Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
26.06.2008 | Сергей Маркедонов
Из когорты национал - демократов
24 июня 2008 года второму президенту Азербайджана Абульфазу Эльчибею (Алиеву) исполнилось бы 70 лет. Эльчибей принадлежал к когорте политиков, для которых борьба против «Советской империи» и за национальную независимость было главным делом жизни. При этом они так и не смогли выйти за рамки «национальной революции», которая пожрала собственных детей. Так было с первым президентом Грузии Звиадом Гамсахурдиа. С известными оговорками схожий путь проделал и чеченский лидер Джохар Дудаев. Они были романтиками национализма, говорившими то, что действительно думали.
Им недоставало прагматизма, дипломатического такта, изворотливости, умения скрывать свои истинные мысли. Однако в новейшей истории Евразии они останутся «таранами», которые протаранили государством размером в одну шестую часть суши. Они же показали всему миру то, что борьба за права наций, а не за права человека не способствует демократии, а напротив зачастую ведет к конфликтам и к нарушению прав личности (особенно, если эта личность представляет другую этническую ли национальную группу). Вместе с тем, это была когорта первооткрывателей постсоветских национальных государств со всеми их провалами и последующими достижениями. Многие их проекты на практике завершились провалами, однако идеи и мысли, высказанные ими в митинговой стихии, на площадях, майданах и улицах, оказались востребованными их прагматичными последователями. В любом случае без рассмотрения биографий представителей «национал-демократической когорты» невозможно понять особенности распада СССР и процессы формирования независимых государств Евразии.
Несмотря на то, что Абульфаз Эльчибей с формальной точки зрения был вторым президентом Азербайджана, именно он стал действительно первым лидером независимого Азербайджана. Все дело в том, что первый азербайджанский президент Аяз Муталибов был борцом за независимость поневоле. 24 января 1990 года (после трагических событий в Баку, вошедших в историю под названием «черного января») Муталибов был избран первым секретарем ЦК Компартии Азербайджана. В мае 1990 года он стал председателем Верховного Совета республики, а в сентябре 1991 года был избран на президентских выборах. Муталибов до последнего был сторонником поддержки союзного центра в противовес Армении и карабахскому движению, взявшим курс на выход из состава СССР. И только осознав невозможность с помощью ресурсов Москвы решить проблему Нагорного Карабаха с выгодой для Баку, Муталибов стал поборником независимости Азербайджана. Он вышел из КПСС даже позже, чем многолетний партийный лидер республики Гейдар Алиев (то есть после провала августовского путча «трясущихся рук»).
Абульфаз Эльчибей, второй президент Азербайджана являл собой пример совсем иного рода. В 1975 году он был арестован за антисоветскую деятельность, и хотя отделался по тем временам легким приговором и небольшим сроком (полтора года), заслужил репутацию борца с режимом. Эта репутация была заслуженной еще и потому, что в Азербайджане в отличие от Грузии и от Армении не было мощного и организованного диссидентского движения. В период «перестройки», когда между Арменией и Азербайджаном начался спор о принадлежности Нагорного Карабаха, Абульфаз Эльчибей оказался в эпицентре политических событий. Тогда на первые роли выдвинулся Народный фронт Азербайджана (НФА). В июле 1989 года он был организационно оформлен и зарегистрирован осенью того же года. Лидером НФА стал Эльчибей, ученый востоковед с диссидентским прошлым. НФА выдвинул лозунги, ставшие впоследствии составными частями официальной идеологи независимого Азербайджана. Среди главных требований НФА были:
- «Народный Карабах и Азербайджан - едины!»;
-организация отпора армянской агрессии и территориальным притязаниям Армении;
- независимость Азербайджана;
- отказ от монополии КПСС, развитие многопартийности;
- национальная консолидация перед лицом внешней угрозы (Армения, Москва, настроенная проармянски).
События января 1990 года стали переломным моментом в процессе этнонационального самоопределения Азербайджана. По данным российского историка Дмитрия Фурмана после января 1990 года 45 тыс. азербайджанцев покинули КПСС. С этого времени борьба с «советской империей» стала главным лозунгом азербайджанских национал-радикалов. 20 января 1990 года стало для постсоветского Азербайджана «осевым временем», как для Грузии день 9 апреля 1989 года. При всех различиях эти два трагических дня имеют много общих черт. Они стали последними днями в советской истории двух закавказских республик. После 9 апреля 1989 года и 20 января 1990 года процесс приобретения государственной независимости для Грузии и Азербайджана стал необратимым. Для Эльчибея январь 1990 года стал тем же, что для Гамсахурдиа «черный апрель».
6 марта 1992 г. Аяз Муталибов ушел в отставку, передав власть председателю Верховного Совета Якубу Мамедову. В мае 1992 года силы самообороны НКР овладели городом Шуша. После падения Шуши был создан так называемый «Лачинский коридор», связывающий Нагорный Карабах с Арменией. Очередное военное поражение Азербайджана Аяз Муталибов попытался использовать как шанс на возвращение во власть. Однако, не получив поддержки, первый президент Азербайджана был вынужден покинуть республику. Активисты НФА установили свой политический контроль.
