Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
12.07.2007
«Эффективное корпоративное управление – залог привлечения иностранных инвестиций»
Центр политических технологий совместно с Национальным советом по корпоративному управлению проводит исследование на тему: «Корпоративное управление в современной России: опыт и перспективы». Его целями является изучение опыта внедрения международных стандартов корпоративного управления в российских компаниях, а также выявление основных тенденций, способствующих или препятствующих построению современных основ управления бизнесом в России. Своим мнением по этим вопросам делится генеральный директор управляющей компании «Базис» Снежана Вейнбергер.
- Ваш взгляд на нынешнее состояние системы корпоративного управления в России.
- Эффективное корпоративное управление – это баланс интересов трех сторон: акционера/инвестора, менеджмента и совета директоров. Акционер/инвестор предоставляет ресурсы, а менеджмент этими ресурсами управляет. Понятно, что акционеры/инвесторы заинтересованы в эффективном управлении этими ресурсами. Для этих целей назначается совет директоров, который регулирует деятельность менеджмента. Как обязательное условие - в составе совета директоров обязательно должны быть независимые директора. В России система взаимоотношений совета директоров и независимых директоров в классическом понимании еще не выстроена. Во-первых, в России мало публичных компаний, а во-вторых, собственники, как правило, сами управляют компаниями.
Что же делает в системе корпоративного управления совет директоров? Он прежде всего защищает интересы акционеров и инвесторов. Если у компании несколько собственников, то совет директоров и независимые директора особенно необходимы. Ведь именно совет директоров разрешает противоречия между менеджментом и собственниками. Например, если собственники хотят отойти от управления, то без совета директоров очень трудно решить проблему, как стимулировать менеджмент для работы на повышение стоимости компании.
Сейчас в России очень многие компании привлекают так называемые Private Equity Funds. Эти фонды вкладывают в российскую компанию свой капитал и выстраивают в ней схему корпоративного управления. Деньги они вкладывают ненадолго, как правило, на три-пять лет. И вся их деятельность направлена на повышение стоимости компании. Естественно, они состоят в совете директоров, задают направление развития компании, ведут компанию к прозрачности.
- Как вы оцениваете опыт перехода российских компаний к западной системе корпоративного управления?
- Опыт российских компаний в этом плане небольшой. У нас корпоративная система и корпоративное управление только сейчас начинают выстраиваться, в то время как, скажем, в Америке весь XIX век эта система работала и развивалась. Корпоративное управление у в России существует часто в таком виде, когда сами собственники присутствуют в числе акционеров, инвесторов, в совете директоров и в операционном управлении. Сейчас число компаний, уделяющих достаточное внимание корпоративному управлению, увеличивается, потому что многие компании стремятся к прозрачности для привлечения дополнительных инвестиций, выхода на фондовые биржи (например, для Нью-йоркской или Лондонской фондовой биржи наличие прозрачной классической системы корпоративного управления – обязательное условие).
Приведу конкретный пример. Например, компания ставит своей целью выход на Нью-йоркскую фондовую биржу. В этом случае компания должна выстроить эффективную систему внутреннего контроля в бизнес процессах для соответствия закону Сарбейнса-Оксли, который был создан для защиты прав акционеров/инвесторов. Но соответствовать этому закону очень сложно. В его основе лежит система внутреннего контроля, базирующаяся на модели COSO (созданной комиссией по борьбе с мошенничеством в компаниях в XIX веке) и построенная так, чтобы защитить интересы акционеров. Эта модель также предполагает эффективное управление бизнесом внутри компании с точки зрения достижения целей.
- А в России эта модель используется?
- Да. Некоторые российские компании даже работают с большой четверкой аудиторов (PricewaterhouseCoopers, Ernst&Young, KPMG, Deloitte&Touche) для того, чтобы проаудировать свою систему внутреннего контроля на соответствие закону Сарбейнса-Оксли. Это поможет крупным российским компаниям (с нефте-газовыми активами) выйти на Нью-Йоркскую фондовую биржу. Правда, соответствие этому закону требует серьезных финансовых вложений в развитие и поддержание системы внутреннего контроля.
- А с чем связан бум IPO, наблюдающийся сейчас в России?
