Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

18.12.2007 | Алексей Макаркин

Медведев, преемник Путина

Дмитрий Медведев объявлен преемником Владимира Путина. Один из ближайших соратников действующего президента после своего назначения на пост первого вице-премьера в конце 2005 года чаще всего назывался в качестве возможного будущего президента России – по крайней мере, вплоть до начала нынешнего года, когда аналогичный ранг получил Сергей Иванов. Однако тот факт, что Иванов не получил ожидавшейся должности премьер-министра в сентябре нынешнего года, резко снизил его шансы на успех. С этого момента возможности осторожного и последовательно следующего в отношениях с президентом иерархическому принципу «старший-младший» Медведева существенно выросли – он вновь стал основным кандидатом на роль преемника, а в текущем месяце был легитимирован в этом качестве.

Биография и карьера

Значительная часть жизни Дмитрия Медведева связана с Петербургским университетом. Он окончил его в 1987 году, затем был аспирантом, ассистентом, доцентом кафедры гражданского права юридического факультета, где также защитил кандидатскую диссертацию. Уже работая в Москве, он был избран почетным доктором права университета.

С Владимиром Путиным Медведев познакомился в начале 1990-х годов, когда, одновременно с работой в университете, он был консультантом мэрии (городского управления) Санкт-Петербурга (Путин в это время был первым заместителем мэра города). С этого времени он является одним из ближайших сотрудников нынешнего президента.

В 1993-1999 годах Медведев, параллельно с преподавательской деятельностью работал директором по юридическим вопросам компании «Илим Палп», которая в этот период активно завоевывала позиции в лесной отрасли. Покупка ею ряда крупных предприятий требовала квалифицированного юридического сопровождения, которым и занимался будущий вице-премьер. Осенью 1999 года, переходя на госслужбу, он вышел из числа учредителей ЗАО «Финцелл», одного из основных собственников «Илим Палп». Характерно, однако, что никто из руководителей «Илим Палп» не получил постов на госслужбе в последние годы. Более того, в период «корпоративной войны» в лесной отрасли, которая имела место несколько лет назад, ни в одной «компроматной» статье про эту компанию Медведеву не инкриминировалась протекция по отношению к ней.

В 1999 году, после назначения Владимира Путина премьер-министром, Медведев стал заместителем руководителя аппарата правительства. В январе 2000 года, через несколько дней после того, как Путин стал исполняющим обязанности президента, Медведев был назначен первым заместителем руководителя администрации президента. Еще в книге «От первого лица» (вышедшей в 1999 году) Путин называл его в числе членом своей команды и, более того, давал понять, что прочит его на пост руководителя своей администрации (вместо Александра Волошина) – это кадровое решение произошло в 2003 году. Ранее это было невозможно сделать из-за системы договоренностей между «ельцинской» командой и Путиным, которая предусматривала сохранение в течение первого президентского срока на ряде ключевых постов людей Ельцина.

В качестве первого заместителя руководителя администрации президента Медведев с 2000 года возглавлял совет директоров «Газпрома», которым он руководит и в настоящее время. Исключение составили 2001-2002 годы, когда во главе этого органа оказался бывший председатель правления «Газпрома» Рем Вяхирев – это было частью операции по его вытеснению из компании.Отсюда и устоявшееся представление о Медведеве, как о ключевой фигуре в «газпромовской» группе президентского окружения. Именно с ним во многом связываются ее основные успехи и неудачи. К числу первых можно отнести восстановление контроля «Газпрома» над нефтехимическим холдингом «Сибур» (2002 год), покупку «Сибнефти» (2005 год), а также либерализацию рынка акций компании, которая была позитивно встречена зарубежными инвесторами. Неудачей можно считать сохранение в 2004 году «независимости» «Роснефти», которую «Газпром» пытался сделать своей дочерней компанией (в результате «Роснефть» не только не подчинилась «Газпрому», но и стала экономической основой конкурирующей с «газпромовской» группы влияния в Кремле). Еще одна неудача: именно «Роснефть» приобрела «Юганскнефтегаз», на который явно претендовал «Газпром».

