Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Кратко и неполно – о результатах выборов в Европаламент. В российском официозе радуются поражениям партий Макрона и Шольца. В европейской прессе – тревожатся об усилении правых популистов. А на самом деле? Спокойный анализ показывает, что революции не произошло. Да, сдвиг вправо – не только за счет популистов, правый центр «на круг» выступил лучше левого центра. Да, правых популистов стало немного больше, но это не «цунами».

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Российский мир

25.08.2008 | Сергей Маркедонов

«Осетинский прецедент» и ситуация в Приднестровье

«Пятидневная война» в Южной Осетии сформировала новый прецедент в Евразии. Теперь на его фоне обсуждение косовского «казуса» наверняка отойдет на второй план. Речь идет о попытке «государства-носителя» силой установить «конституционный порядок» и вмешательстве одного из ведущих мировых игроков для предотвращения развития подобного сценария. Возможность повторения ситуации в Южной Осетии стала предметом серьезного изучения в других государствах СНГ, в частности в Молдове, у которой также не все благополучно с обеспечением территориальной целостности. «Осетинский прецедент» стал одной из главных тем в ходе визита президента Румынии Траяна Бэсеску в Кишинев и в Киев. Румынский лидер 19-20 августа 2008 года совершил двухдневное турне по странам ГУАМ. Однако особого внимания Бэсеску удостоились Украина и Молдова. Оба эти государства «повязаны» приднестровским конфликтом. Молдова - его непосредственный участник, а Украина является посредником в мирном урегулировании.

Румыния активно вовлечена в политические процессы внутри Молдовы. Украина же, хотя и рассматривается Бухарестом, как союзник, имеет неоднозначную репутацию лично у Бэсеску и у румынского политического класса. Особые интересы Киева в Приднестровье вызывают у Бухареста недоверие (и даже подозрение, что Украина может «переварить» ПМР). Румыния, не имея ресурсов, сопоставимых с российскими или турецкими, пытается проводить «интернационализацию» Черноморского региона, стать «особо доверенным» партнером США и ЕС в этом вопросе, тем самым, повышая свой региональный статус.

Напомним, что президент Румынии (известный своей склонностью к популистским заявлениям на «патриотические темы») не раз заявлял о необходимости достижения единства румынской нации. В начале 2006 года на встрече с молдавскими учениками средних школ - победителями олимпиад по «Истории румын» Бэсеску высказал следующий тезис: «Румыния и румыны – единственная страна, единственный народ, оставшийся в Европе разделенным после воссоединения Германии... Румыния все еще остается разделенной на две страны, и их объединение произойдет внутри Европейского Союза и никак иначе». 23 ноября 2007 года президент Румынии Траян Бэсеску снова вернулся к теме единства румынской нации. Во время встречи со студентами университета «Нижний Дунай» в городе Галац Бэсеску заявил, что «румыны с обоих берегов Прута (т.е. собственно румыны и граждане Республики Молдова - С.М.) не будут долгое время разделены и объединятся в рамках ЕС… После того как Молдавия войдет в ЕС, останется только нарисованная граница, а Риббентроп и Молотов встанут из могил от негодования, что намеченной ими границы уже не существует». До тех же пор пока Молдову официально не пригласили в Евросоюз и страшные тени не были потревожены, Бухарест щедро раздавал свои паспорта и визы молдавским гражданам (что не давало повода, как в случае с Абхазией и Южной Осетией говорить о повторении опыта Судет).

