Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

27.03.2008 | Сергей Маркедонов

Продвижение Грузии в НАТО: сдерживающие факторы

Как и ожидалось, официальный Тбилиси жестко отреагировал на текст обращения российских парламентариев к президенту и правительству РФ рассмотреть вопрос о возможном признании Абхазии и Южной Осетии. Во-первых, МИД Грузии обвинил Россию во вмешательстве во внутренние дела суверенного государства. Во-вторых, представители грузинского МИДа вновь сформулировали тезис о том, что Россия не может более рассматриваться, как медиатор в разрешении конфликтов на территории Грузии.

«Россия утратила политическое, правовое и моральное право претендовать на роль нейтрального и объективного посредника в вопросе урегулирования конфликтов», - говорится в заявлении грузинского МИДа.

Реакция грузинского парламента была гораздо более умеренной. Практически в день обсуждения вопроса о политике РФ по отношению к трем непризнанным республикам (21 марта 2008 года) председатель парламентского комитета по международным делам Константин Габашвили заявил, что необходимо взять паузу и подождать официального подтверждения информации из Москвы. В дальнейшем парламент собирается подготовить обращение по этому вопросу к странам- членам НАТО (в преддверии саммита в Бухаресте это будет использовано, как аргумент в пользу присоединения Тбилиси к плану членства в Альянсе). Напомним, еще раз, что в апреле 2008 речь не будет идти об окончательном вступлении Грузии в НАТО. Предвидя возможные сложности на этом пути (решения в НАТО принимаются консенсусом) министр по евроатлантической интеграции грузинского правительства Георгий Барамидзе уже высказал мнение, что если не в 2008 году, то в 2009 на саммите в Берлине этот вопрос (присоединение Тбилиси к Плану действий по членству) будет решен положительно.

Пока же у Тбилиси есть несколько осложняющих моментов для поднятия своего статуса в НАТО. И проблема конфликтов здесь важна, но далеко не первостепенна, как это нам зачастую представляется. К сожалению, российское экспертное сообщество целиком сосредоточило свое внимание не геополитических проектах Тбилиси (интеграция в НАТО, ориентация на Вашингтон). Между тем, внутриполитическое развитие этой республики Южного Кавказа не менее важно. Сегодня политический раскол внутри Грузии стремительно набирает обороты. После президентских выборов, состоявшихся в январе 2008 года, оппозиция, как никогда готова взять реванш за недавнее поражение.

Фактически с 29 января 2008 года мы можем говорить об определенном наступлении оппозиционеров. Сначала было выдвижение Меморандума, где оппозиция оговорила весь спектр своих требований к власти (от поправок к Конституции, до либерализации режима в целом и избирательного законодательства в частности). Затем были переговоры с властями, частичные уступки со стороны официального Тбилиси. Март же 2008 года запомнился многодневной голодовкой. Впрочем, некоторые оппозиционеры заявили, что окончание голодовки не означает сворачивание массовых акций протеста вообще. «Если итоги выборов фальсифицируют, тогда будет революция», - сказал сегодняшний оппозиционер (экс-министр Правительства Грузии) Георгий Хаиндрава «Интерфаксу». Даже если принять во внимание взрывной темперамент Хаиндравы, то следует сказать, что угроза силового противостояния в мае гораздо большая, чем в январе 2008 года. В январе 2008 года оппозиция могла отступать (впереди были выборы в парламент, возможность побороться за контроль над законодательной ветвью власти). В случае, если власть победит, оппозиция уже сегодня готова признать такую победу недействительной. Уже сегодня многие ее представители распространяют такие тезисы. Если власть победит, то это - синоним фальсификаций. Почему? Ответ простой - без фальсификаций власть не может победить в принципе. Следовательно, уже сегодня оппозиционеры исподволь готовятся к жесткому противостоянию. После мая следующей кампании (и президентской и парламентской) придется ждать еще 4 года. За это время много воды утечет. А потому противники команды действующего президента готовы к решительным действиям. Тем паче, что власть, ведя с ними переговоры, показала слабость (с точки зрения оппонентов Саакашвили). «Видимо такой стационарный метод протеста, как голодовка, не до конца оправдал себя. В оставшиеся до парламентских выборов время мы поведем более активную и агрессивную кампанию», - заявил Константин Гунцадзе, один из лидеров «объединенной оппозиции». Напомним также, что не вся оппозиция в Грузии «объединилась». Республиканская партия готова идти на выборы самостоятельно, хотя в то же время готова к оппонированию властям. Именно внутренний раскол в рядах противников Саакашвили дает властям надежду на определенное манипулирование и маневрирование.

