Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
26.03.2008 | Сергей Маркедонов
Армения: новый политический пейзаж после битвы
21 марта в Армении, похоже, закончились президентские выборы. В данном тезисе нет фактической ошибки. Действительно выборы главы Армянского государства официально прошли 19 февраля 2008 года, однако основной интригой кампании стало не соревнование конкурентов и не подсчет голосов ЦИК, а интерпретация итогов. Именно этот процесс стал причиной серьезного внутриполитического кризиса. Та часть оппозиции, которая группировалась (и группируется сейчас) вокруг первого президента Армении Левон Тер-Петросяна, оказалась не готова принять правила игры победителей (преемника Роберта Кочаряна Сержа Саркисяна) и признать итоги кампании легитимными. Соответственно власти посчитали, что жесткость по отношению к оппозиционерам является если не оптимальным, то надежным способом сохранения преемственности курса.
В результате крайне жесткое противостояние власти и оппозиции вылилось 1-2 марта в массовые беспорядки. По официальным данным, при разгоне протестного митинга в ночь на 1 марта погибли 8 и ранено свыше 200 человек. По неофициальным подсчетам цифры убитых в 3-4 раза больше. Как бы то ни было, на Южном Кавказе не состоялся прецедент передачи высшей власти в стране от предшественника преемнику. Таким образом, выборы продлились, поскольку режим ЧП стал прямым следствием общественного раскола по итогам кампании. Фактически продлилось и пребывание у власти Роберта Кочаряна. Период от выборов до инаугурации преемника не стал для Кочаряна своеобразным отпуском. Именно он (а не его преемник) был главным фигурантом в деле объявления ЧП, а затем интерпретатором самого ЧП. 10 марта 2008 года президент Армении своим указом «частично отменил режим ЧП», а через три дня он внес в указ изменения, согласно которым СМИ запрещено «распространять призывы на участие в несанкционированных мероприятиях». В период чрезвычайного режима Кочарян сделал и ряд важных внешнеполитических заявлений (в частности он озвучил тезис, что в случае выхода Азербайджана из формата Минской группы Ереван готов признать Нагорный Карабах). Таким образом, одним из главных итогов президентских выборов стала растущая политическая роль уходящего президента. Кочарян показал, что без его помощи и поддержки, его влияния преемнику будет нелегко осуществлять свои полномочия. Он стал вторым победителем президентской кампании (де-факто, что в постсоветских условиях зачастую важнее, чем де-юре).
21 марта истек срок ЧП (вводилось сроком на 20 дней). В этот день режим чрезвычайное положение было отменено полностью. Накануне этого знакового дня Роберт Кочарян заявил журналистам, что в его планы не входит пролонгация режима чрезвычайного положения: «Я не вижу каких-либо факторов или поводов для продления ЧП, и с завтрашнего дня этот режим не будет действовать». По словам Кочаряна, введение ЧП было необходимой мерой, так как это позволило избежать больших жертв, чем те которые были принесены в день «кровавой субботы». В ходе общения с прессой Кочарян остановился на такой ключевой проблеме (не только для Армении, но и для всего СНГ), как передача высшей власти и преемственность: «Мы должны довести систему государственного управления до нормального и спокойного состояния, чтоб я мог спокойно передать страну в управление следующему президенту».
Инаугурация нового президента состоится 9 апреля 2008 года. Таким образом, можно констатировать, что действующей власти удалось выиграть президентские выборы. Власть, во-первых, показала свою готовность защищаться. Без определенного ресурса поддержки в обществе (пусть даже этот ресурс и искусственно переоценивается официальным Ереваном) уходящий президент не смог бы эффективно мобилизовать «силовиков» и «вертикаль». Если у власти нет никакой легитимности (либо она низка), то милиционеры и военные отказываются вступать в противостояние с протестующим народом. Так было в Сербии в 2000 году, Грузии и в 2003 году, на Украине в 2004 году, в Киргизии в 2005 году. Сегодня власть Армении (несмотря на многочисленный и организованный протестный электорат) не имеет «индекса антипопулярности», сравнимого с Эдуардом Шеварднадзе, Леонидом Кучмой и Слободаном Милошевичем периода краха трех последних персонажей. Во-вторых, снова официальный Ереван (как это бывало и раньше) показал готовность в инкорпорированию части «умеренной» оппозиции в свои ряды. 21 марта 2008 года между четырьмя партиями подписано Соглашение о формировании новой политической коалиции. Свою поддержку этому Соглашению продемонстрировал и Роберт Кочарян. В состав коалиции войдет «партия власти» Республиканская партия Армении. Во главе ее списка на парламентских выборах мая прошлого года был действующий премьер-министр и формальный победитель выборов Серж Саркисян. Именно он подписал коалиционное Соглашение от имени республиканцев. Партию «Оринац Еркир» («Страна законности») представляет в будущей коалиции Артур Багдасарян (получивший третьем место в день голосования 19 февраля 2008 года, экс-спикер Национального Собрания Армении и теперь уже экс - оппозиционер). Партию «Баргавач Айастан» («Процветающая Армения») представляет Гагик Царукян (в выборах президента не участвовал). «Процветающая Армения» рассматривалась, как президентский (кочаряновский) политический проект, который, однако, в мае 2007 года не имел больших успехов. Не считать же таковым простое попадание в парламент на второй позиции. И, наконец, дашнаки, которые и ранее, входя в коалиции, стремились играть свою игру в команде власти. На выборах-2008 у «Дашнакцутюна» был свой кандидат Ваан Ованнисян, показавший скромный результат. Коалиционное соглашение 21 марта 2008 года от дашнаков подписал представитель Верховного органа партии Армен Рустамян.
