Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

25.09.2008 | Сергей Маркедонов

Гагаузия: заявка на участие

19 сентября 2008 года независимость Абхазии и Южной Осетии признала Гагаузия. Это – автономно-территориальное образование в составе Республики Молдова, имеющее конституционное название Гагауз Ери. Оно располагается на Юге Молдовы. Территория этого образования невелика (впрочем, как и сама Республика Молдова). Площадь Гагаузии составляет 1848 кв. км или 5,5% общей территории Республики Молдова. По данным переписи населения 2004 года в этом автономном образовании проживает 155,6 тысяч человек или 4,6% населения Республики Молдова. При этом на долю гагаузов (тюркоязычный народ) приходится 82,1% общей численности жителей автономии (127,8 тысяч человек), болгар – 5,1% (8 тысяч человек), молдаван – 4,8% (7,5 тысяч человек), русских – 3,8% (5,9 тысяч человек), украинцев – 3,2% (4,9 тысяч человек), других национальностей – 1%.

Однако, как это не раз уже бывало в постсоветской (и не только) истории статистки и арифметика далеко не всегда является определяющим фактором в политике. Поэтому решение Народного Собрания Гагауз Ери не следовало бы считать маргинальным событием в череде экзотических признаний независимости двух бывших грузинских автономий. Практически одновременно с Гагауз Ери независимость Абхазии и Южной Осетии признала т.н. Сербская Республика Краина. Почему так называемая? Потому, что с 1995 года она не имеет инфраструктуры, является «образованием в изгнании», располагающимся на территории Сербии. Как говорится, свое дело она уже проиграла Хорватии в августе 13 лет назад. Гагаузия – иное дело. Начав на закате советской империи борьбу против унитаристских тенденций в самоопределяющейся Советской Молдавии, гагаузская элита получила автономный статус, определенные привилегии и влияние (хотя последнее то увеличивалось, то уменьшалось) и смогла без открытых конфликтов завоевать свое место под солнцем. Таким образом, его признание требует к себе пристального внимания.

Одно дело, когда независимость Абхазии и Южной Осетии признает Нагорный Карабах или Приднестровье. Это - непризнанные образования, которые, конечно же, доказали свою жизнеспособность и обладают внутренней непризнанной миром легитимностью среди своих граждан. Но с точки зрения хотя бы и виртуального, но все же международного права, их не существует, потому что их субъектность никем не признана. Иное дело, когда в пользу признания независимости говорят такие политики, как Виктор Янукович (дважды премьер-министр Украины, крупной постсоветской страны, за плечами которого своя партия и почти треть голосов граждан «незалежной державы», а также перспективы повысить свой статус). Гагаузия по своим масштабам даже не промышленно развития украинская область. Однако - это часть признаваемого миром политического пространства Молдовы, а также важный рычаг политического давления и влияния на общереспубликанский курс этого государства. Заявить в том духе, что, мол де «кто такие эти гагаузы» в Кишиневе не могут. Особенно, когда одно Приднестровье уже имеется, а света в конце тоннеля под названием «мирное разрешение» конфликта пока не видно. Естественно, нельзя впадать в эйфорию и праздновать победу. Решение Народного собрания автономно-территориального образования в составе было принято не в едином порыве. За признание проголосовало 18 из 34 депутатов парламента. Основанием для этого стали договоры, которые в начале 1990-х гг. были подписаны автономией в составе Молдовы и двумя де-факто государствами, отделившимися от Грузии. Депутаты от Партии коммунистов республики Молдова (ПКРМ), правящей и пропрезидентской партии бойкотировали процедуру голосования. Однако, если мы будем исходить из понимания демократии, прежде всего, как процедуры, то решение Народного собрания можно считать демократическим. По практическим же соображениям это то решение, от которого будет трудно просто отмахнуться официальному Кишиневу.

