Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

01.08.2007 | Сергей Маркедонов

Левый берег Днестра: 15 лет мира

27 июля 2007 года в Приднестровье отмечали 15-летний юбилей со дня начала миротворческой операции в этой «горячей точке» постсоветского пространства. В июльские дни 15 лет назад была создана Объединенная Контрольная комиссия, а также Совместные миротворческие силы в составе контингентов РФ, республики Молдова и Приднестровья.

Конфликт на берегах Днестра пережил несколько фаз. Первая фаза (1989-1991 гг.) - внутригосударственный конфликт, развитие и эскалация которого проходила в рамках единого государства Советского Союза на фоне деградации и дегенерации КПСС как системы политического управления, и распада советских институтов на «национальные» протогосударственные образования. В это время начался процесс территориальной дезинтеграции советской Молдовы.

Процесс дезинтеграции был легко осуществим, поскольку Молдавская ССР была искусственным образованием, порожденным советской политикой «государственного примордиализма». В 1940 г. советское руководство решило объединить в рамках одного субъекта советской федерации 5 районов Молдавской АССР в составе Украины (данное этно-территориальное образование существовало в 1924-1940 гг.) и территорию Бессарабии, которая в 1918-1940 гг. входила в состав Королевства Румыния и попала под юрисдикцию СССР в результате заключения Пакта Молотова-Риббентропа. Таким образом, в составе одного административно-территориального образования оказались государства с разной политической идентичностью и разной историей. До 1989 г. в составе советской Молдавии не было (в отличие от Грузии, Азербайджана, России или Узбекистана) никаких этно-территориальных автономий. Союз ССР рассматривался как государство, главными субъектами которого выступают социалистические нации. Фактически же советское государство институционализировало этнические группы в качестве главного субъекта политики и государственного права. Не права отдельного человека, а права наций рассматривались в качестве приоритетных. На практике это означало формирование представлений об этнической собственности того или иного этноса (в своей высшей фазе - национальной) на территорию, обозначенную как «национальная республика». Молдавия не была исключением из общего правила.

В 1989-1991 гг. сформировалось «ядро» будущего непризнанного государства, родилось само его политическое имя – Приднестровская Молдавская Республика (ПМР). Поводом для дезинтеграции Молдавии стали политические инициативы республиканского руководства 1989 года – подготовка закона «О языке МССР», который предполагал перевод молдавского языка с кириллицы на латиницу, а также идентификацию языка как румынского. Закон также устанавливал румынский язык в качестве государственного языка. Впоследствии лидеры Молдавии изменили государственную символику. Ответом на эти инициативы стало забастовочное движение в Тирасполе, а также левобережных районах Днестра и в городе Бендеры. Бастующие требовали введения двуязычия и отказа от языковой «румынизации» и «румынизации» государственной символики. Постепенно забастовочное движение консолидировалось, структурировалось, и в отличие от «интернациональных движений» стран Балтии установило политический контроль над определенной территорией. После неудачных попыток придать этой «бастующей территории» статус автономии в составе Молдавии (были сформированы предложения по созданию Приднестровской АССР в составе Молдавской ССР) началось формирование структур власти будущего непризнанного государства. В сентябре 1990 года была провозглашена Приднестровская республика в качестве отдельного субъекта тогда еще единого Советского Союза. С этого времени до распада СССР, Приднестровье пыталось безуспешно добиться признания у советских лидеров. Первые столкновения и первые жертвы конфликта появились в 1990-1991 гг.

Вторая фаза (1992 - настоящее время) - конфликт между Республикой Молдова, государством de jure, признанным мировым сообществом и непризнанной Приднестровской республикой. Вторая фаза конфликта в свою очередь делится на два неравнозначных по времени этапа. 1992 год - период вооруженного противостояния между национальной армией и волонтерами Молдовы, с одной стороны, и республиканской гвардией ПМР - с другой. Пиком этого противостояния стали события июня-июля 1992 года (вооруженная борьба за город Бендеры). После бендерской трагедии начинаются попытки урегулирования конфликта. В июле 1992 года в зону вооруженного конфликта вводятся миротворцы. В 1994 году начался переговорный процесс между Тирасполем и Кишиневом. 5 июля 1995 года было подписано Соглашение о поддержании мира и гарантиях безопасности между Республикой Молдова и Приднестровьем, которое стало первым международным документом, подписанным при непосредственном участии Приднестровья. Гарантами мира и безопасности в зоне конфликта стали Россия, Украина. ОБСЕ взяла на себя функцию посредника на переговорах. В начале 2000-х гг. в процесс мирного урегулирования более активно включились США и Европейский Союз. Наиболее близко стороны подошли к взаимопониманию в период подготовки так называемого Меморандума Дмитрия Козака (на тот момент 1-го заместителя Главы администрации Президента России) (Меморандума «Об основных принципах государственного устройства объединенного государства») в 2003 году. Меморандум предполагал создание Молдавского федеративного государства. Документ был парафирован обеими сторонами, однако в самый канун его подписания молдавская сторона отказалась ставить свою подпись. С точки зрения лидеров Приднестровья, отказ Молдовы показал неспособность президента этого государства и его команды к равноправному диалогу. С точки зрения представителей молдавской стороны, отказ мотивирован тем, что Меморандум не был поддержан представителями международных структур и «внешних» акторов (ОБСЕ, Совета Европы, ЕС, США).