Безусловно, Медведев в качестве председателя совета директоров «Газпрома» оказывает влияние и на политику компании в отношении потребителей и транзитных государств. Однако ключевые решения в этом вопросе принимает президент Путин, так что, несмотря на высокий ранг, Медведев в данной сфере является лишь исполнителем.

В администрации президента Медведев руководил подготовкой и контролем за соблюдением графика мероприятий президента. Кроме того, в качестве руководителя администрации президента он курировал вопросы государственной службы, возглавляя работу по кодификации законодательства в этой области в рамках соответствующей межведомственной рабочей группы (в рамках реформы государственной службы). В результате никаких радикальных реформ не состоялось – зато правовые акты были систематизированы. Таким образом, руководитель рабочей группы проявил себя скорее как умеренный консерватор, а не либерал. При этом Медведев как юрист показал себя сторонником континентальной правовой системы в отличие от англо-американской, то есть первоочередного изучения опыта Франции, Италии и Германии, который, по его мнению, больше подходит для российских условий. Впрочем, при работе над законопроектами учитывался и опыт Канады, в которой действует англо-американская модель.

В конце 2005 года Медведев с «непубличной» должности в Кремле был переведен на «публично-политическую» в правительстве. Приоритетом в деятельности Медведева как одного из руководителей кабинета министров, стало курирование четырех национальных проектов – в области образования, здравоохранения, сельского хозяйства и жилищного строительства. Кроме того, по своей должности Медведев является куратором еще одного проекта, выдвинутого президентом в своем Послании Федеральному собранию 2006 года – демографической инициативы. Она заключается в выделении матерям по случаю рождения второго ребенка 250 тысяч рублей (так называемый «материнский капитал). Таким образом, Медведев получил в свое ведение популярные, имиджево выигрышные социальные проекты, тогда как непопулярная часть «социалки» была возложена на других членов правительства. Таким образом, он смог как резко повысить свою «узнаваемость» россиянами, так и установить контакты с многими представителями региональных элит во время своих поездок по стране в рамках реализации национальных проектов.

«Питерские юристы»

С именем Медведева связывают продвижение многих представителей юридического факультета Санкт-Петербургского университета на значимые посты в государственных и близких к государству структурах. Фактически речь идет о «новом призыве» выходцев из Санкт-Петербурга в государственный аппарат. Однако если в окружении бывшего офицера КГБ Владимира Путина преобладают выходцы из силовых структур, то протеже Медведева являются такие же как и он гражданские специалисты в области права.

Вместе с Медведевым в аспирантуру по кафедре гражданского права поступили еще два его однокурсника. Антон Иванов в начале 2005 года стал председателем Высшего арбитражного суда. Ранее он был первым заместителем гендиректора компании «Газпром-медиа» (напомним, что совет директоров «Газпрома» возглавляет Медведев), а еще ранее – доцентом «родной» кафедры гражданского права. Его первым замом в ВАС стала Елена Валявина, которая вместе с Медведевым и Ивановым работала на кафедре гражданского права (правда, позднее в конфликте ВАС и московского арбитража, она поддержала последний, пойдя против своего начальства). Второй однокурсник – Илья Елисеев – также преподавал на этой кафедре, а затем стал зампредом правления Газпромбанка.

Известна также дружба Медведева с Константином Чуйченко, также выпускником юридического факультета 1987 года, который в настоящее время возглавляет юридический департамент «Газпрома» и является членом правления газового монополиста. Правда, он не принадлежал к числу цивилистов, после окончания университета работал в прокуратуре и КГБ, а в 90-е годы перешел в адвокатуру. Чуйченко, как главный юрист компании, играл значительную роль в возврате активов «Газпрома» (таких как «Сибур»), а также в создании схемы поставок газа в Украину с помощью посредника – компании «Росукрэнерго», в руководстве которой он представляет интересы «Газпрома».