- С увеличением стоимости компании. Компании работают, повышают свою капитализацию. Строго говоря, ведь одна из целей бизнеса – это и есть повышение стоимости компании. Выход на IPO – обязательное условие повышения эффективности корпоративного управления. Непрозрачность управления – это непрозрачность бизнеса. Естественно, любой инвестор хочет видеть, куда он вкладывает инвестиции. Для любого инвестора/акционера очень важно знать, как развивается бизнес на рынке, кто этим бизнесом управляет и каких результатов добился менеджмент компании.
- Как взаимосвязаны уровень корпоративного управления и вопросы защиты корпоративной собственности?
- На этот счет существуют несколько законов, но они только-только начали действовать в России. Российское законодательство в этом плане как следует еще не отработано, мы только движемся по этому пути. Бесспорно, корпоративное управление должно быть защищено законом. А пока законы серьезно не защищают акционеров/инвесторов и собственников бизнеса. Конечно, если сравнивать с 90-ми роль криминальных группировок и доля незаконного отъема собственности существенно снизилась. Россия развивается, рынок становится все более цивилизованным.
- Наблюдаются ли в России тенденция к повышению уровня менеджмента?
- Как раз недавно у нас была встреча с CEO «General Electric» Джеком Уэлчем, который добился небывалой стоимости компании. Конечно, такого уровня менеджеров в России мало. Но менеджмент все-таки развивается: многие специалисты, пройдя обучение на Западе, приезжают в Россию, становятся во главе компаний и делают успешную карьеру. Некоторые российские компании привлекают к управлению западных специалистов.
- Насколько топ-менеджеры в России реально независимы?
- Если собственник лично принимает участие в управлении, то конечно, топ-менеджеры зависимы. Но здесь важно учитывать и тот факт, насколько топ-менеджер способен убедить собственника принять или, напротив, не принять то или иное решение. И хотя собственник обычно нанимает топ-менеджера с опытом работы и конкретными достижениями, возникновение разногласий неизбежно.
- Из чего складывается доход топ-менеджера, каким образом выстраивается его мотивация?
- Доходы топ-менеджеров – это оклады и бонусная система. Помимо этого для них выстраиваются различные системы мотивации (например, права на акции компании), чтобы топ-менеджер относился к компании как чему-то своему, это очень важно. Впрочем, в России в силу того, что рыночная экономика еще достаточно молода, таких специалистов мало.
- На ваш взгляд, насколько эффективно участие государства в корпоративном управлении?
- Достаточно эффективно. Государство может быть таким же акционером/инвестором, и его права также должны быть защищены. Но так как государство само издает законы в области корпоративного управления, то его участие в управлении очень полезно, потому что оно же и будет ощущать работу этих законов на себе: чем быстрее будут работать и совершенствоваться законы, с точки зрения защиты прав акционеров/инвесторов, тем эффективнее будет выстраиваться система корпоративного управления.
- Как вы оцениваете уровень развития российского фондового рынка? Многие отмечают его слабость.
- Понятно, что российский фондовый рынок молодой, он развивается, и, я думаю, постепенно окрепнет. В России используют наработанный на Западе опыт, и это хорошо. Многим российским компаниям тяжело соответствовать законодательству, чтобы выйти, например, на Лондонскую биржу. Но для приближения к международным стандартам можно для начала использовать и российскую площадку. Это приведет к повышению стоимости компании и к прозрачности бизнеса, но только в меньших масштабах. В России и бизнес, и корпоративное управление развиваются быстро, поэтому фондовый рынок тоже будет развиваться. Сейчас у нас такой период, когда у бизнеса существует большой потенциал, особенно если учитывать использование западного опыта и западных инвестиций.
- Каким вам видится будущее российского корпоративного управления?
- Если мы говорим о крупных компаниях, о тех, кто заботится о повышении своей стоимости, о приближении к международным стандартам, о выходе на биржу, то от выстраивания системы корпоративного управления никуда не деться. Я уверена, система обязательно будет развиваться.
Западные инвесторы очень серьезно способствуют формированию корпоративного управления в России. Поэтому, несмотря на то, что она сейчас недостаточно развита, фонды этому развитию активно способствуют. Много компаний, еще до недавнего времени не имевших представления о корпоративном управлении, сегодня стремятся к прозрачности и росту.
Единственный сдерживающий фактор, который я вижу, – это то, что российским собственникам тяжело отойти от управления. Они создали свое дело, и им трудно отдать управление наемному менеджменту. Конечно, в каком-то смысле они правы, потому что в России еще мало специалистов, которым можно было бы доверить управление бизнесом. Но я верю, что количество профессионалов будет расти.
Беседовала Валерия Филимонова
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.