На сегодняшний день молдавско-приднестровский конфликт считается «замороженным», но не урегулированным. Позиции сторон после 2003 года разошлись полярно. Молдова настаивает на сохранении «территориальной целостности» государства, а Приднестровье 17 сентября 2006 года организовало очередной референдум об определении будущего статуса по двум вопросам: «1. Поддерживаете ли Вы курс на независимость Приднестровской Молдавской Республики и последующее свободное присоединение Приднестровья к Российской Федерации? 2. Считаете ли Вы возможным отказ от независимости Приднестровской Молдавской Республики с последующим вхождением Приднестровья в состав Республики Молдова?». В начале же 2007 года Приднестровье сделало еще один шаг в сторону от Молдовы. 31 января 2007 года в столице ПМР Тирасполе на пленарном заседании Верховного Совета непризнанной республики был принят проект постановления «О признании утратившими силу некоторых нормативных актов Верховного Совета ПМР». Утратившими силу были признаны документы, принятые высшим законодательным органом непризнанной республики в период с 1993 по 2005 гг. Таким образом, Тирасполь подвел определенную черту под многолетними попытками (в том числе и совместными с Молдовой) построить фундамент «общего государства». Теперь этот политический дискурс вытесняется другим - дискурсом суверенитета и независимости. И если в Кишиневе настаивают на скорейшем выводе остатков российского вооруженного присутствия на Днестре, то в Тирасполе именно в российских миротворцах видят гарантов стабильности и безопасности в регионе. В Кишиневе же «приднестровский сепаратизм» рассматривают не иначе, как происки Кремля.

До сих пор «материнские территории», утратившие «мятежные республики», проявляют неготовность к изменению государственного строительства и основ внутренней политики. При этом они мало заботятся о создании привлекательного образа для обеспечения мирной реинтеграции «отколовшихся республик». Даже такой известный критик российского присутствия в ПМР, как молдавский эксперт Оазу Нантой, в интервью известной международной информационно-аналитической структуре “International Crisis Group” заявил, что «не столько силен приднестровский сепаратизм, сколько слаба молдавская государственность». В самом деле, в 2004 году денежные переводы в Молдову (главным образом, из России) составили 27 % ВВП этой республики (самой бедной в Европе). По данным доклада Всемирного банка (2006) «Глобальные экономические перспективы: экономические показатели денежных переводов и миграции» Молдова по степени экономической зависимости от денежных переводов заняла второе место после Тонга (маленького государства в Океании)! Очевидно, что такое государство, несмотря на все свои европейские устремления, не сможет в ближайшие годы стать «магнитом» (политическим или экономическим) для Приднестровья. «За первые 15 лет своей независимости Республика Молдова добилась очень незначительного прогресса в развитии экономически развитого и демократического государства. Страна остается бедной, а ее руководство неспособным добиться успеха в деле разрешения внутреннего сепаратистского конфликта в Приднестровском регионе». К такому заключению приходит эксперт Фонда международных отношений и внешнеполитического диалога (Испания) Йос Боонстра.

Критикуя Россию за ее «имперские поползновения» (зачастую справедливо), молдавские лидеры сами воспроизводят имперскую политику, игнорируя при этом интересы Левого берега Днестра, навязывая Приднестровью унитаристские принципы. Можно спорить о том, насколько нынешний формат миротворческой операции в Приднестровье оптимален. Можно даже признать, что его интернационализация объективна и неизбежна. Однако следует признать также, что ПМР - это не только «московский конструкт», а также научиться брать в расчет (не принимать, а хотя бы учитывать) мотивацию жителей левого берега Днестра. Иначе расхождение двух берегов будет только усиливаться. С российским влиянием или без оного!

Сергей Маркедонов - заведующий отделом проблем межнациональных отношений Института политического и военного анализа, кандидат исторических наук.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net