Еще один однокурсник Медведева, пошедший работать в прокуратуру – Николай Винниченко, сделавший успешную карьеру в прокурорских органах Петербурга. В 2001 году он стал главным федеральным инспектором по Петербургу, а спустя два года – прокурором города. Однако успешная карьера Виниченко в прокуратуре оказалась прервана уже в 2004 году – у него сложились непростые отношения с генпрокурором Владимиром Устиновым, а претензии к его деятельности высказывал и министр внутренних дел Рашид Нургалиев. Однако отставка с должности прокурора привела к повышению: осенью 2004 года Виниченко стал директором Федеральной службы судебных приставов – главным судебным приставом России. В то время его куратором был министр юстиции Юрий Чайка, но Виниченко сохранил свой пост и после того, как на пост министра пришел Владимир Устинов, влияния которого не хватает для того, чтобы «продвинуть» на должность руководителя Службы своего человека. Значение Службы судебных приставов в системе российской государственной службы трудно переоценить – в условиях, когда экономические споры часто решаются посредством «рейдерских» захватов предприятия, формально производящихся по решению суда.

В свою очередь протеже Виниченко считался Александр Коновалов (выпускник юридического факультета 1992 года). Он также преподавал на кафедре права, доцент университета. Они вместе работали в прокуратуре Московского района Петербурга, затем Коновалов был заместителем Виниченко в городской прокуратуре. Дальше его карьера развивалась стремительно: февраль 2005-го – прокурор Башкирии, ноябрь 2005-го – полпред президента в Приволжском федеральном округе. Впрочем, в 2006 году Коновалова несколько неожиданно самого стали называть в числе кандидатов в преемники – утверждалось, что именно его мог иметь в виду Путин, когда, находясь с визитом в Китае, неожиданно дал понять, что будущим президентом России может стать человек, не входящий в «короткий шорт-лист» из двух фамилий. Однако пока никакой активной публичной «раскрутки» Коновалова на федеральном уровне не ведется – в отличие от своего предшественника на посту полпреда Сергея Кириенко, он остается малоизвестной фигурой, не выдвигающей ярких инициатив. В СМИ Коновалов «засвечен», скорее, как единственный высокопоставленный чиновник путинской команды, получивший второе высшее теологическое образование (в московском Свято-Тихоновском православном гуманитарном университете) и явно проявляющий свои симпатии к Русской православной церкви. В 2006 году Коновалова называли в качестве возможного кандидата на пост первого заместителя генерального прокурора (в случае назначения руководителем российской прокуратуры Дмитрия Козака) или даже не пост генпрокурора.

Однако эти планы так и не были реализованы. Видимо, для поста генпрокурора Коновалов пока обладает недостаточным политическим весом (разумеется, в еще большей степени это можно сказать о президентстве!), а должность первого заместителя выглядела понижением по сравнению с занимаемой им в настоящее время.

Кроме того, однокурсница Медведева Валерия Адамова с 2002 года занимает пост вице-президента компании «Сибур», нефтехимической «дочки» «Газпрома». Она пришла в компанию после того, как «Газпром» восстановил свой контроль над «Сибуром». Затем она стала первым заместителем председателя Арбитражного суда Москвы.

Однако продвижение питерских юристов на должности в Москве не ограничивается только новыми назначениями выпускников 1987 года. Так, Михаил Кротов вначале сменил Иванова на его посту в «Газпром-медиа», а в ноябре 2005 года стал представителем президента в Конституционном суде. Хотя он окончил юридический факультет в 1985 году (вместе с Дмитрием Козаком), однако СМИ дружно связывают его назначение с поддержкой со стороны Медведева. Более важным здесь представляется не формальный признак (время окончания вуза), а характер дальнейших связей. Обратим внимание, что учителем Медведева, Иванова и Кротова был академик Ю.К.Толстой, патриарх кафедры, у которого также учился и В.В.Путин. Медведев, Иванов и Кротов вместе преподавали на юрфаке, были соавторами учебника «Гражданское право», удостоенного медали имени А.Ф.Кони, присуждаемой министерством юстиции России. Характерно, что на пост в «Газпром-медиа» Кротова рекомендовал именно Иванов.