Во-первых, всегда в подобных ситуациях актуализируется история. В начале 1990-х гг. общественное движение в Гагаузии было весьма активным. Еще до образования ПМР (Приднестровской Молдавской Республики) на территории Молдавии была в августе 1990 года провозглашена Гагаузская Республика. В отличие от Грузии и Азербайджана в Молдавии в советское время не было автономных образований, а потому ни Приднестровье, ни Гагаузия не имели до 1990 года своей властной инфраструктуры. Имена Гагаузия, территория бывшей Советской Молдавии стала пионером в движении самопровозглашенных республик (для сравнения Нагорный Карабах провозгласил свою независимость в декабре 1991 года). В отличие от самоопределяющегося Кишинева Комрат (столица Гагаузии) заявлял о своем стремлении остаться в составе «обновленного Союза». Однако на фоне военного противоборства между Тирасполем и Кишиневом проблемы Гагаузии были решены мирным путем. В 1994 году на территории Гагаузии прошел референдум, на котором население региона выступило в пользу автономного статуса в составе Молдавского государства. Тогда же национальный парламент Республики Молдова принят особый Закон, регламентирующий статус Гагауз Ери в составе единого государства. В соответствии с Законом «Об особом правовом статусе Гагаузии» и «Об административно – территориальном устройстве Гагаузии» территория автономии включает в себя три района и 26 населенных пунктов. В Гагауз Ери три официальных языка (гагаузский, молдавский и русский).

«Особый статус» Гагузии дает ей право на участие в формировании внутренней, социально-экономической и (внимание!) внешней политики единой Молдовы. Отсюда и большой набор договоров, которые Гагауз Ери подписала с различными субъектами РФ, областями Украины и Белоруссии, Румынии, Болгарии, Чехии, Польши и Литвы. Особая статья - взаимоотношения с Турцией. Анкара традиционно оказывает поддержку и покровительство тюркоязычным народам по различным линиям. И хотя гагаузы Молдовы в большинстве своем исповедуют христианство, турецкая помощь поступает в автономию. За счет турецких средств в Гагауз Ери была модернизирована система водоснабжения, а также открыт молдавско-турецкий лицей, который открывает образовательные перспективы для получения высшего образования в Турции. Таким образом, мы можем говорить о диверсифицированной внешнеэкономической деятельности автономии. Следовательно, считать нынешнее решение Народного собрания Гагуз Ери исключительно «кознями Кремля» (что уже многие в Кишиневе с успехом делают) было бы изрядным упрощением.

В течение конца 1990-х - начала 2000-х гг. политики и общественность Гагаузии не раз поднимали вопрос о том, что статус автономии - это не победа Кишинева, это –система взаимных обязательств, ответственности, учета интересов друг друга. Многие не раз (и публично) выражали недовольство тем, что Кишинев считает автономный статус именно своей победой, но никак не компромиссом. В интервью корреспонденту информационному агентству «REGNUM» 23 сентября 2008 года руководитель Социал-демократического института Молдавии Богдан Цырдя справедливо заметил: «С приходом Михаила Формузала (был избран главой Гагаузии 17 декабря 2006 года - С.М.) противостояние между Кишиневом и Комратом только усилилось, достигнув точки кипения. Попытки Кишинева урезать прерогативы автономии, натолкнулись на яростное сопротивление гагаузских элит».

Следовательно, попытка признания Абхазии и Южной Осетии - это в определенной мере заявка на участие в определении внешнеполитической стратегии единого Молдавского государства, частью которого является и Гагауз Ери. Это - не сепаратизм или уход в «орбиту интересов Кремля». Комрат пытается доказать, что его голос тоже должен быть услышан, и что он должен быть для Владимира Воронина и его команды (а также для его возможных преемников) важнее, чем голос Михаила Саакашвили. Конечно. Кишинев может игнорировать мнение, присутствующее в своей автономии, считая солидарность с Тбилиси более важной. Однако спасти Грузию от провала не получится, а спровоцировать напряженности внутри страны представляется возможным. Впрочем, каждый делает свой выбор сам.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net