Впрочем, помимо «агрессивной кампании» в Тбилиси руководство Грузии вынуждено реагировать на вызовы в Южной Осетии и в Абхазии. Реагировать жестко, чтобы переигрывать собственную оппозицию на патриотическом поле. В 20-х числах марта в Южной Осетии ситуация снова накалилась. 23 марта 2008 года на территории конфликтного региона произошел теракт. Затем 24 марта 2008 года югоосетинская сторона задержала на своей территории около 40 грузин, торговавших в Цхинвали, а 25 марта грузинские полицейские запретили проход через разделительную линию от 20 до 60 осетинам. По заявлению югоосетинской стороны, вооруженными подразделениями Грузии в зоне конфликта «осуществляется продовольственная блокада осетинских сел». По словам Уполномоченного по правам человека при президенте Южной Осетии Давида Санакоева (не путать с главой «альтернативной Южной Осетии Дмитрием Санакоевым), действия грузинской стороны осложняют ситуацию в регионе.

«То, что происходит в последнее время в Южной Осетии иначе, чем войной назвать сложно. Количество убитых раненных с югоосетинской стороны за последние три года превысило 50 человек. Абсолютное большинство из них - мирные граждане. Есть среди них женщины и дети. Потом давайте исходить из того, что Дагомысские соглашения, по своей сути, - это ни что иное, как договор о прекращении огня. Грузия, в настоящее время, активно саботируя переговоры в формате СКК, переподчинив свих миротворцев Министерству обороны Грузии, введя в зону конфликта несколько тысяч своих полицейских и полностью вооружив население грузинских сел Южной Осетии фактически вышла из этих соглашений», - говорит югоосетинский политолог Андрей Битаров. Жесткие подходы со стороны Тбилиси радикализируют и население, и элиту Южной Осетии (которые до 2004 года были гораздо более терпимы в отношении Грузии, чем абхазы).

А в это время в Абхазию 26 марта прибыли две делегации (Европейского Союза и посольства Швейцарии в Грузии). Конечно, это не означает какой-то «смены вех». Послам положено изучать ситуацию на всей де-юре грузинской территории. Однако нельзя не отметить определенный рост заинтересованности европейцев в получении более объективной картинки о том, что реально происходит в Абхазии. Сегодня ЕС ведет работу по открытию европейских центров в Цхинвали и в Сухуми (что позволит смотреть на эти «горячие точки» взглядом не из Тбилиси).

Таким образом, фон вокруг евроатлантических устремлений Грузии нельзя назвать благоприятным. Жесткая борьба между властью и оппозицией (где последняя не менее авторитарна в своих действиях и оценках, чем первая), обострение ситуации в Южной Осетии и сложный узел противоречий в Абхазии говорят о том, что такие важные проблемы, как внутриполитическая стабильность и урегулирование конфликтов далеки от своего разрешения. Следовательно, по всем предполагаемым «стандартам» получение МАР (Membership Action Plan) должно быть для Грузии отложено. Впрочем, надо понимать, что между МАР и реальным членством - не слишком короткая дистанция, обладание этим статусом может продлиться не один год. Конечно, можно сказать, что существует такое понятие, как политическая целесообразность. Ради абстрактных перспектив «демократии в Грузии» чаемый МАР могут дать и у Бухаресте в 2008 (а не в Берлине в 2009) году. Но в этом случае дискредитация целей и ценностей НАТО будет гораздо более очевидна, чем в случае со странами Балтии или Южной Европы.

Однако в этой связи России надо понимать несколько простых, на первый взгляд, вещей. Что бы мы ни признавали и не намеревались признать, Тбилиси не свернет с евроатлантического пути в ближайшее время. Получит она МАР сейчас или через 3 года. Это возможно лишь тогда, когда Вашингтон с Брюсселем признают де-юре Абхазию с Южной Осетией, а это, мягко говоря, пока не просматривается. Россия сегодня не готова дать Грузии тот «пряник», который станет для нее слаще НАТОвского.

Такова логика любого национального государства, которое не обладает достаточными ресурсами для решения своих внешне- и внутриполитических проблем. Вчера Тбилиси апеллировал к Москве, сегодня его взоры обращены к другим странам и континентам. В этой связи надо, во-первых, искать союзников внутри НАТО, которые бы понимали фактическую неготовность Грузии стать членом Альянса и играли на этом, а во-вторых, готовиться к тому, что повышение статуса Тбилиси станет реальностью.

При этом надо понимать, что признание де-юре Абхазии и Южной Осетии здесь не является главным инструментом. Скорее наоборот, вступление Грузии в НАТО осложнит «собирание земель». Воевать с Россией из-за двух мятежных республик Европа и Штаты (используя знаменитый пятый пункт) не будут, а в случае получение НАТОвской прописки де-факто образования еще сильнее побегут из состава Грузии. Впрочем, это будет уже другая история.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net