Выборы
Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.
Бизнес
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Интервью
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
Колонка экономиста

Видео
Взгляд
05.10.2007 | Алексей Макаркин
Список для плебисцита
Предстоящие парламентские выборы, по сути, приобретают плебисцитарный характер – «за» или «против» главного кандидата. Неудивительно, что от всех планов конструирования верхней части «единороссовского» избирательного списка в конце концов ничего не осталось, равно как и самой первой тройки, место которой занял единственный кандидат – настолько сакральный, что рядом с ним не могут стоять даже самые влиятельные партийные нотабли. Впрочем, это неудивительно – если «Единая Россия» является «инструментальной» партией, то она, как и подобает инструменту, может находиться только в одних руках.
Сказанное не означает, что при составлении списка не было своих интриг, хотя и носящих явно второстепенный характер. Начнем с того, что в список вошло абсолютное большинство губернаторов, включая и тех, кого эксперты уже и не надеялись в нем увидеть. Например, Сергей Катанандов из Карелии, которому, похоже, простили позапрошлогодний конфликт в подведомственной ему Кондопоге. Михаил Кузнецов из Псковской области – он не возглавил список «единороссов» на региональных выборах, и его невключение в федеральный список «Единой России» означало бы уже не желтую, а красную карточку. Еще одна небольшая неожиданность – в список вошел хакасский губернатор Алексей Лебедь, которому не так давно прочили скорую отставку (правда, он занял второе место в квоте, выделенной его республике).
Теперь о тех губернаторах, которых в списке нет. Предсказуемо отсутствие спешно исключенного из партии после афронта на мартовских выборах ставропольца Александра Черногорова – вместо него в бой против амбициозного мэра Ставрополя Дмитрия Кузьмина (возглавляющего местный список «эсеров») брошена тяжелая артиллерия в виде Сергея Шойгу. Нет архангельского губернатора Николая Киселева, вовлеченного в коррупционный скандал, а также его рязанского коллеги Георгия Шпака (список «Единой России» по Рязани возглавляет министр сельского хозяйства Алексей Гордеев, которого считают возможным кандидатом на пост главы этого региона). Предсказуемо нет Мурата Зязикова – было бы странно, если бы он оказался в списке «партии власти», учитывая напряженную ситуацию в Ингушетии. Нет карачаевца Мустафы Батдыева – он так и не «восстановился» после драматической истории с расстрелом группы бизнес-конкурентов по приказу его зятя (хотя теперь уже и бывшего) Алия Каитова. Нет двух губернаторов, которых, несмотря на полную лояльность Кремлю, до сих пор числят по разряду «красных» – Николая Виноградова из Владимира и Николая Максюты из Волгограда. Нет Олега Чиркунова из Пермского края – вместо него баллотируется его предшественник Юрий Трутнев, который, как утверждают, в отличие от большинства «паровозов», примет депутатский мандат и может возглавить думский комитет по природным ресурсам.
Не вошли в список смоленский губернатор Виктор Маслов, глава Воронежской области Владимир Кулаков (оба они до прихода к руководству своими регионами были генералами ФСБ), Павел Ипатов из Саратовской области, Николай Шаклеин из Кировской области, а также глава республики Коми Владимир Торлопов, что несколько удивительно, если учесть его репутацию регионального «тяжеловеса». Равно не ожидалось отсутствие в списке пензенского губернатора Василия Бочкарева.
Список глав регионов, которых проигнорировала «Единая Россия», примечателен тем, что большинство его фигурантов – это «кандидаты на вылет», уже в ближайшее время имеющие реальные шансы расстаться со своими постами. Что касается губернаторов, которые прочно сидят в своих креслах, то определенную обиду может испытывать разве что Валентина Матвиенко. Ее долго уговаривали войти в «единороссовский» список, предлагая то ли лидерство в его питерской части, то ли даже «женское» место в первой тройке. Когда же губернатор дала свое согласие, то выяснилось, что первой тройки не будет. Поэтому первым номером по Петербургу станет лично председатель Госдумы, лидер думской «единороссовской» фракции и глава партийного Высшего совета в одном лице Борис Грызлов. В этой ситуации Матвиенко пришлось довольствоваться ролью «второй по Питеру» — не отказываться же от участия в списке, который возглавил лично президент.
Все «нотабли» депутатского корпуса сохранят свои мандаты, хотя некоторые из них и попали на довольно экзотические места в списке. Так Любовь Слиска баллотируется вдали от родного Саратова – в Кемеровской области, где она получила лишь четвертую позицию – правда, абсолютно проходную с учетом «путинского» фактора и первого места в этом региональном списке сверхпопулярного губернатора Амана Тулеева. Глава думского комитета по собственности Виктор Плескачевский вообще стал шестым в Челябинской области – но и это место можно считать практически гарантирующим депутатский мандат, с учетом того, что первые три кандидата (губернатор, гендиректор «Магнитки» и мэр Челябинска), скорее всего, в Думу не пойдут.
Нет в списке бизнесмена Сулеймана Керимова, только недавно сменившего ЛДПР на более близкую к власти «Единую Россию». Партийцы не могли не прислушаться к государеву указанию относительно невключения в список миллиардеров (видимо, оно относилось персонально к Керимову) и расстались с этим кандидатом. Надо полагать, что избиратели, которые раньше либо не знали Керимова, либо воспринимали его только как персонажа из хроники происшествий, вряд ли обратят внимание на «потерю бойца».
В списке не так много звезд неполитической сферы, причем далеко не всегда они занимают ведущие места в своих регионах – представляется, что они вошли в список, скорее, по инерции. Так Алина Кабаева стала седьмой в татарстанской части списка; Ирина Роднина – пятой в омской; Владислав Третьяк – третьим в саратовской; Светлана Хоркина – третьей в белгородской; Антон Сихарулидзе – восьмым в петербургской. И это неудивительно. Административный ресурс губернаторов обеспечивает партии абсолютное большинство депутатских мандатов. Политический и имиджевый ресурсы Путина дают прекрасный шанс на конституционное большинство. Так что дополнительные ресурсы партии не слишком нужны.
Алексей Макаркин — заместитель генерального директора Центра политических технологийОпубликовано в «Ежедневном журнале» (http://www.ej.ru/?a=note&id=7441)
Комментарии
Экспертиза
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.
Комментируя итоги президентских выборов 27 октября 2019 года в Аргентине, когда 60-летний юрист Альберто Фернандес, получив поддержку 49% избирателей, одолел правоцентриста Маурисио Макри, и получил возможность поселиться в Розовом доме, резиденции правительства, мы не могли определиться с профилем новой власти.