Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

14.05.2008 | Сергей Маркедонов

Кадыров завершил поход на «Восток»

Противостояние президента Чечни Рамзана Кадырова с братьями Ямадаевыми, похоже, подошло к своему логическому завершению. Не обладая ресурсами сопоставимыми с кадыровскими, командир батальона «Восток» и его брат потерпели поражение. Впрочем, давление кадыровской «вертикали» будет сродни действиям пружины и слишком жесткая ее работа приведет к сбоям. Но пока серьезных вызовов господству Рамзана в республике (впрочем, и за ее пределами тоже) не видно.

Напомним вкратце историю этого противостояния. 14 апреля 2008 года в Гудермесе произошел инцидент между сотрудниками охраны президента Чечни Рамзана Кадырова и военнослужащими батальона «Восток» (который входит в состав 42-й мотострелковой дивизии Министерства обороны России и формально-юридически не подчиняется республиканскому руководству). Спор произошел из-за того, кто первым проедет по дороге. До сих пор высказываются разные версии, но до тех пор, пока у нас нет доступа к широкому кругу репрезентативных источников, все это будет гаданием на кофейной гуще. Но главное, в конечном счете, не точное описание суммы эмпирических данных. Главное - фиксация самого факта такого инцидента, а также противостоящих друг другу сил. В тот раз было столкновение между военными, находящимися пою юрисдикцией Минобороны РФ и не подчиняющимися республиканским властям напрямую (хотя назвать их в полном смысле слова военнослужащими было бы большим преувеличением) и силовиками, имеющими, республиканское подчинение.

Такие столкновения имели место в Чечне не впервые. В прошлом году произошло столкновение между служащими батальона «Запад» и республиканскими милиционерами. Тогда Саид-Магомед Какиев (герой России и на тот момент командир «Запада») заявил: «Мы не для того воевали за целостность России, чтобы нас убивали». Однако «западный инцидент» республиканские власти смогли урегулировать. Тот же Какиев был переведен на службу в республиканский военкомат, после чего стал демонстрировать свою лояльность президенту Кадырову и его команде. Вот характерная цитата из республиканского официоза (напечатано в начале февраля 2008 года): «В преддверии Дня защитника Отечества Президент ЧР Рамзан Кадыров встретился с заместителем военного комиссара республики, Героем Российской Федерации, полковником Сайд-Магомедом Какиевым. В своем докладе Президенту Какиев отметил, что курируемое главой республики строительство трех объектов (мемориала погибшим одиннадцати сотрудникам военкомата, мечети, спортивного зала) уже начато.

«Успешными темпами идут работы по строительству на территории военкомата мемориала, мечети и спортзала. Внутренние работы здесь практически уже завершены. Необходимый спортивный инвентарь мы планируем завести накануне весеннего призыва», - сообщил Какиев. Он также добавил, что открытие данных объектов планируется 8 апреля - в день празднования 90-летия со дня образования военных комиссариатов РФ. Вероятно, братья Ямадаевы в отличие от Какиева продемонстрировали гораздо более высокий уровень амбиций. По крайней мере, так показалось президенту Кадырову, единственному политику в постсоветской Чечне, который смог выстроить жесткую «вертикаль власти» и не терпящему конкуренции, с чьей стороны она бы ни исходила.

А потому уже 16 апреля 2008 года в доме Ямадаевых был проведен обыск. Сюжет на эту тему показали по местному ТВ (доклад об этом обыске делал лично глава МВД республики). В этот же день состоялось внеочередное заседание Парламента Чечни. По его итогам было принято обращение к министру обороны России Анатолию Сердюкову с просьбой расформировать батальон «Восток» или заменить кадровый состав его командования. «События, произошедшие в городе Гудермес, могли привести к крупному вооруженному конфликту, который, в конечном счете, перечеркнул бы все наши совместные успехи в достижении мира и спокойствия в регионе. Благо худшее развитие событий предотвращено, главным образом, благодаря выдержке и хладнокровию президента Чеченской республики Рамзана Кадырова».

И, наконец, 13 мая 2008 года в Грозном на совещании с «силовиками» Рамзан Кадыров со всей определенностью заявил, что командир батальона «Восток» Сулим Ямадаев отстранен от должности. Сегодня его обязанности временно исполняет начальник штаба подразделения Джамбулат Нудаев. Более того, президент Чечни потребовал, чтобы расследование преступлений, которые осуществляли служащие батальона, «велось днем и ночью». 13 мая 2008 года было также выдвинуто новое обвинение в отношении Бадрудди Ямадаева, младшего брата Сулима (его обвиняют в похищении бизнесмена и рэкете). «В республике имеются факты многочисленных исчезновений без вести людей.

