Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
27.06.2008 | Сергей Маркедонов
Россия - Армения: между здравицами и стратегическим партнерством
23-25 июня 2008 года прошел первый официальный визит президента Армении Сержа Саркисяна в Москву. Действующий президент Армении далеко не в первый раз посещает Россию. В марте нынешнего года прошел его рабочий визит в качестве «новоизбранного главы государства». Выиграв президентские выборы 19 февраля и еще не пройдя процедуру инаугурации, Саркисян посетил Москву, где имел встречи с Владимиром Путиным и Дмитрием Медведевым (который на тот момент также пребывал в статусе «избранного», но не действующего президента). Это был первый зарубежный вояж нового лидера Республики Армения. Затем был неформальный саммит СНГ в Санкт-Петербурге, где армянский лидер при поддержке российских руководителей обсуждал перспективы нагорно-карабахского урегулирования (впервые в качестве главы государства) с азербайджанским коллегой Ильхамом Алиевым. В чем же тогда заключается особенность нынешнего визита президента Республики Армения? Особенно, если принять во внимание тот факт, что российско-армянские отношения рассматриваются многими экспертами и политиками в РФ, как самые конструктивные во всей Евразии.
24 июня 2008 года Серж Саркисян провел встречу и переговоры с российским президентом Дмитрием Медведевым. По итогам встречи было принято совместное заявление глав государств, который охватывает широкий спектр вопросов. Дмитрий Медведев оценил прошедшие переговоры, как успешные и конструктивные: «В ходе встречи были подробно обсуждены перспективы двусторонних деловых и гуманитарных связей; мы обменялись мнениями по ключевым вопросам региональной и международной жизни», - сообщил он на совместной пресс-конференции, посвященной итогам встречи. При этом Медведев сделал акцент именно на благоприятной роли России для развития социально-экономических структур Армении. По словам Дмитрия Медведева, «Россия является главным инвестором в экономику Армении. Накопленный объем капиталовложений уже перешагнул планку в $1 млрд. 200 млн.». И это, по мнению российского президента не предел, поскольку он и его армянский коллега, «согласовали ряд дополнительных шагов по продвижению ряда крупных проектов, реализуемых в Армении российскими компаниями». Естественно были названы российские компании, особо отличившиеся на рынке Армении (это, естественно, «Газпром», «Российский алюминий», «Вымпелком» и ВТБ). 24 июня прошла встреча Саркисяна и российского премьер-министра Владимира Путина, в ходе которой главным тезисом (с обеих сторон) было признание преемственности курса на двустороннее сближение. По словам Путина, «на российском направлении наблюдается полная преемственность политики, которая складывается после выборов в Армении». Слово «преемственность», таким образом, становится ключевым для характеристики и визита Сержа Саркисяна, и нынешней динамики российско-армянских отношений.
В самом деле, политическая лексика Медведева подтверждает данный тезис. Ныне действующий президент России (как и ранее Владимир Путин) пытается сделать акцент на деятельности российских компаний по облагораживанию экономического рельефа Армении. Известный британский эксперт по международным отношениям и внешней политике России Бобо Ло даже использовал такой термин, как «экономизация» внешнеполитического курса Москвы в последние несколько лет. В самом деле, Кремль искренне убежден в том, что правильное использование денежных средств и скупка активов внутри стран СНГ может повысить роль РФ в Евразии. «Энергетический империализм» было бы более правильно назвать «экономическим наступлением». Между тем данное наступление вовсе не так безоблачно, как кажется на первый взгляд. Даже в экономической сфере проблем для обсуждения между Ереваном и Москвой хватает. То, что многие объекты армянской экономики передаются российским компаниям за долги, вызывает вопросы в самой Армении. Думается, что эта проблема, хотя и не была публично озвучена, обсуждалась за столом переговоров. Передача кусков армянской экономики российским гигантам бизнеса не оправдала надежд на их быструю реабилитацию. Взять то их взяли, а вот дальнейшее развитие оказалось не таким быстрым, как ожидалось.
Тем паче, что надо принять во внимание тот факт, что оппозиция вообще выступала против этого шага. Буквально накануне президентских выборов 17 февраля 2008 года Левон Тер-Петросян заявил, что 100 млн. долларов долга не стоило за бесценок передавать предприятия России. «Это не такая сумма, чтобы нельзя было договориться, ведь сам Путин заявлял, что передача предприятий в счет долга является инициативой армянской стороны». При чем здесь оппозиция? Напомним, что даже «кровавая суббота» 1 марта 2008 года частично деморализовала ее лидеров, но не устранила причины, делающие популярными протестные настроения. Кстати накануне визита Сержа Саркисяна в Москву 20 июня 2008 года в Ереване, возле Хранилища древних рукописей Матенадарана состоялся первый, после событий 1 марта масштабный митинг оппозиции. Он показал, что и определенные ресурсы для недовольства внутри Армении есть. «Сегодняшний 200-тысячный митинг показал, что народ твердо намерен защищать свои права, и будет стоять до тех пор, пока не достигнет поставленной цели», отметил Тер-Петросян. Думаю, что цифру, названную первым президентом Армении следует считать серьезным пропагандистским преувеличением. Однако факт остается фактом. Протестные настроения в Армении есть, и роль России среди протестующих масс оценивается, как роль государства, которое помогает правящей элите проводить антидемократический курс (в том числе и путем вхождения российских бизнес - гигантов на «особых условиях). При этом далеко не все протестанты (напротив таковых, скорее меньшинство) выступают против стратегического союза с РФ.
