Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

08.11.2007 | Сергей Маркедонов

Азербайджан: поиск ответа на вызов радикального ислама

На фоне нарастания внутриполитического кризиса в Грузии в тени остались события в соседнем Азербайджане. Между тем, они заслуживают не меньшего внимания, чем митинги и массовые акции противников президента Грузии Михаила Саакашвили. 29 октября 2007 года пресс-служба Министерства национальной безопасности (МНБ) Азербайджана распространила сообщение о предотвращении попытки терактов и провокаций, планировавшихся исламистскими группировками против ряда государственных структур и посольства США в Азербайджане. В тот же день эту информацию подтвердил официальный представитель Государственного департамента США Шон Маккормак (заявив также, что считает эффективным азербайджано-американское сотрудничество в сфере безопасности). Тогда же США и Великобритания ввели ограничения в работе своих посольств в Баку.

Один из наиболее влиятельных азербайджанских информационно-аналитических порталов распространил информацию (со ссылкой на “информированные источники”), что “в посольстве США было проведено совещание, посвященное вопросам безопасности в столице [Азербайджана]. В итоге участники пришли к мнению, что в Азербайджане существует угроза ваххабизма”. По мнению руководителя Центра исламских исследований в Баку Рафика Алиева радикальные ваххабитские группировки могут стать более активными перед президентскими выборами, намеченными на осень 2008 года. По его мнению, “подобного рода группы являются инструментами внешних сил, которые стремятся дестабилизировать ситуацию”. Однако если отбросить характерную для постсоветского экспертного и политического сообщества стилистику (искать во всем происки внешних сил), к словам азербайджанского эксперта следует отнестись со всей серьезностью, поскольку ваххабитский - правильнее говорить, салафитский - след обнаруживается в Азербайджане далеко не в первый раз. “Ваххабитский вирус развился у нас в последние несколько лет”- утверждает азербайджанский правозащитник Ильгар Ибрагимоглу.

В начале апреля 2006 года министр национальной безопасности Азербайджана Эльдар Махмудов выступил с сенсационным заявлением: «Хотя мы имеем достаточно богатый опыт в противодействии деятельности радикальных религиозных и террористических организаций, информация о планах ныне нейтрализованной группы «Аль-Каида Кавказ» по рекрутированию азербайджанских девушек в отряд смертниц стала для нас самым худшим открытием за последние годы». При этом, по словам министра, в Азербайджане в последнее время активизировалась деятельность исламистских радикальных группировок, стремящихся к изменению светского характера азербайджанской государственности.

Между тем, еще вчера в Баку многие рядовые обыватели говорили в шутку, что на азербайджанскую девушку чадру не сможет одеть сам Усама Бен Ладен. Однако сегодня для активизации радикального ислама в Азербайджане есть несколько существенных предпосылок. Назовем лишь некоторые из них:

- слабая деморализованная и политически неэффективная светская оппозиция (недовольство властью есть, а рычагов для его выражения через цивилизованную оппозицию нет)

-этнонациональная травма (потеря суверенитета над Карабахом и семью районами за его пределами, что составляет 13% территории Азербайджана)

- возможность для интерпретации армяно-азербайджанского конфликта как межконфессионального противоборства (армяне - не простые христиане, а представители этноса, имеющего свою «национальную церковь» (Армянскую Апостольскую), которая в течение многих столетий являлась для армянской диаспоры квазигосударственным образованием)

- реализация авторитарно-модернизационного проекта, сопровождающегося резким социальным расслоением, коррупцией, изменением традиционных жизненных устоев

- соседство с Дагестаном и Ираном (в первом случае по соседству располагается регион, ставший центром салафитского (обновленческого ислама) в Кавказском регионе, а во втором- шиитская страна, ориентированная на экспорт исламской модели власти и организации общественной жизни)

- массовое разочарование в США и вообще в «Западе»

В начале-середине 1990-х гг. в Азербайджане многие считали, что Штаты и Евросоюз смогут помочь Баку разрешить с выгодой для себя карабахскую проблему. Однако неудачи переговорного процесса, инициированного, прежде всего, западными государствами, породили и массовое неприятие американской и европейской политики.

