Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
30.06.2008 | Сергей Маркедонов
Нино возвращается
Бывших политиков не бывает. Эту истину в очередной раз доказала Нино Бурджанадзе, экс-спикер национального парламента Грузии и лидер «революции роз» 2003 года. У последнего звания приставка «экс» никогда не появится. На фоне уже хронического кризиса в Абхазии возвращение Нино Бурджанадзе в «большую политику» осталось событием второго плана. Даже внутри Грузии. Тем паче, что в отличие от «возвращения» Ираклия Окруашвили оно не сопровождалось громкими скандалами, сенсациями, арестами и провокациями. В эфире грузинского Общественного телевидения 17 июня 2008 года она заявила, что создает фонд «За демократическое развитие», который будет изучать политическую ситуацию в Грузии. «В Грузии политики в основном говорят о проблемах и последствиях, однако никто не пытается изучить причины. Наш фонд будет заниматься именно изучением причин». Для этого Бурджанадзе готова, по ее же словам, собрать в фонде «лучших специалистов и экспертов».
Однако академические штудии, скорее всего, не будут единственным занятием экс-спикера парламента Грузии. Напомним, что в период подготовки к парламентской избирательной кампании в Грузии (выборы состоялись накануне Дня независимости 21 мая 2008 года) один из символов грузинской «революции роз» 2003 года и многолетний спикер национального парламента заявила о своей готовности уйти в отставку. И не просто об уходе с официального государственного поста, но и о прекращении политической деятельности. После трагической гибели премьер-министра Грузии Зураба Жвания в феврале 2005 года Нино Бурджанадзе негласно стала вторым номером грузинской политики.
На сегодняшний день политиков такого калибра и опыта (кроме президента Михаила Саакашвили) в высших эшелонах власти Грузии просто нет. В своем интервью Общественному телевидению Грузии 17 июня 2008 года Бурджанадзе рассказала о причинах своего тогдашнего решения: «Дело не в списках (речь о партийных списках «Единого национального движения», правящей партии в Грузии – прим. ред.), они не главное, но в результате в парламенте не оказалась бы та группа людей, на которых я могла бы опираться». «Трудно, когда ты второе лицо в государстве и по определенным причинам не имеешь достаточных рычагов для того, чтобы хотя бы оказать влияние на работу парламента», - резюмировала она. Теперь, изучив причины такого положения вещей, экс - спикер сможет обеспечить себе свою политическую нишу. Тем паче, что для этого есть все условия. Действующий президент уже в ближайшие месяцы будет вынужден принимать решения по Абхазии и Южной Осетии (возможно и не слишком популярные), а также, скорее всего, получать новые мотивированные отказы по интеграции в НАТО. И все это будет занесено в пассив Михаилу Саакашвили. При этом оппозиция находится также в далеко не блестящем положении. Ее позиции в парламенте слабы, а популярность в обществе тает. Вот тот фон, на котором свою академическую (она же политическая) деятельность будет разворачивать Фонд Бурджанадзе.
21 июня 2008 года в очередном интервью экс-спикер грузинского парламента заявила, что более не является членом команды Михаила Саакашвили. «Я реально ушла из той команды тогда, когда сделала заявление о том, что уже не являюсь номером первым в ее избирательном списке. Хотя я, естественно, и исполняла свои обязанности председателя парламента до истечения срока». Конечно, Бурджанадзе сегодня не готова к радикальному разрыву с вчерашними союзниками и соратниками. По ее словам, «есть вопросы стратегического значения, по которым мы по-прежнему остаемся единомышленниками». Однако логика борьбы имеет свои законы. Особенно, если политик чувствует свою правоту и уверенность в собственных силах. Все это у экс-спикера грузинского парламента есть. «Мне нет нужды использовать фонд или что-либо другое для возвращения в политику. Нино Бурджанадзе никуда не уходила, она там, где она есть», - заявила один из лидеров постреволюционной Грузии.