Переезжают в Москву и некоторые представители преподавательской корпорации юридического факультета образца 80-х годов (когда в университете учился Медведев). Так, в 2002 году членом Конституционного суда стал доцент кафедры теории и истории государства и права Сергей Казанцев, бывший руководителем жилищного комитета мэрии. Спустя три года еще одним судьей был назначен его бывший однокурсник (закончили факультет в 1977 году) Сергей Маврин, возглавлявший в последнее время кафедру трудового права и охраны труда. Отметим, что в 90-е годы ни один представитель питерской юридической школы – одной из старейших в стране – не входил в состав этого суда.

Отметим также переезд в Москву представителей младшего поколения «команды Медведева», то есть юристов, которые завершили свое образование уже в конце 90-х годов; Медведев для них был не однокурсником, а учителем. Так, преподаватель кафедры гражданского права Игорь Дроздов (1977 года рождения) в 2004 году стал помощником министра экономического развития и торговли Германа Грефа по правовым вопросам, а в следующем году возглавил аппарат Антона Иванова в Высшем арбитражном суде. В МЭРТе, в частности, он отвечал за подготовку закона о концессионных соглашениях и Лесного кодекса. На место Игоря Дроздова в МЭРТ пришел Юрий Любимов (1977 года рождения) – друг Дроздова, одногруппник, преподаватель кафедры гражданского права. В МЭРТе Любимов курирует подготовку законопроекта об иностранных инвестициях в стратегические отрасли и юридические условия приема России в ВТО.

Впрочем, среди новых назначенцев, которых в той или иной степени считают протеже Медведева, есть не только питомцы питерского юридического факультета. В ноябре 2005 года начальником управления президента России по вопросам государственной службы стал Сергей Дубик – также юрист, но выпускник Военного института в Москве. Ранее он был советником аппарата Медведева в бытность того первым заместителем руководителя администрации президента, а после назначения последнего главой АП стал его помощником, а затем заместителем руководителя секретариата. Примечательно, что его брат Николай Дубик являлся заместителем Чуйченко в «Газпроме», а в 2005 году (после покупки «Газпромом» «Сибнефти») вошел в состав ее совета директоров и был назначен заместителем начальника юридического департамента «Сибнефти» - ныне «Газпромнефти». Судя по всему, Николай Дубик являлся одним из юристов, осуществляющих сопровождение сделки по покупке «Газпромом» «Сибнефти».

Со временем окружение Медведева расширялось за счет новых фигур, не связанных с Петербургским университетом. Так, к числу его аппаратных союзников относят нового главу МЭРТ Эльвиру Набиуллину. Однако основой его команды все равно являются «питерские юристы».

Месседжи элитам

В качестве высокопоставленного государственного служащего Медведев неоднократно высказывал набор идей, которые были адресованы элитных группам. Так, в интервью журналу «Эксперт» (апрель 2005 года) он призвал элиту к консолидации – отсюда и выбор издания, которое ориентировано на представителей элит и экспертного сообщества. По его словам, «если мы не сумеем консолидировать элиты, Россия может исчезнуть как единое государство». Медведев прямо выходит на «проблему-2008» (избрание нового президента), четко давая понять, что «есть возможность создать традицию передачи власти законным путем на основе реальной демократии». Таким образом, элиты призваны к консолидации во имя не только сохранения единства страны (это глобальная задача, резко повышающая ставки), но и в связи с необходимостью решения «проблемы-2008». Кроме того, глава администрации президента выступал в качестве сторонника «взаимной ответственности» государства и бизнеса за дела в стране. Эти же идеи нашли свое отражение в Послании президента Федеральному собранию 2005 года, подготовка которого осуществлялась под руководством Медведева.