Однако следует заметить, что и митинг 20 июня, и официальный визит Сержа Саркисяна 23-25 июня 2008 года прошли почти синхронно с рассмотрением перспектив демократии в Армении в ПАСЕ (Парламентской Ассамблее Совета Европы). Мониторинговый комитет ПАСЕ считает, что власти Армении выполнили некоторые требования Ассамблеи по восстановлению демократических процедур, но далеко не все и не в отведенные сроки. Увы, но тема демократии отдана РФ европейским и американским политикам, что не совсем верно со стратегической точки зрения. Иначе возникает отождествление России с авторитарным и антимодернизационным курсом, что объективно работает против российских интересов. Новые поколения армян, бывающих и уже побывавших на Западе могут многие вещи сравнивать и делать свои выводы. В этой связи отказ России от политической медиации внутри Армении, односторонняя поддержка только власти (как выразителя пророссийской ориентации якобы в противовес антироссийской) не пойдет на пользу нашим же интересам. Борьба за умы новых поколений ведется, и России нужно эту конкуренцию не проиграть. Здесь одними «Газпромами» не обойдешься.
Что же касается перехода армянских железных дорог под управление ОАО «РЖД», то эта ситуация также пока не выглядит прорывом. В конце 2007 года российская компания ОАО «РЖД» выиграла тендер на концессионное управление «Армянской железной дорогой» (АЖД) сроком на 30 лет. Этот сценарий предполагал инвестиции с российской стороны на сумму в 220 млн. американских долларов в течение первых 5 лет (при этом значительная часть должна была быть потрачена на ремонт инфраструктуры путей сообщения). Казалось бы, проект блестящий и никаких спорных моментов здесь и быть не может. Но, во-первых, данный проект (без решения или прогресса по карабахскому вопросу) никоим образом не выводит Армению из региональной изоляции (поскольку фактор сухопутной блокады со стороны Азербайджана и Турции не уходит). Более того, строительство дороги Баку-Ахалкалаки-Тбилиси-Карс с участием Грузии, Азербайджана и Турции в обход Армении минимизирует все то влияние, которое может потенциально оказать на развитие железных дорог республики ОАО «РЖД». А вхождение ОАО «РЖД» на армянский рынок не на шутку напугало грузин. Как говорится, и бог бы с ними, да только именно Грузия (наряду с Ираном) является выходом Армении во внешний мир. На это можно возразить, что, мол, восстановление абхазского участка железнодорожной инфраструктуры Южного Кавказа дает повод для переговоров о восстановлении сообщения между Арменией и РФ через Грузию. Однако и этот «экономический» вопрос имеет политическую подоплеку. Без позитивной динамики грузино-абхазского примирения такой проект останется на уровне проекта. Таким образом, сам по себе инвестиционный проект российского железнодорожного гиганта без решения фундаментальных политических вопросов всего Южного Кавказа не принесет должного результата. По новым дорогам Армении (и с новым подвижным составом) просто некуда будет ехать. Интересно, что 18 июня 2008 года на слушаниях в комитете Конгресса США по иностранным делам помощник государственного секретаря США по делам Европы и Евразии Даниел Фрид заявил, что разблокирование турецко-армянской границы не должно напрямую увязываться с разрешением конфликта в Нагорном Карабахе (именно в этом заинтересован Азербайджан). Значит, у РФ есть возможность добиться понимания по этому вопросу с США. И что все это означает?
Это означает необходимость контекстуального решения проблем российско-армянских отношений. Двусторонние отношения не будут успешными только потому, что та или иная бизнес-группа из РФ вложит определенную сумму денег в армянскую экономику (или скупит за бесценок еще десяток предприятий на территории республики). Экономические отношения станут устойчивыми только тогда, когда будут решаться «смежные» политические проблемы, как внутриполитические проблемы Армении, так и вопросы конфликтного урегулирования. Стоит повторить тезис, ставший уже трюизмом. Одними здравицами в честь дорогих гостей двусторонние отношения (а тем паче стратегическое союзничество) не укрепляются.
Сергей Маркедонов - зав. отделом проблем межнациональных отношений Института политического и военного анализа, кандидат исторических наук
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.