Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
13.02.2008 | Николай Пахомов
О неизбежном
Два события последних дней обострили в Европе дискуссию о соотношении местных, «европейских» ценностей и тех мировоззренческих установок, которые привносят в Старый Свет пришлые. В Великобритании Архиепископ Кентерберийский, видимо, не особенно тщательно подумав, решился порассуждать о нормах шариата. В Германии в Людвигсхафане в результате подозрительного пожара в общежитии турецких иммигрантов погибли девять человек. Судить, к чему приведёт активизировавшая полемика, пока сложно. Одно можно сказать с уверенностью — развитые западные общества находятся в изрядной растерянности, не умея достойно ответить на вызовы, связанные с наплывом иммигрантов.
Духовный лидер англикан Архиепископ Кентерберийский Вильямс открыл для себя всю силу современных СМИ. Не пытаясь разобраться в его путаных суждениях, высказанных ранее, в погоне за сенсацией медиа поспешили записать почтенного пастора в главные сторонники введения шариата в Соединённом Королевстве. Ничего подобного архиепископ не заявлял - если быть точным, он говорил о неизбежности принятия в Великобритании некоторых норм шариата. Впрочем, смущение Вильямса показательно.
Задумаемся. Лидер одной из традиционных западных христианских церквей заявляет о неизбежности успеха ислама (хотя бы и тактического). Лишь слова английского пастора прозвучали, на него обрушился поток гневных отповедей. Кто и как критиковал, можно рассказывать долго. Обратим внимание на депеши англиканских лидеров из былых центров британского колониального могущества на Незападе (Пакистана, Нигерии, Судана), которые напомнили Архиепископу, что любая религия, а ислам в особенности, требует от своих адептов верности, полного принятия. Следовательно, выбрать и что-то немного взять из норм шариата просто невозможно. Авторы писем знают, что говорят. Им в отличие от авторитетного британского коллеги каждый день приходится в достаточно жёсткой форме соприкасаться с воинствующими проявлениями ислама.
Премьер Браун покритиковал архиепископа с другой стороны, заявив, что британские законы должны базироваться на британских ценностях. В спорах о том, как неправ церковный лидер, никто не обратил внимания на этот конфуз лидера светского. Ибо что есть британские ценности? Для былой владычицы мира, величайшей колониальной метрополии Великобритании измерять «британскость» законов вообще смешно.
Главная же проблема Запада в том, что у европейской культуры во всех её проявлениях, включая религию, все меньше энергии для сопротивления другим культурам. История с Архиепископом Кентерберийским в этом смысле также показательна — хорош духовный авторитет, если он, не успев сделать важное заявление, спешит его опровергнуть, заявить, что его не так поняли, просит прощение, что не умеет толком выразить того, что думает.
Конечно, найдутся сторонники точки зрения, согласно которой сопротивляться другим культурам не нужно, а следует искать компромисс. Но легко ли его будет найти? Посмотрим на последние события в Германии.
После того как на прошлой неделе в Людвигсхафане произошёл сильный пожар в общежитии, где жили турки, турецкие газеты наполнились комментариями, сетующими на ксенофобию немцев. Известно, в конце прошлого века германские неонацисты практиковали поджоги общежитий иммигрантов. Но сходу утверждать, что пожар начался по злому умыслу, вряд ли разумно. Немецкие власти поспешили обезоружить критиков — сразу было объявлено, что для совместного расследования с немецкими коллегами приглашены специалисты из Турции.
Однако новый импульс скандал получил, когда в Германию прибыл турецкий премьер Эрдоган. Проблем у него на родине хватает — сторонники светского строя продолжают сопротивляться попыткам умеренных исламистов в правительстве Эрдогана ослабить ограничения, наложенные Ататюрком на религию. (Сейчас обсуждается отмена запрета на ношение платков.) Националистическая полемика вокруг трагедии в Людвигсхафене оказалась прекрасной возможностью для набора очков популярности.Эрдоган выступил перед шестнадцатью тысячами турок в Кёльне, где обещал уделять большее внимание к нуждам диаспоры. В частности, впервые у живущих за рубежом турок может появиться возможность голосовать по месту жительства. Куда важнее другое - Эрдоган предостерёг соотечественников от ассимиляции, призвав не забывать, что они турки.
Постановка вопроса, как минимум, любопытная. В то время, как лучшие умы Европы, включая Архиепископа Кентерберийского, думают, как бы лучше интегрировать прибывающих во всё больших масштабах пришлых, турецкий премьер призывает турок сохранять своё сообщество внутри немецкого общества. Идея вроде бы неплохая, но турецкому сообществу всё равно необходимо жить на территории Германии, по немецким законам, взаимодействовать с нетурецкими общественными группами. Разве можно исключать, что, дабы избежать ассимиляции, турки начнут жить по нормам шариата, причём отнюдь не в облегчённой версии Архиепископа Вильямса?
Понятно, что Анкара имеет на мировой арене свой интерес. Растёт влияние страны в том числе и как места разветвления трубопроводов с разными энергоносителями, идущими в Европу. Обижают Турцию, не берут в ЕС — так в ответ можно будоражить турецких жителей Старого Света. Европейцы же, похоже, не знают, как им вести себя во взаимодействии с другими культурами. Они постоянно являют миру собственную растерянность: христиане спорят с атеистами, родившаяся в Европе демократия всемирного распространения так и не получает, проводить решительную внешнюю политику у Брюсселя никак не выходит, да и европейская политкорректность носителями других культур зачастую воспринимается как слабость.
Отстаивать свои ценности в Европе действительно не торопятся. Недаром Архиепископ Кентерберийский сказал о «неизбежности» шариата. Неужели Старый Свет смирится и признает принципиальную неразрешимость задачи интеграции? В конце концов, полемика из формата дискуссий, интересующих лишь интеллектуалов, станет общезначимым вопросом, ведь без общественного мира между аборигенами и иммигрантами невозможно нормальное функционирование экономики и как следствие благополучие. А ведь ради благополучия иммигранты главным образом и приезжают в Европу, достигшую процветания в том числе и благодаря культурным ценностям, которые европейцы сегодня не торопятся защищать.
Николай Пахомов - публицист
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.