17 апреля 2008 года Бэсеску для острастки упредил «имперские аппетиты» Украины. Тогда он заявил, что «если в Киеве строят планы по присоединению Приднестровья к Украине, там должны учитывать и необходимость возврата Молдавии территорий Южной Бессарабии и Северной Буковины». Тогда же румынский лидер жестко прошелся и по позиции Москвы, заявив, что Россия «никогда не будет решать, кому вступать в НАТО, а кому нет», поддержав североатлантические устремления Киева и Тбилиси. В августе 2008 года Бэсеску снова поддержал интеграционные устремления Грузии и Украины. Но главной его задачей было обсуждение текущего состояния дел в зоне молдавско-приднестровского конфликта, а также такой проблемы, как интернационализация процесса мирного урегулирования. По словам директора Молдавского института публичной политики Аркадия Барбароша, президента Румынии «можно считать посланцем Евросоюза, США и НАТО: глава Молдавии Владимир Воронин, который в последнее время не очень ладил с румынским коллегой, согласился принять его немедленно, так как его попросили об этом». Как показывает ситуация с провалом «плана Козака», к советам друзей из «дальнего зарубежья» Воронин привык относиться с должным вниманием. По мнению Аркадия Барбароша, «Москва давно ждала повод, чтобы ввести войска в Южную Осетию, и Саакашвили ей этот повод дал», а потому сегодня «в молдавской столице сегодня подсчитывают, сколько времени понадобится 18 приднестровским танкам, чтобы дойти до Кишинева». Эти (и многие другие) подсчеты стали предметом диалога между президентами Румынии, Молдовы и Украины.

Между тем, даже поверхностного взгляда на два евразийских конфликта достаточно, чтобы понять неправомерность переноса «осетинского прецедента» на приднестровскую почву. В отличие от Грузии Молдова не имела и не имеет сейчас военного превосходства над ПМР. А потому в Кишиневе говорят про 18 танков из Тирасполя, но не о танковой угрозе, исходящей из столицы Молдовы. Молдова не вела в течение четырех лет массированных закупок новейшего вооружения и не привлекала для обучения своих военных такого количества американских или израильских инструкторов. После «заморозки» конфликта на Днестре в 1992 году Молдова не предпринимала попыток «разморозить» его силовым способом, как это делала Грузия, начиная с августа 2004 года. Все «размораживающие» действия Кишинева свелись к корректировке таможенных и пограничных правил, а также к приостановке переговорного процесса (который имел некоторое оживление в нынешнем году). Вообще градус насилия на Днестре самый низкий, если сравнивать этот конфликт со всеми другими на территории бывшего СССР. Молдова не претендует на вступление в НАТО, предпочитая нейтралитет. Кишинев готов к компромиссам с Москвой (речь идет о признании российской собственности в Молдове). И, наконец, у РФ и ПМР нет общей границы, непосредственным соседом непризнанной республики является Украина. Таким образом, внешняя политика ПМР по определению диверсифицированная в отличие от однозначно пророссийского курса Южной Осетии.

И, тем не менее, события в Южной Осетии привели политическую элиту и общественность Молдовы в некоторое движение. Молдова, как и большинство стран СНГ не высказалась жестко и определенно по ситуации в Цхинвали и вокруг него. Фактически Кишинев присоединился к Декларации Евросоюза, в которой содержались общие положения о необходимости всем сторонам конфликта воздержаться от использования силы. «При этом кризис нужно решать с соблюдением суверенитета и территориальной целостности Грузии», - говорилось в заявлении. Политику Михаила Саакашвили Воронин не осудил, но в то же время не поехал 12 августа 2008 года в Тбилиси поддерживать союзника по ГУАМ, как это сделал его украинский коллега Виктор Ющенко. Лишь 20 августа 2008 года по прошествии «пятидневной войны» на пресс-конференции, посвященной визиту румынского президента, Воронин озвучил тезис о необходимости расширить формат миротворческой миссии в Приднестровье. По его мнению, «в настоящее время необходимо реструктурировать миротворческие силы в государствах, где они действуют, в частности, в странах с замороженными конфликтами». Особенно следует повысить роль Европейского Союза в реинтеграции Молдовы, - считает Владимир Воронин.