16 июля 2008 года Бурджанадзе исполняется 44 года. За ее плечами успешная академическая карьера. В 1986 году она поступила в аспирантуру кафедры международного права МГУ имени М.В.Ломоносова. Именно там (а не у себя на родине, известной в советское время своими «неформальными» подходами к получению ученого звания) она подготовила диссертацию на тему «Проблемы международных организаций и международного морского права». Парламентская карьера Нино Бурджанадзе началась в 1995 году. Именно тогда она была впервые избрана в высшее законодательное учреждение Грузии. В 1999 году ее выберут депутатом повторно, а в 2004 году - в третий раз. В течение трех лет Бурджанадзе работала первым заместителем председателя Комитета по конституционным и юридическим вопросам, а в 1998-1999 гг. возглавила данную структуру. В 2000 году Бурджанадзе переключилась на вопросы внешней политики. Она возглавила Комитет по внешним сношениям грузинского Парламента. Бурджанадзе сыграла свою роль в процессе приема Грузии в Совет Европы. В 1999-2002 гг. она была сопредседателем Комитета по вопросам парламентского сотрудничества между Грузией и ЕС. Между тем, решение по приему Грузии в Совет Европы было далеко не простым. В 1999 году Грузии предъявляли такие требования, как обеспечение репатриации месхетинских турок (были депортированы в 1944 году из Самцхе-Джавахети и из Аджарии), а также принятия корпуса законов по реституции имущества пострадавших в грузино-осетинском конфликте. Многое из этих требований за 8 лет удалось реализовать.
И, наконец, в ноябре 2001 года Бурджанадзе впервые избирается спикером национального парламента. Она пришла на эту должность, сменив будущего главу грузинского правительства и номера второго в революционном триумвирате 2003 года Зураба Жвания. Жвания был избран спикером Парламента Грузии после выборов 1999 года, но через два года оставил свой пост. В 2003 году после «революции роз» и до президентских выборов в январе 2004 года, а также в конце 2007 – начале 2008 гг. Нино Бурджанадзе исполняла функции главы Грузинского государства. Именно она дважды стояла во главе Грузии в периоды двух президентских избирательных кампаний, принесших победу Михаилу Саакашвили. Таким образом, два успеха действующего президента Грузии (январь 2004 и январь 2008 гг.) не в последнюю очередь – результат эффективной работы Бурджанадзе.
В свое время Михаил Саакашвили и Нино Бурджанадзе пришли в одну команду из разных политических лагерей, хотя каждый из них (а также и Жвания) успел побывать и в любимцах «белого лиса», а также испытать горечь разочарования в Эдуарде Шеварднадзе. «Революция роз» объединила этих политиков в ситуативный союз, однако у каждого из них были свои представления о собственной роли в политике и в истории Грузии. Со временем Михаил Саакашвили стал рассматривать свою роль, как миссию «собирателя земель», «отца всех грузин», «спасителя Отечества». Он был в гораздо большей степени склонен к популизму. Чего только стоят его обещания, данные в декабре 2007 года вынужденным переселенцам из Абхазии, вернуться в свои дома через полтора месяца. Рядом с таким политиком Нино Бурджанадзе (носитель умеренных взглядов) смотрелась не слишком естественно. Спикер Парламента Грузии нередко жестко критиковала Россию за проявления «имперского мышления». Однако она старалась не давать заранее невыполнимых обещаний.
По словам политолога и журналиста Виталия Портникова, «ситуация для Бурджанадзе только ухудшилась, когда Саакашвили начал борьбу с собственными соратниками, пытающимися усилить свое влияние во власти. В ситуации, когда пирога не хватает на своих, чужие тем более не нужны». Таким образом, Нино Бурджанадзе оказалась чужой среди своих. Своей среди оппозиционеров она пока не стала. Наверное, многие не простят ей излишней жесткости по отношению к участникам мартовской голодовки, а также твердой позиции в переговорах по конституционным поправкам и по Меморандуму оппозиции (он был подготовлен 29 января 2008 года). Впрочем, заполучить в свои ряды политика такого уровня было бы для любой партии выгодным делом. У Бурджанадзе есть такое важное для любого политика качество, как узнаваемость. В отличие от соперничающих друг с другом (а не только с властями) оппозиционеров Бурджанадзе не просто хорошо известный политик. У нее есть серьезные заслуги перед Грузинским государством и обществом, какое бы отношение сегодня не высказывалось в ее адрес.
Таким образом, уже в ближайшее время мы увидим, насколько серьезны намерения и амбиции Бурджаназде. Партия власти, по крайней мере, уже потеряла деятеля крупного калибра, одного из символов новой эпохи. Приобретет ли оппозиция нового лидера, неизвестно. Пока же, по мнению авторитетного грузинского политолога и психолога Рамаза Сакварелидзе, заявление Бурджанадзе о создании «Фонда развития демократии» означает, что «политика обретает интеллектуальный материал, что само по себе новое явление». Сакварелидзе справедливо считает, что Бурджанадзе всегда была сторонником умеренной политики, а потому «ее возвращение не будет в стиле конфронтации, и этим она внесет новизну в грузинскую политическую культуру». Остается ждать только одного, чтобы само грузинское политическое пространство оказалось готовым принять носителей такого «умеренного» стиля.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.