Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

08.10.2007 | Татьяна Становая

Многополюсный кабинет с пересекающимися полномочиями

5 октября было опубликовано постановление правительства РФ, в котором распределены полномочия между заместителями председателя правительства. Распределение практически не затронуло трех вице – Сергея Иванова, Дмитрия Медведева и Сергея Нарышкина. Зато разрешилась самая интересная интрига: Зубкову не сможет противостоять максимизация полномочий Алексея Кудрина, который получил в свое ведение макроэкономику и бюджетную политику. В наибольшей степени пострадал Александр Жуков, который, тем не менее, будет курировать спорт, то есть в том числе и проведение Олимпиады в Сочи.

Три вице-премьера сохранили свои полномочия. Так, Сергей Иванов, как и ранее, отвечает за промполитику, транспорт, инновации и науку, а также ВПК. В его сферу ответственности также входят реализация военно-технической политики России, обеспечение национальной обороны, безопасности и правоохранительной деятельности, мобилизационная подготовка в России и управление государственным материальным резервом, осуществление госрегулирования в сфере аэронавигации, экспортный контроль в отношении товаров, информации, работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники, а также осуществление экологического, технологического и атомного надзора, госполитики в области технического регулирования.

Дмитрий Медведев, как и раньше, отвечает за нацпроекты и социальную политику, в числе которой демографические и миграционные вопросы (были за Жуковым). За ним также остается разработка и реализация госполитики в сфере массовых коммуникаций, проведение госполитики в области природопользования и охраны окружающей среды, проведение госполитики в сфере юстиции, за взаимодействие с органами судебной власти и прокуратуры, а также за госрегулирование в сфере молодежной политики. То есть в ведение Медведева перейдет и комитет по молодежи.

Сергею Нарышкину – простому вице-премьеру с полномочиями первого (после принятия поправок в регламент в августе этого года, разница между первыми вице-премьерами и простыми вице практически стерлась) и главе аппарата - отошла внешняя торговля и ВЭД, вопросы экономической интеграции и отношений со странами ЕС и СНГ. Он будет курировать также Комитет по рыболовству и как глава аппарата следить за организацией планирования работы правительства и реализацией его решений. Интересно, что Нарышкину отошло и курирование административной реформы: предполагалось, что это будет закреплено за Жуковым.

Жуков отдал значительную часть полномочий Алексею Кудрину, но при этом компенсировал потери в связи с получением в свое «ведение» министерства регионального развития Козака, которое должно будет значительно усилить свое влияние и сферы управления за счет Минфина и МЭРТа. Напомним, Зубков намерен был ослабить Кудрина, отняв у его Минфина проблемы межбюджетных отношений в пользу Минрегиона. Одновременно планировалось передать от МЭРТа ведомству Козака инвестфонд и ФЦП. Все это Зубков планировал замкнуть на Жукова, а не на Кудрина. То есть происходит перераспределение полномочий из экономического блока правительства в пользу Козака-Жукова и в обход Кудрина.

Частично Зубков своего добился. Так, Жукову перешел весь массив сферы ведения Минрегиона: социально-экономическое развитие субъектов России и те полномочия, которые Зубков планировал закрепить за Козаком – ФЦП регионов, создание СЭЗ, инвестфонд. Жуков также будет отвечать за федеративную реформу, курировать сферу строительства, ЖКХ (ранее эта сфера была у Медведева), управление федеральной собственностью, государственной статистической деятельностью, организация законопроектной деятельности, развитие физической культуры и спорта, включая подготовку к проведению зимних олимпийских игр в Сочи.

Таким образом, Жуков был «усилен» за счет части функций МЭРТа, отошедших Минрегиону, «социалки» и, что очень важно – контроля за правительством. Так, как и обещал Зубков, Жуков будет заниматься оценкой эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов федерации, включая разработку системы соответствующих показателей. При этом Нарышкин продолжит курировать административную реформу.

Наконец, главная новость – это полномочия Алексея Кудрина. Согласно распределению обязанностей, вице-премьер - министр финансов Кудрин координирует социально-экономическое развитие России (интересно, что Зубков попытался ослабить Кудрина за счет выведения социально-экономического развития регионов в ведение Жукова). Как и ожидалось, за ним останется проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, управления госдолгом и финансовыми активами России, государственного финансового планирования, разработки и исполнения федерального бюджета, повышения результативности бюджетных расходов и совершенствование бюджетной системы, разработки и реализации налоговой политики. Интересно, но Кудрин, как и Жуков будет курировать государственную инвестиционную политику и разработку ФЦП, включая разработку системы показателей их эффективности. В данном случае налицо пересечение полномочий, с которым так активно боролись в ходе проваленной административной реформы. Кудрин также отвечает за вопросы обеспечения единства экономического пространства и свободы экономической деятельности, антимонопольной политики и развития конкуренции (полномочия перешли от Медведева), госполитики в области деятельности субъектов естественных монополий, государственной тарифной политики, госрегулирования финансовых рынков, страховой и аудиторской деятельности, а также таможенно-тарифного регулирования.

Интересно также, что Кудрин «ослаблен» за счет того, что не сможет заменять ни одного зама в его отсутствие. Например, Жуков может подменять Медведева и Кудрина. Медведев – Жукова. Нарышкин – Иванова, Иванов – Нарышкина. По логике, Кудрин мог бы подменять Жукова, но ему отказано в таком праве.

Распределение полномочий пока не дает полной картины новой расстановки сил: предстоит утвердить полномочия министерств, и здесь главная интрига складывается в том, как поделят между собой сферы влияния Минрегион, Минфин и МЭРТ. Однако уже сейчас можно сказать, что Зубков был вынужден «утяжелять» Жукова для ослабления Кудрина, и результатом этого стало множественное пересечение полномочий, что не будет положительно сказываться на эффективности работы правительства, зато даст премьеру большое поле для игры на разногласиях. При этом Жуков как техническая фигура вряд ли всерьез прибавит в аппаратном весе, и реально раздел сфер влияния в кабинете министров будет складываться в зависимости от отношений Кудрина и Козака. Одновременно новый кабинет характеризуется многополюсностью – наличием в определенной степени автономных и сильных лидеров, что заставит пока слабого Зубкова активно играть в коалиции.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net