В июне 1992 года состоялись выборы главы Азербайджана. В ходе президентских выборов (на альтернативной основе) сложился политический консенсус конкурентов по карабахскому вопросу. Все кандидаты в президенты высказывались за скорейшее решение проблемы Карабаха и сохранение территориальной целостности Азербайджана. Победу на президентских выборах одержал лидер НФА Абульфаз Эльчибей. С его кандидатурой были связаны ожидания на прорыв в разрешении «карабахского вопроса».
Эльчибей был представителем когорты позднесоветских национал-демократов (как Звиад Гамсахурдиа, Мераб Костава, Витаутас Ландсбергис). Как другие национал-демократы Эльчибей ставил реальную политику на службу «великой идее». Для второго азербайджанского президента такой идеей было представление о международной тюркской солидарности. Ради ее реализации Эльчибей пообещал в течение нескольких месяцев разрешить проблему Карабаха, чтобы затем взяться за объединение Азербайджанской Республики с Иранским Азербайджаном. Во внешней политике Эльчибей всячески демонстрировал антироссийскую направленность, выступая против интеграции сотрудничества в рамках СНГ. В декабре 1992 года был принят «Закон о языке», в котором азербайджанский язык был переименован в «тюркский». В период президентства Эльчибея произошел значительный отток русскоязычного населения за пределы республики. Летом 1992 года азербайджанские войска предприняли наступление, взяв под контроль Шаумяновский, северную часть Мардакертского и восточную часть Аскеранского районов. Однако военные поражения Азербайджана в 1993 года на карабахском фронте способствовали снижению политического доверия к президенту. НФА стал терять контроль.
В мае 1993 года начался антиправительственный мятеж Сурета Гусейнова. Мятеж Гусейнова на фоне неудач в Карабахе вызвал новую волну массовых акций протеста в Азербайджане. На этот раз они были направлены против президента Эльчибея. Его популярность растаяла на глазах. Пламенный трибун оказался неумелым администратором, а «великая идея» принесла в реальности хаос, дезинтеграцию страны и поражения на карабахских фронтах. В ситуации острейшего кризиса в республику прибыл Гейдар Алиев. С этого времени началась новая эра в новейшей истории Азербайджана.
Характерно то, что именно возвращение Гейдара Алиева в республику рассматривается, как начало создания независимого Азербайджана (хотя Алиев-старший является всего лишь третьим президентом республики). Тот факт, что 15 июня объявлено в Азербайджане Днем национального спасения (в этот день Алиев был избран главой Верховного Совета Азербайджана) красноречиво свидетельствует об отношении официального Баку к личности второго президента (который в действительности был первым главой государства, изначально выступавшим за его независимость). В ночь с 17 на 18 июня Эльчибей бежал из Баку, а 25 июня его полномочия были переданы Гейдару Алиеву. Дальнейшая карьера второго лидера Азербайджана была гораздо скромнее, чем его предыдущий карьерный взлет. В 1993-1997 году Эльчибей провел в родной Нахичевани, и спустя четыре года после своего бегства из Баку вернулся в столицу Азербайджана. 22 августа 2000 года он умер в военном госпитале в столице Турции Анкаре.
Сегодня противники действующего президента Азербайджана Ильхама Алиева пытаются представить Эльчибея, как истинного патриота и «отца-основателя» Азербайджана. Величие Эльчибея было в посвящении им своей жизни идее независимости Азербайджана. Он останется в памяти народа как один из великих людей во всей истории Азербайджана» - заявил нынешний лидер Партии Народного фронта Али Керимли на заседании «круглого стола», посвященном 70-летию второго азербайджанского президента. По мнению же представителя партии «Мусават» Арифа Гаджилы, правящая власть всячески стремится оттенить значение и роль Абульфаза Эльчибея. Как бы то ни было, нынешняя ситуация в Азербайджане показывает очень важную для стран СНГ закономерность: избиратели в постсоветских странах не любят однажды проигравших. Оппозиция сегодня терпит фиаско потому, что не смогла найти новые лица, новые лозунги и программы, ввести в политический оборот новые темы. Она застряла на лексиконе «Народного фронта» (НФА) начала 90-х. Опыт радикального национал-демократизма совпал в Азербайджане с карабахским поражением, превращением молодой независимой страны в маргинала на международной арене, а потому рассчитывать на популярность Эльчибею и его соратникам и последователем в 2008 году, как в начале 1992 году не приходится. Для власти Эльчибей удобен, как объект противопоставления «хаоса» начала 1990-х гг. «порядку и стабильности» при Алиевых. Практически схожим образом действуют грузинские политики (противопоставляя Саакашвили Шеварднадзе), их российские коллеги (критикуя «ельцинский бардак»), и в меньшей степени украинские лидеры (противопоставляющие «криминальный порядок» Кучмы современной «демократии»).
При этом следует обратить внимание на то, что нынешние власти в Баку активно приватизируют многие лозунги и идеи, озвученные впервые на митингах НФА. Тот же лозунг «Карабах- это Азербайджан» активно используется политиками и дипломатами всех уровней. То, о чем национал-демократы конца 1980- х гг. и думать не могли нынешняя власть независимого Азербайджана сделала реальностью. Следовательно, наследие второго президента республики используется (хотя бы и латентно). Заметим также, что именно по распоряжению Ильхама Алиев был установлен надгробный памятник покойному Эльчибею. В 2000 году отец нынешнего президента Гейдар Алиев принял участие в церемонии прощания с Эльчибеем, продемонстрировав уважение если не к личности, то к статусу второго лидера республики.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.