Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
09.01.2008 | Татьяна Становая
Саакашвили потерял Тбилиси
С наступлением Нового года внимание всего мира было приковано к Грузии, где 5 января состоялись досрочные президентские выборы. На данный момент ЦИК подсчитал около 98% избирательных бюллетеней, по итогам которых Михаил Саакашвили побеждает в первом туре с результатом в 52,2% голосов. Второе место за лидером так называемой «объединенной оппозиции» Леваном Гачечиладзе – 26,3%. Оппозиция не признает своего поражения, однако пока на решительные действия не идет. Саакашвили же хоть и победил, однако далеко не столь убедительно: он значительно уступил своему сопернику в Тбилиси, выиграв за счет высокой поддержки в провинции. Этого будет недостаточно для того, чтобы преодолеть политический кризис.
Напомним, что досрочные президентские выборы были назначены в связи с ноябрьскими событиями. Оппозиционные президенту Михаилу Саакашвили политические силы организовали самые серьезные за все время его пребывания у власти массовые выступления в Тбилиси. Главное требование – проведение выборов в парламент в марте-апреле 2008 года, а не осенью будущего года: ранее решение о переносе было принято по инициативе Саакашвили, который хотел совместить парламентские выборы с президентскими. Саакашвили удалось существенно деморализовать оппозицию 7 ноября, когда против митингующих была применена сила: полиция использовала слезоточивый газ, водометы и резиновые пули. Решающим оказалась и поддержка со стороны США, которые не стали осуждать применение силы.Все это позволило Саакашвили перехватить и политическую инициативу. Он неожиданно объявил о проведении досрочных президентских выборов. Это во многом обессмысливало протесты оппозиции и одновременно позволяло самому Саакашвили обновить мандат доверия. Противники президента были вынуждены принять навязанные ей новые правила игры и начать подготовку к выборам.
Для Саакашвили сложились весьма благоприятные предвыборные условия. Оппозиция, по сути, так и не смогла объединиться. «Единый» кандидат Леван Гачечиладзе шел как заведомо слабый кандидат, который при условии его избрания должен будет провести в Грузии референдум об упразднении президентской формы правления. Электоральный вес ему придавал союз с популярной Саломе Зурабишвили – бывшим министром иностранных дел. Однако помимо него в выборах принял участие Бадри Патаркацишвили, который отличился абсолютно невнятной позицией (он то говорил о снятии своей кандидатуры, то вновь возвращался к предвыборной гонке), лидер партии «Новые правые» Давид Гамкрелидзе и лидер Лейбористской партии Шалва Нателашвили. Все они набрали менее 7%. Бадри Патаркацишвили 6,7%, у лидера Лейбористской партии Шалвы Нателашвили — 6,3%, у Давида Гамкрелидзе — 3,91%. Менее 1% — у Георгия Маисашвили (0,74%) и Ирины Саришвили (0,19%).
Однако, несмотря на то, что Гачечиладзе не был единым кандидатом, его участие можно назвать скорее успешным. Он значительно опередил Саакашвили в Тбилиси, а в целом по стране набрал 26,3%. Изначально появились данные о том, что Гачечиладзе побеждает: сведения исходили организации «Общеевропейское дело», которая провела exit-polls. Однако этими данными не оперировала даже оппозиция. Впрочем, по ее заявлениям, Саакашвили хоть и набрал относительное большинство (около 41%), но в первом туре не побеждает. По сути, оппозиция требует проведения второго тура.
После выборов лидеры оппозиции долго искали пути оптимальной политической тактики, что означало только одно – неготовность к крупномасштабными акциям протеста. Надо сказать, что и в разгар политического кризиса в ноябре, и сейчас особую роль сыграла позиция Запада в целом. Наблюдатели ОБСЕ признали выборы демократическими. США же критично высказались о попытках оппозиции оспаривать итоги «честных» выборов. Заметим, что вся политическая элита Грузии в той или иной степени ориентирована на Запад, что является весьма существенным ограничителем в политической борьбе. США диверсифицируют свои интересы, с одной стороны явно поддерживая Саакашвили, но с другой стороны, развивая контакты с оппозицией. Для Запада важнейшим приоритетом в Грузии является политическая стабилизация, и любая сознательная дестабилизация не может получить одобрение у западных стран.
Показательно, что после выборов оппозиция не пошла на проведение массовых акций, устроив лишь один, не самый многочисленный митинг. Хотя уличной активности мешала и весьма несвойственная для Грузии очень холодная погода, которая установилась в первой декаде января. После прозвучавших оценок со стороны Запада, признавшего победу Саакашвили, оппозиция попытала найти более или менее легитимные способны политической борьбы: прежде всего судебные. Это переводило противостояние из политической в судебную плоскость и практически полностью лишало оппозиции шансов завладеть политической инициативой.
Однако вчера все же было объявлено о решительных политических действиях. 13 января представители девяти оппозиционных партий, входящие в коалицию, намерены в центральном районе Тбилиси Пески провести масштабный митинг с требованием назначения второго тура выборов. Возможно, к призыву объединенной оппозиции присоединятся те оппозиционные партии, которые не входят в коалицию. Гачечиладзе также заявил, что если он или его сторонники не получат телеэфир, то лидеры и активисты НС будут ежедневно проводить такие акции у зданий этих телекомпаний. Более того, оппозиционеры с этим же требованием намерены начать голодовку у стен телекомпании. «Я обращаюсь к и.о. президента Нино Бурджанадзе и Михаилу Саакашвили, - заявил Гачечиладзе. - Я не остановлюсь до тех пор, пока вы меня не убьете».
5 января население Грузии также проголосовало за вступление в НАТО и перенос парламентских выборов на осень. Оппозиция, которая балы на подъеме осенью прошлого года, будет вынуждена теперь искать новые политические стратегии. Нынешняя же битва выиграна Саакашвили, которому, тем не менее, придется выбирать: либо смягчать свой режим и более гибко выстраивать отношения со своими конкурентами (чего Саакашвили раньше не умел делать), либо ужесточать режим, компенсируя этим девальвацию некогда феноменальной популярности.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.