Военнослужащие «Востока», которые не хотят нести ответственность за деяния других, дают показания, и виновные в гибели и исчезновении людей должны быть строго наказаны, кем бы они ни были - героями или полковниками», - подчеркнул Кадыров.

Стоит напомнить, что теперь уже экс-командир батальона «Восток» Сулим Ямадаев в 1990-е годы служил бригадным генералом Ичкерии и даже имел честь получить награды этой непризнанной республики. Более того, методы, практиковавшиеся батальоном, вызывают сомнения. Здесь можно вспомнить хотя бы «бороздиновскую битву» от 5 июня 2005 года (тогда погибло 2 человека, было ранено 12). Тем не менее, в данном случае нельзя не увидеть и определенной оппозиции: военные (связанные с федеральными структурами) и местная власть. Объективно такая оппозиция работает на укрепление представлений о Кадырове, как единственном «национальном лидере», а о Чечне, как некоем «островке» в бушующем и враждебном федеральном море. Нельзя пройти мимо и определенной избирательности действий республиканской власти. Отношения Кадырова и Ямадаевых никогда нельзя было назвать блестящими, но до поры до времени резких разрывов и противостояний удавалось, по крайней мере, публично избегать. Наверняка о неблаговидных деяниях братьев из «Востока» было известно и ранее, но до «часа икс» эти данные придерживались. Теперь им просто «дали ход».

И дело здесь не только и не столько в мотивации самой республиканской власти. Сама политика «безоговорочной чеченизации» власти, проводимая с начала 2000-х годов Кремлем, не могла не привести к подобным результатам (когда и армейские подразделения, и силовые структуры подвергаются фактически приватизации). Напомним, что в 2003 году Бадрудди Ямадаев был уже осужден на 11 лет лишения свободы за покушение на убийство. В 2005 году он был переведен в колонию-поселение в Чечне, а спустя два года получил право на отбытие наказания за пределами колонии с еженедельной регистрацией. Подобный ультралиберальный подход (по сути ставший ценой «замирения республики») не мог закончиться ничем, кроме как укоренению уверенности, что «за мир» (или хотя бы его видимость) Москва готова платить любую цену, закрывая глаза и на не вполне благовидные дела. Но как только младший Ямадаев перешел дорогу (в прямом и в переносном смысле) президенту Чечни, «вольница» для него окончилась. Снова (как это не раз бывало и в прошлом) политическая целесообразность взяла верх. Остается только риторический вопрос, целесообразно ли сохранение модели управления Чечней на манер британской модели в Индии (когда вся полнота власти на местах передается «доверенной» Ост-Индской компании).

Однако Ост-Индская модель не до конца релевантный пример. Ее руководители не имели такого ресурса популярности, который сегодня есть у Кадырова. Они же не планировали проекты «национального возрождения». Сегодня феномен Кадырова - это явление, которое потребует отдельного политологического исследования. В Чечне (по крайней мере, постсоветской) властной вертикали не получалось. Ни Дудаев, ни Масхадов не смогли в начале- середине 1990-х гг. консолидировать власть. Даже в самые «мрачные глухие» годы в Ичкерии у двух непризнанных президентов была оппозиция (разноплановая и разнохарактерная, от интеллектуалов до людей с сомнительной репутацией или откровенных террористов). Такая оппозиция существовала, как внутри Чечни (там ее методы были более грубыми, а то и откровенно террористическими), так и в Москве, и в «дальнем зарубежье».

Сегодня говорить о серьезной оппозиции Кадырову не приходится. И московские влиятельные чеченцы, и даже экс-ичкерийцы за рубежом откровенно симпатизируют новому «национальному лидеру». Среди персон, симпатизирующих Кадырову, есть и те, кто еще вчера всерьез не воспринимал «сына своего отца». За год своего правления Рамзан сумел стать не только президентом Чечни, но и президентом всех чеченцев. По крайней мере, заявка на это сделана. Возможно, давление кадыровской «вертикали» будет сродни действиям пружины и слишком жесткая ее работа приведет к сбоям. Но пока серьезных вызовов господству Рамзана в республике (впрочем, и за ее пределами тоже) не видно. Последний «казус Ямадаева» это подтвердил.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net