Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

13.11.2007 | Валерий Выжутович

Мандат нынче дорог

Выборы в кредит не делаются. Непреложная эта истина запечатлена в циничном присловье телевизионщиков, промышляющих предвыборной «джинсой»: «Нет бюджета - нет сюжета». Что означает: деньги - вперед! Ни одна услуга в избирательной кампании не будет оказана без стопроцентной предоплаты или - на крайний случай - крупного аванса. По некоторым сведениям, минута предвыборной телерекламы в прайм-тайм стоит 400-600 тыс. руб. Показ 30-секундного ролика в недавно завершившемся сериале «Война и мир» на канале «Россия» обходился партиям, участвующим в парламентской гонке, в 900 тыс. руб., а его демонстрация в «Ледниковом периоде» на Первом достигает 1 млн 300 тыс.

Партийные кассы с целевыми накоплениями на избирательную кампанию, как и положено, открыты для обозрения. ЦИК обнародовал суммы. «Единая Россия» к началу ноября собрала 320 млн руб., ЛДПР - 290 млн., СПС - 108 млн. Бюджеты «Справедливой России», КПРФ, «Яблока» пока не поднялись выше 70-80 млн. Правда, «Единая Россия», «Справедливая Россия», КПРФ и ЛДПР как парламентские партии были освобождены от внесения залога, и своим предвыборным кошельком они могут распоряжаться в полном его объеме. Остальным же участникам расходную долю бюджета придется ограничить на 60 млн (эта сумма заморожена в качестве залога).

Неизменно подчеркивается, что дозволенные расходы на избирательную кампанию увеличены более чем в шесть раз. Поэтому, дескать, долой черный нал! При таких послаблениях избирательные фонды могут и должны наконец стать прозрачными. Что ж, под натиском новых правил черный нал, пожалуй, и отступит. Но ровно до той границы, что отчерчена разрешенными тратами. А за пределами легальной сметы он будет по-прежнему непобедим. Потому что есть рынок политических услуг. И на нем, как на всяком рынке, все стоит столько, сколько стоит. Цена, как и положено, определяется тут соотношением спроса и предложения, а не параграфом закона. Согласно этому параграфу, размер избирательного фонда партии не должен превышать 400 миллионов рублей. Но, по прикидкам экспертов, этот бюджет будет значительно превышен. Ограничивая предвыборные расходы, законодатели руководствовались стремлением обеспечить всем партиям равные финансовые возможности. Между тем разные партии обладают разной инвестиционной привлекательностью. И никакие денежные стандарты, прописанные в законе, никогда не уравняют на предвыборной дистанции всех и вся. Каждый получит от спонсоров столько, сколько заслуживает. Не больше и не меньше.

Структура предвыборных расходов у всех партий примерно одинакова. Это залог (а при его отсутствии - сбор и проверка подписей). Это затраты на социологические исследования, рейтинговые опросы, формирование фокус-групп и т.п. Это предвыборная агитация. Рискуя расстроить отдельных представителей электората, продолжающих верить в «честные и чистые» выборы (если эти святые люди в стране не перевелись, то дай им бог здоровья), назову еще одну статью расходов - «управляемые слухи». Заказанные какой-нибудь партией, они пойдут гулять по городам и весям. И наконец вот такая графа - «прочие расходы». «Что значит «прочие расходы?» - был, помню, задан вопрос при общественном обсуждении доклада «Экономическая цена выборов», подготовленного одной консалтинговой компанией. Эксперт, представлявший доклад, смущенно замялся: «Ну вы же понимаете…». Предположение, что это взятки чиновникам и другие «непрозрачные» траты, опровергнуто не было.

Специалисты по избирательным технологиям считают, что место в Думе, и раньше-то требовавшее серьезных вложений, теперь еще больше подорожало. Тому много причин. Во-первых, повысилась привлекательность административного ресурса российских законодателей. Статусная рента, получаемая сегодня с депутатского мандата, не идет ни в какое сравнение с подобными доходами на заре российского парламентаризма. Вторая причина дороговизны - возросшая результативность думских лоббистов. Третья - растущая апатия населения: чтобы пригнать его к избирательным урнам, требуется все больше средств. Добавим сюда капиталоемкую бюрократизацию партийных аппаратов, снимающих с выборов свой навар. Учтем и профицитность бюджета с его нефтедолларовой накачкой, что позволяет безболезненно увеличивать госрасходы на избирательную кампанию. Наконец не забудем и вот что: 35 процентов денег, отгружаемых в предвыборные закрома, расходуются не по целевому назначению. То есть попросту разворовываются.

Так не лучше ли снять бесполезные ограничения, как это давно сделано в Соединенных Штатах? Рынок предвыборных услуг стал бы тогда прозрачнее, а продажа этих услуг - налогооблагаемой. По мнению экспертов, бешеные траты на избирательную кампанию, осуществляемые по черным и серым схемам, - это отложенные инвестиции в российскую экономику.

«Размещение билбордов - 112,5 млн руб. Рассылка писем избирателям - 240 млн руб. Выступление лидеров партий по местному радио - 4,3 млн руб. Тиражирование имиджевой листовки - 6 млн руб.». Я показал эту «разблюдовку» знакомому автозаправщику. Он внимательно прочитал и высказал свое мнение. Жаль, на бумагу его слова положить нельзя, а смягчать - только портить.

Валерий Выжутович - ведущий программы "Газетный дождь" канала ТВЦ, политический обозреватель "Российской газеты"

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net