Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
18.09.2007
Михаил Старшинов: «В регионах очень много недовольных властью»
Секретарь оргбюро президиума центрального совета «Справедливой России» Михаил Старшинов рассказывает, чем эсеры отличаются от единороссов и коммунистов. По его мнению, этих отличий вполне хватает, чтобы эсеры смогли занять на выборах в Госдуму «в худшем случае» второе место.
- Обозначьте место «Справедливой России» в российской политической системе. В чем уникальность предложений эсеров избирателям?
- Все просто. В Конституции написано, что государство у нас социальное. Мы собираемся привести ситуацию в стране в соответствие с Основным законом, предлагая для этого реальные технологические решения. В этом наше отличие как от «Единой России», так и от коммунистов. Последние кроме совершенно неконструктивного популизма вообще ничего предложить не могут.
- Что именно вас не устраивает в коммунистах?
- Вся их деятельность, все их демагогические заявления. Например, насчет отмены Жилищного кодекса. Но как страна сможет жить без жилищного законодательства, пусть несовершенного, но - работающего? Его можно дорабатывать, можно дискутировать по поводу изменения тех или иных его положений. А взять и отменить - значит просто развалить целую законодательную сферу. Спрашивается, а что вы предлагаете взамен? В ответ – тишина.
По этой логике можно отменить деньги и провозгласить коммунизм в отдельно взятой стране. Ясно, что все предложения КПРФ нереализуемы и направлены на оболванивание избирателя. Так ответственная политическая сила не поступает.
- В последнее время справедливороссы часто выступают с критикой коммунистов. Значит ли это, что «Справедливая Россия» активно занялась отвоеванием у коммунистов их электората?
- На самом деле деятельность КПРФ заслуживает куда большей критики. И, собственно, откуда вы взяли, что мы устраиваем на коммунистов какие-то нападки?
- Например, Сергей Миронов не так давно заявлял, что в ближайшем будущем возможно объединение с коммунистами. Ясно же, что площадкой такого объединения мыслится «Справедливая Россия».
- Миронов просто сделал прогноз, который опирается на реальную ситуацию. Процесс нашего объединения уже происходит. Многие коммунисты переходят к нам, как на уровне Госдумы, так и в регионах.
Так вы будете претендовать на коммунистического избирателя или нет?
- А что такое «коммунистический избиратель»? Люди голосуют или не голосуют за конкретную программу, которую им предлагает конкретная партия. «Справедливая Россия» пойдет на выборы с подробно прописанным планом, как построить в России социальное государство. Кто в итоге проголосует за нас, избиратели КПРФ или, например, «Единой России»? Думаю, много будет и тех, и других.
Другое дело, что мы находимся в оппозиции партии власти и оказываемся как бы в одном ряду с критикующими «Единую Россию» коммунистами. И наша задача здесь – показать наши отличия. А они кардинальны. «Справедливая Россия» выступает за создание современной социально ориентированной экономики, коммунисты же тянут страну назад. Что является пагубной затеей – назад вернуться не получится в любом случае, как бы мы этого не хотели. Нам остается только продвигаться вперед, тем более что у России есть все ресурсы для этого. Проблема лишь в том, как добиться справедливого их распределения в обществе.
- Если КПРФ не пройдет в Думу, российская политика что-нибудь потеряет?
- В том формате, в котором они существуют сейчас, коммунисты не приносят никакой пользы.
- Тем не менее, левые настроения в России ощутимо усилились. На этом пытаются играть даже либералы. Например, СПС.
- И это уже смешно. Если они смогли обмануть некоторое количество людей во время региональных выборов, то на выборах федеральных этого уже не получится. Люди сразу поймут, кто здесь левые, а кто либералы.
- Есть ли сейчас в России для либералов место?
- Наша страна традиционно левая, поэтому праволиберальные ценности практически не востребованы. Новодворских, по счастью, немного.
- Значит, праволиберальная партия в нижней палате не нужна?
- А зачем она там? Дума же не зоопарк, чтобы иметь в ней «каждой твари по паре». Дума – это некий рабочий орган, в котором решающий голос имеют партии, по-настоящему поддерживаемые избирателями.
- Не сложится ли в таком случае ситуация, как в Казахстане, когда в парламент попала всего одна партия?
- Это уже совсем другая проблема политического монополизма. Если «Единая Россия» останется без конкурентов – тогда да, когда-нибудь парламент станет однопартийным.
- Вы защищаете лево-демократические ценности. Какие ценности защищает «Единая Россия»?
- Понятия не имею. Вот, например, они обещали снизить тарифы ЖКХ, а вместо этого повысили их в четыре раза. Это – прямой результат их деятельности. Свои провалы в социальной политике они пытаются компенсировать тем, что приписывают себе достижения государства. Они говорят: там-то мы построили мост, там-то открыли стадион. Хотя на самом деле мост построили на деньги налогоплательщиков. И так у единороссов во всем.
При этом они сегодня имеют все возможности заняться полезным делом и изменить ситуацию в стране. Спросишь любого из «Единой России», и окажется, что он тоже хочет, чтобы, например, у работников бюджетной сферы были реальные социальные гарантии или на прожиточный минимум действительно можно было прожить. Когда нам показывают этих несчастных стариков, которые живут на воде и картошке, становится страшно. А ведь именно ЕР утверждает такой бюджет и принимает такие законы, которые обрекают миллионы людей на нищету. Поэтому на ваш вопрос, что отстаивает «Единая Россия», я бы ответил так: свое место под солнцем.
- Может быть, они и хотели что-то изменить, просто в нынешней системе власти от них мало что зависит.
- Да ложь это все! О чем вы говорите?!
- Например, не проголосует депутат за некий законопроект – и потеряет свое место.
