Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
30.05.2008 | Сергей Маркедонов
«Голубиная песня» Якобашвили
Грузия снова выступила с новой «миротворческой ициативой». Вместе с тем содержательный анализ последних предложений, выдвинутых Тбилиси, позволяет прийти к выводу, что эта инициатива (как и целый ряд предыдущих, такие как создание свободной экономической зоны в Восточной Абхазии) не имеет отношения к собственно мирному урегулированию конфликта. Это – часть информационной политики Грузии, нацеленной на создание всего комплекса предпосылок для разрушения сложившегося в «горячих точках статус-кво». Финальной частью этой политики должна стать полная девальвация политико-правовой базы по Абхазии и Южной Осетии, сформированной в начале 1990-х гг.
В данном случае вытеснение России из процесса мирного урегулирования или североатлантическая интеграция - не самоцели. Это всего лишь устранение неприятного для Грузии механизма, мешающего «собиранию земель», главной стратегической задачи «революции роз» и ее харизматического лидера Михаила Саакашвили.
Впрочем, необходимо более подробно рассмотреть новую «мирную инициативу». Ее озвучил министр по реинтеграции Грузии Темури Якобашвили, который блестяще зарекомендовал себя на своей новой должности (до того он был вице-президентом влиятельного «мозгового треста» Фонда международных и стратегических исследований). Якобашвили за два-три месяца сумел завоевать господство в информационном пространстве и стал одним из главных ньюсмейкеров не только в Грузии, но также и в России (можно проверить, если кто сомневается по отечественным поисковым системам). Почти каждую неделю министр выступает с предложениями по «мирному разрешению» конфликтных ситуаций. Наверное, господина Якобашвили можно было бы признать «голубем мира», если бы не содержательный анализ сути его инициатив.
28 мая 2008 года Якобашвили заявил, что целью Грузии является смена формата миротворческой операции в Абхазии. Но, внимание! Речь идет не о традиционных инициативах по замене российских «голубых касок» на украинских, польских или эстонских. Речь идет о замене миротворцев в зоне конфликта (то есть военных) на полицейские силы. «Смена формата с военной на гражданскую даст нам возможность привлечь к операции полицейские силы Евросоюза», - подчеркнул грузинский государственный министр. Он отметил, что Грузии «не нужны тысячи иностранных полицейских в зоне конфликта, основу этой полиции составят грузины и абхазы, которых обучат и на определенном этапе осуществят менеджмент иностранные специалисты». По словам министра, план по такой замене Грузией уже согласован. Почему он обнародован именно 28 мая? Якобашвили считает, что после того, как МООНГ (Миссия наблюдателей Организации Объединенных наций в Грузии) обнародовал 26 мая 2008 года доклад об уничтожении в Абхазии грузинского беспилотного самолета, настало время для изменения формата операции в этой «горячей точке». По мнению министра (впрочем, здесь он повторил оценки президента Грузии) после того, как ООН однозначно признала РФ агрессором, она более миротворцем не является. И, по сути, и по форме. Гражданскую полицию, состоящую из абхазов и грузин, по мнению Якобашвили, должна курировать ОБСЕ. Таким образом, официальный Тбилиси предлагает вообще не смену национального состава миротворцев. Речь ведется об изменении формата операции, переводе ее в полицейскую кампанию. Ранее Тбилиси говорил о том, что два формата теоретически могут сосуществовать и дополнять друг друга.
Даже беглого знакомства с «майскими тезисами» Якобашвили достаточно, чтобы понять, что к реальному разрешению реального конфликта они имеют весьма отдаленное отношение. Замена военных на международную полицию актуальна тогда, когда мирное решение спора является необратимым, ему нет реальных альтернатив. Сегодня же, когда стороны не только держат порох сухим, но и просто не ведут переговоров, полицейская операция не может стоять в повестке дня. Повестка дня попросту другая. Актуальнейшей задачей является невозобновление военных действий, а не поимка преступников, крадущих орех-фундук или занимающихся иной криминальной активностью. Ловля бандитов (то есть решение криминальных проблем) возможно лишь тогда, когда политические и военные вопросы разрешены. Сегодня же невозобновление военных действий не гарантировано. С 2006 года Сухуми и Тбилиси не ведут переговоры, и позиции их становятся день ото дня более радикальными. Как в этой ситуации создать совместные грузино-абхазские полицейские силы? Кто в них пойдет служить? Какой абхазский лидер отдаст такую команду без риска закончить свою политическую карьеру (боюсь, что не только карьеру)? Как политически корректные и не слишком эффективные представители ОБСЕ (о чем и сам Саакашвили говорил не раз) смогут обеспечить действенную координацию полицейских из враждебных лагерей? Вопросов больше чем ответов. Впрочем, техническими вопросами дело не ограничивается? А как быть с Московскими соглашениями 1994 года, которые, заметим, не отменены никем, включая и ООН. Недавно вернувшийся из Берлина министр Грузии по евроатлантической интеграции Георгий Барамидзе (он принимал участие в заседании Парламентской Ассамблеи НАТО) заявил, что заключение МООНГ по Грузии однозначно нацелено на «агрессивную Россию».
