашвили. В 2000-2001 гг. он занимал пост заместителя министра юстиции Грузии (тогда министерский пост принадлежал самому Михаилу Саакашвили). Именно в это время будущий лидер «революции роз» делал первые шаги к своему политическому триумфу в 2003 году. Окруашвили избирался в городское сакребуло (городской совет) Тбилиси, а затем и в парламент Грузии. В течение года был полпредом президента в регионе Шида Картли. Про стаж работы в генеральной прокуратуре и в МВД мы уже говорили. Злые языки утверждают, что, работая в генпрокуратуре и занимаясь возбуждением уголовных дел против грузинских коррупционеров, Окруашвили стал одним из самых богатых людей в Грузии. И, наконец, в свою бытность министром обороны Окруашвили помог грузинским ВС решить целый ряд важных задач. Во-первых, при нем Грузия увеличила численный состав армии. Была также начата программа пополнения военного резерва (которая при Шеварднадзе не работала). В 2006 год в Грузии был принят рекордный военный бюджет. По сравнению с 2005 годом, финансирование министерства обороны и пограничных сил было увеличено более чем на 33 млн. лари (около 18 млн. долларов). Общий же объем финансирования этих структур составил около 424 млн. лари (235 млн. долларов). Велось также и строительство военной инфраструктуры (два новых аэродрома и модернизация авиационной базы Марнеули). Окруашвили никогда не скрывал того, что считает силовой метод реинтеграции «мятежных республик» самым надежным.

Экс-министр обороны Грузии хорошо известен своими откровенно русофобскими взглядами и политически некорректными высказываниями в адрес России. Однако назвать Окруашвили «западником» было бы крайне опрометчиво. Во-первых, сам «неистовый Ираклий» не раз становился объектом для критики западных политиков и чиновников (особенно за действия в Южной Осетии в 2004 году). Во-вторых, сам Окруашвили не раз говорил о нежелательности любого (включая американское и европейское) вмешательства во внутренние дела Грузии. Таким образом, по части патриотизма и национализма он даст фору многим, включая и президента Саакашвили. Другой вопрос заключается в том, что для реализации грузинского этнонационалистического проекта никаких предпосылок нет. Силовая реинтеграция Южной Осетии и Абхазии станет ударом по самой грузинской государственности. Однако это будет уже следствием возможной поддержки «неистового Ираклия». А часто ли на постсоветском пространстве думают о стратегических последствиях своего выбора? В любом случае усиление Ираклия Окруашвили в перспективе может стать фактором, осложняющим «Большую игру» на Южном Кавказе (и для РФ, и для США, и для стран Европейского Союза). Таким образом, помимо Габалы у крупнейших мировых игроков появляются дополнительные возможности для согласованных действий и более тесной кооперации.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net