В этой связи во внутриполитической повестке дня Армении (послевыборной) будут два основных вопроса. Первый- это сохранение прочности правящей коалиции. Напомним, что сегодня в нее вошли такие вчерашние антагонисты, как Серж Саркисян и Артур Багдасарян. Второй был практически единственным политиком в Армении, кто высказался за переориентацию внешней политики на ЕС и НАТО, чем спровоцировал большой скандал в парламенте. Непростые отношения (несмотря на союзничество) и у дашнаков с республиканцами (у первых – большие традиции и исторические заслуги, у вторых - реальные механизмы управления). Однако сегодня новые коалиционеры демонстрируют единство взглядов и подходов, провозглашают своими приоритетами «формирование власти, пользующейся доверием большинства общества, с целью усовершенствования механизмов защиты прав человека и проведения демократических реформ, для разработки единой программы правительства». Время покажет, насколько практика будет соответствовать теории. Повторимся еще раз, нынешние союзники уже знали в недавнем прошлом серьезные расхождения и расколы. Впереди дележ правительственных портфелей, а это всегда многообещающая интрига. Не менее важный вопрос (который спровоцировать раскол)- это проблема заимствования властями лозунгов и требований оппозиции. Сегодня представители внутрипарламентской оппозиции (партия «Наследие») рассматривают новую коалицию весьма скептически. По мнению секретаря фракции «Наследия» в Национальном собрании Степана Сафаряна, «союз четырех» создан лишь для того, чтобы «пустить пыль в глаза международному сообществу», которое требует от официального Еревана вести диалог со всеми политическими силами страны.
Вопрос второй (по порядку, но не по важности)- это Левон Тер-Петросян. Сегодня он потерпел поражение, но сумел в то же время показать свою силу, умение мобилизовать не только политический протест, но и социально-экономическое недовольство (последнее едва ли не более важно в постсоветских обществах). Очевидно, что этот амбициозный политик не собирается на пенсию. Вместе с тем он не того калибра фигура, которой легко было бы закрыть рот даже путем полицейско-административного давления, а тем паче подкупа. Пока же этой части оппозиции от властей предложений о сотрудничестве не поступало. Об этом недавно заявил в интервью представитель штаба экс-президента Армении Левон Зурабян: «Мы всегда были открыты для диалога, особенно в период проведения мирных митингов, когда имелась серьезная возможность наладить ситуацию политическим путем». Теперь перед экс-президентом открывается целый ряд возможностей. Первая – это продолжить митинговать и будить улицы и площади Еревана (возможно и других городов страны). «Я думаю, что в том или ином виде акции протеста будут осуществляться. Другое дело – как их оформлять, как их называть, придумывать ли другие формы политического противостояния. Очень большая толпа не нужна, миллион людей на улице не нужен. Если выйдет 10 тыс. человек и будет время и возможность продолжать и раскручивать противостояние, то через 10 дней, может, что-то будет. Я думаю, что потенциал для протеста есть», - считает директор Кавказского Института СМИ Александр Искандарян.
Однако можно добавить, что и у власти есть потенциал противодействовать массовым акциям (равно как и готовность применять силу). Вторая возможность для Левона Тер-Петросяна - начать создание серьезной политической силы (партии), а также смещение акцентов, переход от Еревана к регионам Армении. В рамках этого проекта - длительная подготовка к новой схватке за власть через три года (в 2011 году в Армении состоятся выборы в национальный парламент). Вторая возможность сопряжена с трудностями не только финансового плана. Она касается и политической ментальности экс-президента. Тер-Петросян чувствует себя гораздо увереннее в митинговой стихии, а не в кабинете в качестве менеджера- партийного строителя. Пока же в первый день после отмены чрезвычайного положения была инициирована акция «молчаливого протеста», посвященная памяти о погибших 1 марта 2008 года. В любом случае, действия армянской оппозиции и власти будут осуществляться уже в новом послевыборном контексте.
Сергей Маркедонов - зав. отделом проблем межнациональных отношений Института политического и военного анализа, кандидат исторических наук
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.