Однако внимательное прочтение доклада МООНГ не позволяет сделать подобных выводов. В тексте доклада РФ обвиняется в нарушении Московских соглашений 1994 года, а не в агрессии против Грузии! МООНГ требует от Москвы просто соблюдать собственные же документы. И не более того. Нигде в Докладе МООНГ сами Соглашения 1994 года не ставятся под сомнение! Более того, в отношении Грузии текст дает следующую формулировку: «Полеты грузинских летательных аппаратов- как пилотируемых, так и беспилотных- над зоной конфликта представляют собой военные действия и, таким образом, противоречат Московскому Соглашению от 1994 года, в котором оговорено, что стороны должны придерживаться перемирия на земле, на море и воздухе и воздерживаться от любых военных действий». Таким образом, в агрессии обвиняются, как минимум две стороны, Грузия и Россия.
Предположить, что грузинские министры всего это не знают, было бы наивно, по крайней мере. Только цели и задачи у них в отличие от экспертов - не объективный анализ ситуации в зонах конфликтов, а слом статус-кво, расшатывание ситуации, сталкивание РФ с Западом. Только в этих условиях можно попробовать завершить цель «собирания земель». В других стратегическая цель «розовой революции» недостижима. Население Абхазии не готово к интеграции в общегрузинское политическое и правовое пространство. А потому, у Тбилиси остается не слишком широкий коридор возможностей. Надо всеми силами делать вид, что никаких соглашений 1990-х годов вообще не было, что их значимость равна нулю, если не является величиной отрицательной. Надо просто их не замечать, продолжая выдвигать не вполне адекватные ситуации «мирные инициативы». Чем чаще ты будешь говорить о мире, чем чаще ты будешь предлагать даже оторванные от реальности конструкции (это же не впервой, чего стоят идеи транслировать опыт Южного Тироля на Южную Осетию, а Аландских островов на Карабах), тем больше у тебя шансов попасть в профессиональные «голуби мира». Такая политика тем более хороша, чем больше РФ играет мускулами, демонстрирует безответственное поведение, занимается постоянным оправданием, ведет реактивную политику, не может договориться с партнерами внутри НАТО и ООН. Только к мирному урегулированию (на сей раз без кавычек) эти инициативы не имеют никакого отношения. Они строятся на ложно понятых тезисах. Доклад МООНГ, например, вовсе не был нацелен только против России и уж точно не был направлен на уничтожение существующей правовой базы мирного разрешения грузино-абхазского противостояния. «Мирные инициативы» вообще не берут в расчет позицию Сухуми (о Цхинвали мы вообще не говорим). И все почему? А потому, что аудитория, к которой обращены предложения по «мирному разрешению» находится не в Цхинвали и не в Сухуми. Эта аудитория, находясь за пределами Кавказа и не вникая в тонкости, реагирует на риторику. Но кто в США или в ЕС, в самом деле, понимает особенности политического процесса в Очамчирском районе? Кто всерьез видит в абхазах не «марионеток Кремля», а самостоятельных игроков (пусть и зависимых в чем-то от Москвы)? Там реагируют на слова. Москва молчит, а Тбилиси говорит, не останавливаясь. Да еще и на понятном для Запада политическом языке, используя понятные символы и опознавательные знаки. Вот и складывается ощущение в итоге, что Грузия хочет мира, каждый день инициирует «жесты доброй воли».
Москва на этом фоне отмалчивается, не очень умело оправдывается, ведет борьбу со всеми (додумались в последнее время вполне безобидный Доклад МООНГ считать едва ли не частью антироссийской кампании), главным лозунгом считает противостояние с НАТО, а не обеспечением собственной кавказской безопасности. И конечно субъективный фактор нельзя сбрасывать со счетов. Образованный и с хорошим английским языком министр выглядит для западного политика приятнее, чем угрюмые «обком обкомычи» с повторяющейся риторикой времен «холодной войны». Только в весенние месяцы этого года Грузия предложила Абхазии автономию и свободную экономическую зону, устами президента призвала абхазов и осетин строить «совместное государство», выдвинула идею совместной полицейской операции. Почему Москва так и не предложила никакой «дорожной карты»? Риторический вопрос. А пока не предложила симпатии мирового общественного мнения (не говоря уже о политиках) склоняются в сторону Тбилиси. Именно на решение этой задачи (а не на достижение действительного компромисса с абхазами) ориентированы «мирные инициативы», включая и последние предложения грузинского министра.
Таким образом, и история с летательными аппаратами получила неизбежно свое продолжение в виде инициативы от 28 мая 2008 года. Как говорится, далее везде. Но до тех пор, пока Россия (имеющая реальные достижения в мирном без кавычек урегулировании) не сможет выиграть у Тбилиси информационное соревнование, все попытки Москвы будут восприниматься, как робкие попытки защитить аннексионистские планы. Пора понять, что информационный и идеологический фронт намного важнее, чем передвижения войск и жесткие заявления в духе Громыко 1970-х гг. Повестка дня с того времени все-таки сильно изменилась.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.