Вместе с тем, светские традиции в Азербайджане имеют сильные исторические корни. В первом азербайджанском государстве (1918-1920 гг.) – АДР (Азербайджанской Демократической Республике) у власти находились светские этнонационалисты - партия «Мусават («Равенство»). Именно эта партия сформировала тот набор ценностей азербайджанской государственности, к которым апеллирует и нынешняя постсоветская элита страны. Это, однако, не мешает Ильхаму Алиеву жестко «прессовать» нынешнюю партию «Мусават», находящуюся в оппозиции. В период существования АДР исламистская партия «Иттихад» («Союз») выступала не просто за традиционные исламские нормы права, но и отрицала идею национального государства азербайджанцев, призывая к единству всех мусульман бывшей Российской империи. В пылу своей борьбы с мусаватистами сторонники «Иттихада» даже поддержали установление Советской власти в республике. Таким образом, исторически исламистская идеология имеет в Азербайджане «антигосударственные» корни. Напротив, идея национальной государственности зарифмована с секуляризмом и антиклерикализмом. На эти традиции свое влияние (в данном случае речь не идет о его оценке) оказала и советская атеистическая традиция, насаждаемая, в том числе и «полубогом» нынешнего Азербайджана Гейдаром Алиевым.

В постсоветский же период стратегическим партнером Азербайджана стала Турция, исламское, но светски ориентированное государство. Именно светская Турция, а не «родственный» шиитский Иран оказывает поддержку Азербайджану по «карабахскому вопросу», а также осуществлению совместной блокады Армении.

Постсоветский Азербайджан продемонстрировал свое умение проводить достаточно гибкую политику в отношении различных конфессий (от православия до предстателей протестантских объединений), равно как и противодействовать радикальным экстремистским течениям. Думается, что этот опыт необходимо учитывать всем поликонфессиональным образованиям на территории СНГ.

Если судить по количественным показателям, то независимый Азербайджан по сравнению с Азербайджанской ССР стал практически гомогенным в конфессиональном плане. Если в конце 1980-х гг. только 87% граждан республики были мусульманами (60% - шииты), 12,5% - христианами (прежде всего русские и армяне), 0,5% - иудеи, то сегодня мусульманами являются около 97% населения Азербайджана. Помимо азербайджанцев ислам исповедуют лезгины, талыши, аварцы. Вместе с тем после 1991 г. в республике получили развитие религиозные общины, ранее в ней не представленные. Речь идет, прежде всего, о так называемых "нетрадиционных" христианских объединениях ("Церковь восхваления" и другие).

Законодательство Азербайджана провозглашает светский характер его государственности. Статья 7 Конституции Азербайджанской Республики гласит: "Азербайджанское государство - демократическая, правовая светская, унитарная республика". Статья 18 провозглашает отделение религии от государства и равенство всех конфессий перед законом. Статья 48 провозглашает свободу совести. В 1992 г. Парламентом (Милли меджлисом) республики был принят «Закон о свободе вероисповедания» Азербайджана. Два года спустя к Закону был принят ряд поправок, нацеленных на иностранных религиозных проповедников. Иностранным гражданам запрещалось заниматься религиозной пропагандой на территории Азербайджана. Принятие подобных поправок было вызвано опасениями проникновения в страну радикально-исламистских взглядов. В 1991-1993 гг. на территории республики были активны миссионеры из Иордании, Пакистана и даже Афганистана. Конфессиональная политика государства - сфера компетенции специального Государственного комитета Азербайджанской Республики по работе с религиозными организациями (создан в 2001 г.). Комитет наделен полномочиями по регистрации религиозных объединений.