- А на что депутатская неприкосновенность?
- У Кремля достаточно возможностей оказывать воздействие на депутатов. Тот же закон о монетизации многие единороссы не поддерживали, но их заставили проголосовать.
- «Единая Россия» – это что? Спецпредставительство администрации президента в Госдуме? Тогда давайте ее так и назовем. Но тогда они теряют право называться партией. Что это за политическая сила, которая не отстаивает свои идеи? Дума создана именно для того, чтобы в межпартийной дискуссии определялось оптимальное для страны решение той или иной проблемы.
- Да, «Единая Россия» действительно сделала в Думе все, чтобы ни с кем не считаться.
- Вопрос, зачем. Может, они хотят после 2 декабря 2007 года улететь на Луну? Они же живут в России...
А всего-то нужно – возобновить политическую конкуренцию в стране, позволить разным партиям представлять разные точки зрения на актуальные проблемы. Если бы так было раньше, закон о монетизации вышел бы другим и обошелся бы без социальных последствий.
В конце концов, хватит уже власти относиться к обществу и его представителям с презрением! Тем более что «Единая Россия» представляет в нижней палате отнюдь не большинство населения. По партийным спискам они набрали в 2003 году всего лишь 37 процентов голосов. Остальное добрали за счет одномандатников, которые сейчас от них бегут. Еще бы – им же ведь отвечать перед избирателями за то, что понаделала «Единая Россия».
- В «Справедливую Россию» много депутатов перешло?
- А сколько еще хотят это сделать!
- Вы сталкиваетесь с административным прессингом?
- Постоянно. Доходит до смешного: для нашего молодежного слета я арендовал один санаторий. На следующий день директор санатория отменил наши договоренности. Что произошло? В выходной день его вытащили с дачи, привезли в администрацию области и буквально заставили – вплоть угроз физического насилия - отказаться от предоставления площади под мероприятие «Справедливой России». Взрослый мужик сидел и плакал: возьмите свои деньги, только не надо приезжать к нам, иначе меня выгонят с работы и я больше никуда не смогу устроиться.
- Судя по всему, на выборах монополия «Единой России» будет нарушена. С отменой одномандатных округов контролировать две трети Думы единороссы окажутся не в состоянии.
- У них не хватит на это рейтинга. Реальная популярность ЕР в регионах ниже тех цифр, что приводятся в соцопросах. Люди же не дураки, зачем им эта послушная масса чиновников, которые ничего для них не делают и постоянно врут? Людей не обманешь никаким строительством мостов и открытием стадионов. Реальный рейтинг «Единой России» не больше 30%. А в некоторых регионах ситуация для единороссов вообще плачевна.
Настоящая политическая партия не может состоять из бюрократов и региональных бизнесменов, многих из которых силком впихнули в «Единую Россию». Она не может опираться на ресурс главы района, которого вызывают к начальству и говорят: либо ты делаешь нам столько-то процентов, либо мы тебе сорвем отопительный сезон. Это не имеет никакого отношения к политической борьбе. Если вы выдвигаете претензии на политическую монополию, значит, вы должны обладать и монополией на знание того, как сделать лучше. Но тогда возникает вопрос: вы все знаете и все можете, но отчего же тогда народ живет так плохо? И не стоит ли теперь прислушаться к мнению других людей?
- «Справедливая Россия» опирается на какие-то региональные элиты?
- Безусловно. В регионах очень много недовольных властью. Да почти все. Собственно говоря, возьмите любую область, и вы увидите, что там только 2-3 компании, которые консолидированы с губернатором или с мэрами крупных городов. В больших мегаполисам таких компаний 20-30. Вот и все, кто на самом деле живут хорошо. Остальные имеют к властям большие претензии.
- «Единая Россия» постоянно ссылается на президента. С его уходом рейтинги партии пойдут вниз?
- Не знаю, может, они будут ссылаться и на следующего президента. Я вообще не понимаю, какое они имеют к нему отношение, ведь президент у нас непартийный. Его заслуги – это его заслуги, а не ЕР.
- Когда во власти что-то «путается», обычно возникает почва для коррупции.
- Не в последнюю очередь в небывалой коррупции виноваты законотворцы. Если мы принимаем бюджет, согласно которому зарплата милиционера составляет 6 тысяч рублей, мы должны понимать, что обрекаем его на добывание денег незаконными способами. Депутат получает 80 тысяч. А почему-то точно такой же взрослый мужчина с семьей, который работает на заводе, получает пять тысяч? Он что, живет в какой-то другой стране? Я этого не понимаю. Ну давайте, назначьте себе самим зарплату в пять тысяч и попытайтесь прожить на них. Причем без льгот, которые сами себе назначили.
- У государства есть деньги на увеличение бюджетникам зарплат?
- Конечно, есть. Но они лежат в Америке.
- Стабфонд.
- Именно. Мы сегодня продаем нефть, меняем ее на рисованную бумагу. А потом складываем эту бумагу там же, где ее печатают. Может, тогда напечатаем свою, которая будет не хуже ничем не обеспеченного доллара? И зачем тогда вообще нефть продавать?
Те огромные деньги, которые сегодня зарабатывает экономика, должны возвращаться в страну. Давайте купим на них средства производства, построим новые заводы, обеспечим людей и реальный сектор работой. Почему наша стабильность должна зависеть от стабильности экономики США? Все это риторические вопросы. Ответ на них очевиден. Проблема в том, что должна появиться политическая сила, которая будет иметь достаточный политический вес, чтобы отстаивать интересы российских граждан в Думе.
- На какое место в будущей политической системе вы рассчитываете?
- Председатель партии сказал, и я с ним согласен: второе место - в худшем случае.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.