При этом Медведев выступает в интервью «Эксперту» 2005 года в качестве противника «традиционного государственного капитализма» как пути к полному монополизму и стагнации в экономике». Тем самым он в очередной раз демонстрирует либеральную идентичность. В то же время Медведев подчеркивает, что и очень крупные государственные компании могут быть эффективными. Он ссылается при этом на опыт Норвегии и выступает за осторожность при передаче активов от государства в частные руки. Еще один важный тезис – независимость России может базироваться только на национальном капитале, на котором должен быть основан ряд секторов экономики: ресурсные компании, транспорт, финансовые и некоторые другие предприятия.

Таким образом, в своих знаковых публичных выступлениях в качестве руководителя администрации президента Медведев позиционировал себя как сторонника преемственности политического и экономического курса на основе консолидации элит, продолжения модернизационных тенденций при значительной роли государства в экономике, как минимум, на обозримую перспективу. Очевидно, что такая позиция носит компромиссный характер и расходится как с «силовой» (резко негативной по отношению к демократическим реформам), так и с ортодоксально либеральной идеологией - не случайной в связи с этим выглядит дистанция Медведева от либерализма при апелляции к понятию консерватизма.

В качестве первого вице-премьера Медведев дважды выступил со знаковыми месседжами в отношении элиты. Первый был сделан в июне 2006 года на Санкт-Петербургском экономическом форуме, одном из наиболее значимых российских конгрессов в области экономики. В своей речи Медведев выступил в качестве специалиста в области государственного управления, озвучив концепцию формирования в России государственно-монополистической экономики. В отличие от гораздо более сбалансированных по оси «свободная экономика-госкапитализм» выступлений Путина, речь Медведева почти не содержала ритуальных жестов в «либеральную» сторону – так, он не стал критиковать сохранение монополизма в ряде секторов экономики (что неудивительно с учетом статуса Медведева как главы совета директоров «Газпрома»). По словам Медведева, Россия намерена делать ставку на господдержку создания крупных государственных корпораций и их экспансию на внешние рынки: «Есть все предпосылки для создания транспортных коридоров, которые сделают Россию одним из логистических центров мира».

Кроме того, Медведев подчеркнул, что страны BRIC (Бразилия, Россия, Индия и Китай) в будущем будут играть ключевую роль в мировой экономике. Это, прежде всего, позволяет пересматривать будущие перспективы США и доллара в мировой экономике. На фоне благоприятных оценок развивающихся экономик, Медведев заявил, что «нынешнее состояние экономики США, страны-эмитента единственной резервной валюты мира, вызывает опасения». Показательно, что если Путин неоднократно подчеркивал, что Россия является неотъемлемой частью Европы, то Медведев сделал акцент на том, что страна «не должна замыкаться в своей европейской идентичности» и «должна развиваться во все стороны». Также он упомянул о «блестящих» отношениях со странами Ближнего Востока.

Если до выступления на Санкт-Петербургском экономическом форуме Медведев воспринимался в истеблишменте как, в первую очередь, умеренный экономический либерал, то теперь он перенес центр тяжести на дирижистскую составляющую. Это встретило положительную реакцию аудитории, но могло привести к негативным оценкам со стороны западных наблюдателей, в том числе инвесторов. Видимо, это стало одной из причин появления в июле 2006 года нового программного интервью Медведева «Эксперту», в котором он вновь сместил акценты в сторону умеренного либерализма, хотя и с дирижистской составляющей.

«Я не считаю, что государство вообще не должно быть собственником хозяйствующих субъектов на нынешнем этапе развития. Но я и не считаю, что государство должно увеличивать свое присутствие в экономике. Государство — не очень эффективный собственник. Хотя некоторые государственные компании демонстрируют отнюдь не плохие показатели» - заявил Медведев. Он особо подчеркнул, что не говорил на Санкт-Петербургском экономическом форуме о необходимости развития только крупных государственных корпораций. Медведев выделил отрасли экономики, в которых работают крупные частные российские компании: ТЭК, черная и цветная металлургия, связь, розничная торговля, «подтягивается банковский сектор».