В 1991 г. Азербайджан, формально находясь в составе Союза ССР, стал членом влиятельной международной Организации исламская конференция. Сегодня в республике представлены, главным образом, шииты, а также сунниты-шафииты и ханафиты. В исламских странах шииты, как правило, составляют меньшинство. Азербайджан наряду с Ираном, Ираком, Северным Йеменом являются исключением. В постсоветский период среди жителей республики распространились и салафитские взгляды. Азербайджанские эксперты и публицисты связывают распространение салафийи с чеченцами, обосновавшимися в республике в середине 1990-х гг., а также с представителями этнических меньшинств (лезгины, аварцы). Популярность салафитских воззрений среди этнических меньшинств объясняется отстраненностью их от азербайджанской власти, а потому склонностью к оппозиционности.

Ислам, несмотря на конституционные декларации о светском характере государства, стал важной составляющей частью идеологии независимого Азербайджана. Зеленая полоса на государственном флаге республики символизирует ислам. На Коране присягают президент Азербайджана и солдаты азербайджанской армии. Праздничными (нерабочими) днями объявлены дни религиозных праздников мусульман курбан-байрам и ураза-байрам. В 1991 г. был создан Бакинский исламский университет, преобразованный затем в Исламский университет. В Бакинском госуниверситете был открыт факультет богословия. В 1994 г. президент Азербайджана Гейдар Алиев совершил хадж в Мекку. Азербайджан, как и другие постсоветские государства, столкнулся с проблемой политизации ислама. В октябре 1991 г. в республике была учреждена Азербайджанская исламская партия прогресса. Затем была сформирована Азербайджанская Исламская Партия (АИП). Ее основными целями стали «социальная и экономическая независимость Азербайджана путем установления в стране исламских законов». Помимо нее в постсоветский период возникли такие экстремистские организации как «Джейшулла» («Армия Аллаха») и «Хизбулла» («Партия Аллаха»). Позиции официальной власти по отношению к "политизированному" исламу были достаточно жесткими. В 1995 г. АИП было отказано в перерегистрации. В мае 1996 г. были арестованы ее лидеры, а в 1997 г. осуждены за сотрудничество с иранскими спецслужбами.

На территории Азербайджана действуют приходы Бакинской и Прикаспийской епархий Русской Православной Цервки (РПЦ) Московского патриархата. Епархия была создана в 1998 г. Факт создания епархии был положительно воспринят лидером ДУМ мусульман Южного Кавказа (Шейх-уль-ислам Аллашукюр Пашазаде). В 1999 г. епископа Бакинской и Прикаспийской епархии Александра принял в президентском дворце Гейдар Алиев. Отношения епархии и государственных институтов Азербайджана носят в целом конструктивный характер. В 2003 г. в Азербайджане была зарегистрирована Албано-удинская христианская община. Удины - этническое меньшинство Азербайджана (по переписи 1999 г.- 4,2 тыс. чел.), считающееся потомками древнего албанского племени утиев. Удины близки армянскому григорианскому христианству. В 2002г. Азербайджан с официальным визитом посетил Римский папа Иоанн Павел II. Его визит азербайджанские власти использовали и для своих пропагандистских целей. 100 тыс. долл. США, которые понтифик выделил на нужды беженцев, были объявлены средствами "для жертв армянской агрессии". В 1990-е гг. в Азербайджане развернули свою деятельность адвентисты седьмого дня, евангельские христиане-баптисты, свидетели Иеговы. По неофициальным данным порядка 5 тыс. азербайджанцев приняли христианство под воздействием "нетрадиционных" христианских проповедников. В Баку образовалась небольшая община кришнаитов. В азербайджанской столице был также возрожден бахаистский махфал (место собрания), закрытый в результате репрессий 1937 г.

Таким образом, сегодняшний Азербайджан демонстрирует приверженность светским принципам, равно как и умение вести диалог с различными конфессиями, предпочитая стабильность приверженности «чистоте религии». Однако система “управляемой демократии” и социальные проблемы современного Азербайджана актуализируют радикальный ислам, с которым трудно и даже невозможно бороться одними лишь силовыми методами, не ликвидировав предпосылок, делающих это течение популярным в массах народа.Сергей Маркедонов - зав. отделом проблем межнациональных отношений Института политического и военного анализа, кандидат исторических наук

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net