В принципе в этой идее нет принципиальной новизны. «Августовские тезисы» Воронина- это повторение того, что в Кишиневе говорили не единожды, начиная с 2002 года. По словам бывшего сопредседателя Объединенной контрольной комиссии (аналог Смешанной контрольной комиссии по Южной Осетии) от ПМР Александра Порожана, «после встречи Воронина с Путиным и Медведевым вопрос о реструктурировании миротворческого формата был закрыт, но сейчас после обострения грузино-осетинского конфликта в Кишиневе эту тему пытаются реанимировать. Безусловно, с такой идеей и без поддержки России Воронину и его компартии будет достаточно сложно выиграть выборы. На мой взгляд, он качественно усложняет свою жизнь».

Оставим сейчас в стороне тему выборов в Молдове (они намечены на 2009 год). Это - самостоятельная тема. Необходимо отметить лишь, что окончательная «разморозка» двух конфликтов на Южном Кавказе (Абхазию также нельзя терять из виду) подхлестнула миротворческую активность в других точках Евразии. Но насколько оправданы надежды на то, что «расширение миротворческого процесса» станет оптимальным результатом, что оно предотвратит повторение «осетинского прецедента». У нас на глазах развивается процесс урегулирования (иногда это, скорее, имитация) конфликта между Арменией и Азербайджаном. В этом конфликте у РФ нет «контрольного пакета». Процесс ведет группа посредников (Минская группа ОБСЕ, куда помимо России входят Франция и США). И насколько результаты этого урегулирования лучше, чем в Абхазии и в Южной Осетии? Да, в Карабахе сегодня нет активного военного противоборства, которое случилось в августе в Южной Осетии. Но в том нет заслуги посредников. Во-первых, военный провал Грузии сделал намного более сдержанным (даже в риторике) Азербайджан. Во-вторых, почти 200-километровая линия фронта делает азербайджанский блицкриг невозможным. Именно это, а не международный формат переговоров спасает от возобновления войны (хотя за прошлый год на линии прекращения огня количество перестрелок увеличилось). Более того, в случае с Молдовой и ПМР и сегодня мирное урегулирование уже интернационализировано по факту. Напомним, что переговорный формат по этому конфликту определяется, как «5+2». Два - это стороны конфликта, 3 посредника (РФ, Украина, ОБСЕ) и два наблюдателя (США и Европейский Союз). Что мешает ЕС «наблюдать» более активно? И станет ли такое «наблюдение» более качественным, если роль РФ уменьшится (а с ней и доверие к мирному процессу со стороны ПМР). В реальности доверие Тирасполя - это не ничтожно малая величина, которой можно пренебречь. Более того, попытка вытеснить РФ из мирного процесса (или преуменьшить ее роль и игнорировать легитимные интересы) отрицательно повлияют на всю динамику урегулирования, поскольку сделают позиции ПМР менее конструктивными.

Однако заявления Владимира Воронина при всей их неоднозначности можно рассматривать, как весьма осторожные и умеренные по духу. В отличие от своего коллеги украинский лидер продемонстрировал «чапаевский стиль». В ходе встречи с Траяном Бэсеску Ющенко заявил: «Нам нужно начать немедленно размораживать конфликт в Приднестровье. Ведь грузинский конфликт может стать началом аналогичного сценария». Что подразумевал Виктор Андреевич под «разморозкой», трудно сказать. Однако следует отметить, что 4 года «разморозки» (то есть попыток изменить баланс сил и переговорные форматы в Южной Осетии) закончились кровавым противостоянием, привели к человеческим жертвам и беженцам с двух сторон. Готов ли украинский лидер к повторению подобного сценария? В любом случае было бы очень хорошо, если в погоне за интернационализацией мирного процесса лидеры СНГ хотя бы в минимальной степени осознавали ответственность, которая лежит на них. Иначе в борьбе с «имперскими призраками» можно «разогреть» не один «замороженный» конфликт.

Сергей Маркедонов - заведующий отделом проблем межнациональных отношений Института политического и военного анализа, кандидат исторических наук

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net