Перспективы Медведева

Избрание Медведева президентом как преемника Владимира Путина не вызывает особых вопросов. После выдвижения первого вице-премьера Дмитрия Медведева кандидатом в президенты его рейтинг сделал резкий рывок, поднявшись более чем на 10%. В декабре 35% опрошенных граждан, собирающихся участвовать в голосовании и определившихся в выборе, по данным Левада-центра, отдали бы голоса за Медведева, если бы выборы состоялись в ближайшее воскресенье, сообщает «Левада-центр». В середине ноября за него были готовы голосовать лишь 24%. Этот успех можно связать с тем, что 87% одобряет деятельность президента Путина, а тот, в свою очередь, поддерживает выдвижение Медведева.

Кроме того, по данным декабрьского опроса ВЦИОМ, 57% опрошенных заявили, что они готовы проголосовать за кандидата, которого открыто поддержит Владимир Путин - без указания имени. Лишь 16% опрошенных сказали, что отдадут свой голос «скорее другому политику», 27% затрудняются с ответом. Ранее проводившиеся опросы Левада-центра показали, что около 40% респондентов готовы были поддержать любого преемника.

Однако более существенные проблемы могут ожидать Медведева в дальнейшем. Во-первых, это характер его взаимоотношений с Владимиром Путиным, который не собирается уходить из политики и уже «номинирован» Медведевым на должность будущего премьера. Таким образом, скорее всего, сложится «диархия» - не имеющий прецедентов в российской истории последних веков принцип управления, согласно которому бывший президент будет «опекать» действующего, контролировать его действия и выступать в роли «главного арбитра» в основных внутриэлитных конфликтах.В случае создания «диархии» новый президент будет автоматически более слабой политической фигурой, чем его предшественник. Кроме того, вполне возможно создание новой системы власти, при которой функции президента будут де-факто сокращены за счет расширения роли премьер-министра, который перестанет быть «техническим». При этом можно обойтись без изменений действующей Конституции – хотя бы потому, что согласно ей премьер предлагает президенту кандидатуры всех министров, включая и силовых.

Разумеется, в отношениях между бывшим и новым президентом могут быть проблемы – «диархия» по своей сути предусматривает отход от жесткого моноцентризма к большей полицентричности режима. Однако можно предположить, что при Медведеве их будет немного, по крайней мере, в первый период президентства. При этом значимыми являются не только давние и тесные связи Путина и Медведева, но и объективные обстоятельства, связанные с тем, что у Медведева как политика очень мало собственных ресурсов: лидирующая роль в «диархии» будет принадлежать Путину. Более вероятно, что Медведев будет постепенно расширять свои реальные полномочия, «осваиваясь» на посту президента, чем предпримет бурную экспансию в различные сферы государственной жизни.

Во-вторых, возможности Медведева будут ограничены и в вопросах кадровой политики – напомним, что Владимир Путин получил возможность сменить силовых министров только через год после вступления в должность, а премьер-министра – через четыре года. Медведев, скорее всего, сможет самостоятельно заполнить ряд ключевых вакансий в администрации президента (но, скорее всего, должность руководителя администрации будет находиться в ведении Путина), а также провести своих кандидатов на некоторые посты в правительстве. Есть основания полагать, что Путин постарается сохранить под своим реальным контролем силовой блок. Однако даже ограниченные институциональные и кадровые перемены де-факто изменят баланс сил во власти, повысят вероятность возникновения новых напряжений или конфликтов в верхах.

В-третьих, в случае, если Медведев станет президентом, с высокой долей вероятности можно прогнозировать, что экономический курс власти, в целом, сохранится. Вряд ли следует ожидать значительной либерализации (разве что для бизнеса могут быть созданы дополнительные возможности в рамках государственно-частного партнерства) и будет меньшей вероятность «силовых» форм воздействия на бизнес по схеме «дела ЮКОСа».

В-четвертых, главной проблемой возможного президентства Медведева будет уровень стабильности политического режима, который зависит как от личных качеств лидера и успешности функционирования «диархии», так и, в еще большей степени, от характера мировой конъюнктуры цен на энергоносители, в зависимости от которой до настоящего времени остается российская экономика.

Алексей Макаркин – заместитель генерального директора Центра политических технологий

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net